Научная работа: Проблема интерпретации романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
"Добро и зло" –
понятия философские. Понятия вечные и неразделимые. И, пока живы дух и сознание
человека, они будут бороться друг с другом. Добро будет «открываться"
человеку, освещая ему путь к истине, а зло – завлекать людей к пороку. Такую
борьбу и представляет нам Булгаков в романе "Мастер и Маргарита".
Своеобразие романа
заключается в том, что перед нами представлены два пласта времени. Один связан
с жизнью Москвы. 20-х годов двадцатого века, другой – с жизнью Иисуса Христа.
Булгаков создал как бы "роман в романе", и оба эти романа объединены
одной идеей – поиском истины.
Смех и печаль, радость и
боль перемешаны в романе воедино, как в жизни, но в той высокой степени
концентрации, которая доступна лишь сказке, поэме. "Мастер и Маргарита"
и есть лирико-философская поэма в прозе о любви и нравственном долге, о
бесчеловечности зла, об истинном творчестве, которое всегда является
преодолением бесчеловечности, порывом к свету и добру.
Перенесемся в далекий
Ершалаим, во дворец прокуратора Иудеи Понтия Пилата. Перед прокуратором
предстал человек 27 лет, обвиняемый в подстрекательстве к разрушению
ершалаимского храма, у которого руки "связаны за спиной, под левым глазом
синяк". Звали его Иешуа. Он не боится возражать прокуратору, у него своя
жизненная философия: "Злых людей нет, есть люди несчастливые”. Понтий
сразу убедился в невиновности арестанта, кроме того, он понял, что Иешуа
обладает загадочной силой, ведь он умеет лечить. Поэтому прокуратор задумал
спасти этого таинственного человека: объявить его сумасшедшим и выслать на
остров в Средиземное море, туда, где находится его резиденция. Однако
осуществить эту идею не удалось. Иуда из Кариофа за 30 серебряников предал
Иешуа, представив показания, по которым арестанта следовало немедленно казнить.
Да и сам Иешуа не захотел отрекаться от истины. Он считал, что "всякая
власть - насилие над людьми", что "настанет время, когда не будет ни
кесарей, ни другой власти. Человек перейдет в царство истины". Итак, Иешуа
казнен. Но почему же мучается Понтий Пилат? Иешуа нес людям добро, у него был
высокий уровень сознания и чистая душа. Он, и только он отважился сказать свое
слово о добре и истине. Значит душа его была свободна. А могущество Понтия
оказалось мнимым. Он трус, он раб своей должности и карьеры. Он всего лишь
пешках руках императора. И хотя у Понтия Пилата было желание спасти Иешуа,
однако преступить цепи рабства свыше его сил. Где же победитель? Иешуа казнен,
Понтий лишен покоя. Но у Учителя остался ученик, продолжающий дело его, - Левий
Матвей. Значит истина, свет, добро и правда все же победили.
События "Мастера и
Маргариты" начинаются "однажды весной, в час небывало жаркого заката,
в Москве, на Патриарших прудах". В столице появляются Сатана и его свита.
Дьяволица, один из любимых авторских мотивов, здесь, в "Мастере и
Маргарите", играет роль вполне реалистическую и может служить
блистательным примером гротеско-фантастического, сатирического обнажения
противоречий Живой действительности. Воланд грозой проносится над булгаковской
Москвой, карая глумливость и непорядочность.
Воланд появился в Москве,
чтобы "испытать" героев романа, воздать должное Мастеру и Маргарите,
сохранившим верность друг другу и любовь, покарать взяточников, лихоимцев,
предателей. Суд над ними вершится не по законам добра, они предстанут перед
судом преисподней. По мысли Булгакова, в сложившейся ситуации со злом следует
бороться силами зла, чтобы восстановить справедливость. Вершителем правосудия в
романе является Воланд. Он судит жителей города по совершенным ими поступкам. И
самоуверенный Берлиоз, и Варенуха-доносчик, и пьяница Степа Лиходеев – все
получают по заслугам.
Но вот в чем загадка:
совершил ли Воланд благо? Воланд возвращает Мастеру его роман о Понтий Пилате,
который Мастер сжег в приступе страха и малодушия. Миф о Пилате и Иешуа,
воссозданный в книге Мастера, переносит читателя в начальную эру духовной
цивилизации человечества, утверждая мысль о том, что противоборство добра со
злом – вечно, оно кроется в самих обстоятельствах жизни, в душе человека, способной
на возвышенные порывы и порабощенной ложными интересами сегодняшнего дня.
Фантастический поворот
дела позволяет писателю развернуть перед нами целую галерею персонажей весьма
неприглядного вида, проведя аналогию с самой жизнью. Внезапная встреча с нечистой
силой выворачивает наизнанку видимость всех этих берлиозов, лагунских,
майгелей, Никаноров Ивановичей и прочих. Сеанс черной магии, который Воланд со
своими помощниками дает в столичном варьете, в буквальном и переносном смысле
"раздевает" некоторых граждан из зала. В Москве есть только одно
заведение, где люди остаются самими собой - клиника Стравинского, сумасшедший
дом. Именно там Бездомный излечивается от навязчивых догм Берлиоза, где он
прозревает и становится последователем и учеником Мастера. Мастер в романе не
смог одержать победу. Сделав его победителем, Булгаков нарушил бы законы
художественной правды, изменил бы своем чувству реализма. Но разве пессимизмом
веет от финальных страниц книги? Нет! На земле у Мастера остался ученик и
бессмертный роман, которым суждено продолжать борьбу добра со злом.
Итак, о чем же роман
Булгакова? Он – об ответственности человека за все добро и зло, которые
совершаются на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих или к
истине и свободе, или к рабству, предательству и бесчеловечности. Он – о
всепобеждающей силе любви и творчества, возносящий душу к горным высотам
истинной человечности.
Глава III. Социально-политическое звучание
романа
В своей главной книге
Булгаков показывает нам не только нравственные противоречия внутри человека, но
и жизнь и проблемы советского общества. Этот роман можно назвать историческим
потому, что он насыщен тончайшими деталями быта и неповторимыми характерами
людей. Отныне мы всегда будем представлять тогдашнюю Москву и ее жителей по
булгаковскому роману.
Из-за масок, панцирей и
наигранно «простецких» харь выглянули живые реальные лица. Не ангелы, конечно.
Люди оказались интереснее и сложнее той большой, но весьма простой лжи, по
которой их заставляли жить на службе и дома. Как же хорошо сказано в черновиках
книги об Иване Бездомном, которого ловкий демагог и провокатор Воланд нарочно
назвал «вруном свинячим»*. Вот нам мгновенная «фотография» диалектики
заскорузлой, заблудшей души.
Прав был эмигрантский
критик В. Завалишин, когда писал о Булгакове: «Я не знаю другого сатирика,
который создал бы столь смелые, правдивые и выразительные ______________ * Булгаков М.А. Великий канцлер:
Черновые редакции романа «Мастер и Маргарита». – М., 1992. карикатуры на советского человека и
на ту атмосферу тридцатых годов, которая сплющивала и уродовала и жизнь, и
духовный и нравственный облик человека».
Трудно назвать книгу 30-х
годов, которая бы так была насыщена точно найденными приметами времени.
Зоркость и памятливость автора поразительны, мысль свободно от всех шор и
штампов эпохи. Достаточно вспомнить, как изображены в романе сами писатели,
«разбойники под именем писателей», как назвал их прозревший Иван Бездомный,
превратившие литературу в недостойный торг и поставившие напротив бронзового
Пушкина помпезный памятник знаменитому поэту Александру Ивановичу Житомирскому,
скончавшемуся в 1933.
Но вот гость из другого
мира, таинственный и любопытный барон Майгель, которого убивает все же не
Азезелло, как кажется испуганной Маргарите, а ворвавшиеся в квартиру
вооруженные люли. Булгаков знал прекрасно воспитанного «сопровождающего» всех
видных иностранцев, бывшего барона, тоже, кстати, киевлянина, Бориса Сергеевича
Штейгера, охотно и беспрепятственно посещавшего дома вождей партии и
государства, посольства, писательские и актерские собрания, работавшего в
Наркомпросе под налом известного поклонника юных балерин Авеля Енукидзе и в
1937 году расстрелянного вместе со своим начальником. И запечатлел в романе
страшную иронию судьбы: лощеного соглядатая убивают «товарищи по оружию».
В Берлиозе есть черты
Михаила Кольцова, человека талантливого, но принявшего условия дьявольской игры
и так же хладнокровно уничтоженного «товарищами». Опаснейшая тема увидена во
всей ее сложности, ибо за ней стоит одна из главных идей булгаковскго романа –
возмездие, возданное полной мерой за поступок, за зло и предательство. Все эти
люди получили то, что заслуживали. В черновой редакции романа Воланд лениво
укоряет хладнокровного убийцу Бегемота: «И зачем тебя выучили стрелять! Ты
слишком скор на руку. – Ну, не я один, сир, – ответил кот».
В смешных словах
«ворошиловского стрелка» Бегемота: «Берусь перекрыть рекорд семеркой» -
иронические отзвуки боевой железобетонной фразеологии ударных строек 30-х
годов, воспетых В. Катаевым и др. Тогда это считалось кощунством и каралось
соответственно.
Хороши и сцены в
Торгсине, и выливший в причудливую форму сна Босого вполне жизненный сюжет о
массовом и принудительном изъятии у «населения» золота и валюты. Сам Булгаков
был скромным покупателем торгсиновских сокровищ, а сцена садистского
«уговаривания» держателей золота и валюты записана им со слов Н.Н. Лямина,
сидевшего в Бутырской тюрьме. Даже тетка первой жены Лямина, купчиха Прохорова,
сохранилась в романе как забавный персонаж, хотя ничего смешного в
бесчеловечном государственном грабеже людей не было.
Но именно в Торгсине
появляется вдруг безымянный «человек из народа», сухонький человек с
пироженными, смело крикнувший: «Правда!». Это уже голос народного гнева. А
домработница Наташа говорит значительную фразу: «Ведь и мы хотим жить и
летать!» В «Мастере и Маргарите» люди заговорили и, сами, пугаясь и удивляясь,
сказали запретную и опасную правду. Народ у Булгакова не безмолвствует, автор
понимает его трудное положение, страшную угнетенность, новую крепостную
зависимость.
Страницы: 1, 2, 3, 4 |