Научная работа: Нравственно-религиозный аспект романа Чингиза Айтматова "Плаха"
Последним, кого
рассматривает Чингиз Айтматов в системе религиозных и морально-нравственных
ценностей в своем романе “Плаха”, является Бостон Уркунчиев. Этот человек
является добросовестным работником, передовиком-чабаном, он, единственный из
всего совхоза старается жить достойно, а не существовать, как это делают другие
пастухи. Когда он о чем-то говорит, то не виляет вокруг да около, а, напротив,
прямо, ясно и по делу излагает свои мысли. Вот какой человек Бостон Уркунчиев:
работящий, честный, прямой, добропорядочный. Как ни странно, но на первый
взгляд кажется, что Бостон человек неверующий. Но детальный анализ всей истории
чабана показывает, что все-таки отношения у него с Богом складывались, хотя то
были и очень непростые. Они, если можно так сказать, находятся у Бостона на
подсознательном уровне, ведь если вдуматься, то когда ему разводить прении о
морально-нравственном долге человека, о необходимости веры в Бога, как о важнейшем
институте совершенствования личности. Но и глупо будет полагать, что
подсознательно, значит бездумно, просто религия, вера находится у Бостона в
крови, он соблюдает ее обычаи во всех делах своих. Если задаться вопросом, что
же является Богом для данного героя, то после изучения его образа жизни,
отношения к ней, можно предположить, что Бог для Бостона – это его работа,
которую он делает каждый божий день. И действительно, он ежедневно встает в
шесть утра, чтобы весь день провозиться с овцами и лечь за полночь, но это не
мешает ему свято верить в то, что он делает, а если верить, то во что-то,
значит, есть у Бостона Бог. Лишь в конце романа он поступился своими
принципами, но на то были веские причины, о которых мы поговорим в заключении
нашей работы. В остальном же, как мы уже успели убедиться, Бостон - человек,
любящий свое дело и свято верящий в его пользу. Ну и что, что его Бог – работа,
ведь это все же лучше, чем любая другая пагуба; работа так же, как осознание
Авдием своего предназначения, привносит гармонию в жизнь Бостона Урукчиева,
наполняет ее смыслом, от этого и труд у него одухотворенный, то есть такой, в
который хочется вкладывать душу, который приносит не только усталость, но и
удовольствие. В общем, у каждого Бог свой, и у Бостона он такой; главное,
чтобы, как уже было отмечено выше, вера приносила в жизнь гармонию и смысл,
созидала, а не разрушала, а уж, как и во что верить, это дело каждого, ведь у
всех нас своя дорога к Всевышнему.
Заключение
Вот и подошла к концу
исследовательская часть нашего научного труда. Теперь пришло время сделать
выводы относительно тех целей и задач, которые мы ставили веред собой вначале
работы. Итак, что же представляет собой внутренний мир человека эпохи
шестидесятых годов, какие морально-нравственные ценности составляют основу его
личности, во что он верит, а что отрицает. Однозначного ответа на данный вопрос
нам найти не удалось, и на это есть свои причины: шестидесятые годы двадцатого
века – время чрезвычайное противоречивое, особенно для нашей страны, как
говорит Авдий Каллистратов “То был век сомнений, вызывающих, в свою очередь,
новые сомнения и так до бесконечности!” Более того, люди стали настолько
разобщенными в своих взглядах, что даже понятие традиционной морали стало
категорией расплывчатой, условной, ведь в век сомнений каждый был волен
подразумевать под этим определением вещи лично для него выгодные. Но все же
время не обманешь, оно все расставит на свои места, так получается и с героями
романа Чингиза Айтматова “Плаха”. Нравственно-религиозные воззрения членов
“Хунты” и гонцов не проходят испытание временем, ведь вера в деньги, травку и
алкоголь превращает их в моральных уродов, деградировавших настолько, что им
уже нет места в человеческом обществе. А исключение из человеческого общества –
ни есть ли это полнейшее фиаско человеческой личности?! Наверное, есть. Этим
примером Чингиз Айтматов иллюстрирует губительность стремления к подмене Бога,
веры, морали, нравственности фальшивыми идеалами. Это самообман, который не
приведет куда угодно, только не к истинной гармонии между сознанием, душой и
телом человека.
Список литературы
1) В. Левченко Чингиз Айтматов. - М., 1983. 2) Ч. Айтматов
Статьи, выступления, диалоги, интервью. - М., 1988. 3) Г.Гачев Чингиз Айтматов
и мировая литература. - Фрунзе, 1982. 4) В. Коркин Человеку о человеке. -
Фрунзе, 1974.
|