рефераты рефераты
Главная страница > Научная работа: Нравственно-религиозный аспект романа Чингиза Айтматова "Плаха"  
Научная работа: Нравственно-религиозный аспект романа Чингиза Айтматова "Плаха"
Главная страница
Новости библиотеки
Форма поиска
Авторизация




 
Статистика
рефераты
Последние новости

Научная работа: Нравственно-религиозный аспект романа Чингиза Айтматова "Плаха"

Теперь обратимся к юности Авдия Каллистратова и посмотрим, что происходит в его внутреннем мире в этот период его жизни. Сначала все идет как нельзя лучше: Авдий числится одним из самых способных учеников семинарии, его любят отцы-учителя, ему пророчат большое будущее. Но жизнь непредсказуема, и вот в одночасье из прилежного ученика главный герой превращается в еретика-новомысленника, его исключают из семинарии, да еще вдобавок квартиру, где их семья жила многие годы, забирают в связи со смертью дьякона Каллистратова незадолго до вышеописанных событий. В чем же причина столь трагических перемен в Авдии, почему судьба так сильно ударяет его? Во-первых, определенную роль мог сыграть юношеский максимализм, ведь в пору своего отрочества свойственны претензии к сложившимся в обществе канонам бытия, желания изменить сложившийся ход вещей. Такая же история отчасти произошла и с Авдием, который, будучи юношей, горячим и чувствительным, попытался внести изменения в данное раз и навсегда слово Божье. Но делал это он не из корысти, а из желания помочь изверившимся людям вновь обрести Господа в сердце и душе их. Отчасти, Авдий мог и сам быть подвержен кризису веры, ведь видя страдания окружающих, испытывая постоянное давление со стороны государства на верующих людей, да еще и очень глубоко переживая смерть отца, он мог усомниться в справедливости веры, ведь ничего не стоит подумать: “Почему мне за праведную жизнь и истовую веру в господа-Бога, посылаются одни страдания, а другим, менее достойным, счастье и благодать?!” Может, причиной было и это, ведь все может быть, но для нас куда важнее итоги исканий Авдия, перемены, произошедшие в его внутреннем мире вследствие инакомыслия. Итогом же этих исканий может быть не что иное, как обретение героем истинной веры в Бога, коренное изменение его судьбы, жизни, сознания собственного предназначения. Как мы увидим далее, этот вывод далеко не голословен, более того, он подтверждается дальнейшим ходом повествования.

Следующей по хронологии в биографии Авдия Каллистратова является его поездка с гонцами в Моюнкумские степи. Почему же наш герой оказывается в преступной среде, какие намерения руководят им и что за жизненный урок он выносит из данного предприятия?! Конечно же, едет он не из корысти, а из морально-нравственных соображений, а именно, на основе полученного опыта он хочет создать серию очерков на тему наркомании в молодежной среде, проблему, безусловно, важную и требующую общественного резонанса. Более того, с помощью своих статей Авдий, как начинающий репортер, надеется найти новый путь к сердцам и умам читателей, что впоследствии, как он думает, откроет ему возможность публиковать свои идеи о модернизации веры и о Боге-современнике, начать разговор на самую сокровенную для него тему. Что же выходит из плана Авдия на самом деле? Сначала все идет, как задумано: наш герой «вливается» в среду гонцов-добытчиков конопли, изучает их мир, понятия, законы, по которым они живут. И все бы ничего, если бы не нарастающее в его душе отчаяние, негодование в связи с нравственной деградацией гонцов, таких же, как он мальчишек. Это обстоятельство, можно сказать, является судьбоносным для Авдия Каллистратова, ведь вопреки всем принципам инстинкта самосохранения, он пытается переубедить гонцов, наставить их на путь истинный. Разговор с Гришаном, драка в товарняке, - вот ключевые моменты в судьбе главного героя, ведь именно тогда он преодолевает внутренний конфликт в своей личности, вновь обретает потерянную гармонию, осознает суть своего предназначения. Только в призме этих событий Авдий понимает призрачность, нецелесообразность идей о Боге-современнике и о реформации веры; помогать людям, нравственно воскрешать их – вот новый смысл жизни Авдия Каллистратова, причем делать это, он согласен любой ценой, даже ценой собственной жизни, что является знаком возвращения героя от ереси к истинной вере. Как говорил Чингиз Айтматов: “Кто много страдал, тот много познал,”- наверное, в этой фразе и заключена вся истина пребывания человека на этом свете, ведь Авдий через перенесенные им страдания обретает нового себя, более того, он встречает на той далекой узловой станции Жалпак-Саз любовь всей своей жизни – Ингу Федоровну, а не есть ли это высшая награда за все его страдания?! В общем, после путешествия в Моюнкумские степи главный герой становится совсем другим человеком, человеком у которого в душе течет светлая и чистая река, берущая начало свое из ручьев веры, сознания, любви. Другими словами, Авдий Каллистратов приходит к высшей точке понимания бытия, когда между духом, телом и умом его наступает гармония, и он четко знает, какова его цель в этой жизни.

Последним событием в биографии главного героя становится его второе путешествие в Моюнкумские степи. Привело туда его ни что иное, как желание вновь встретится с Ингой Федоровной после долгой разлуки, тем более что они должны были решить вопрос о создании семьи, ведь оба успели очень сильно полюбить друг друга и хотели начать новую счастливую жизнь. И все бы было хорошо, если бы опять не вмешалась судьба: возлюбленная Авдия уехала в Джамбул, чтобы решить вопрос относительно опеки над ее сыном от первого брака, а Авдий, прибывший как раз в момент отсутствия Инги, вынужден был покорно ждать ее приезда, ведь на ситуацию он повлиять никак не мог. Мелочи, обстоятельства, случаи и случайности, которым мы, по сути, не придаем значения, но которые, как ни странно, определяют нашу судьбу, незримо вмешиваясь в запланированные нами действия, сыграли роль и на этот раз. Случилось же так, что именно в тот момент, когда Авдий ходил по станции Жалпак-Саз в суматохе мыслей о его будущем с Ингой Федоровной (а поездка ее в Джамбул действительно носила судьбоносный характер для их отношений), он попался на глаза Обер-Кандалову, собиравшему группу для облавы в Моюнкумах. Главный герой, не задумываясь, откликнулся на предложение Обера, ведь мысли о возлюбленной тяготили его, подобно Гордееву узлу, туго затянутому вокруг шеи, узлу, который он не в силах был развязать – максимум только позабыть о нем на время. Природа человека такова, что, чем дольше он ждет приговора, тем сильнее драматизирует события, явственнее представляет себе самую трагическую развязку сложившихся обстоятельств. Видимо, такое стечение обстоятельств было уготовано для главного героя самой судьбой, и поэтому ему не оставалось ничего, кроме как согласится на неожиданно подвернувшуюся «шабашку», ведь таким способом он мог отвлечься и от тяжелых мыслей об их с Ингой будущем и, что немаловажно, подзаработать денег. Поездка на облаву в Моюнкумы обернулась для Авдия Каллистратова роковой случайностью: он не смог выдержать насилия над природой, которое творили в степи его напарники, и вместо того, чтобы помогать закидывать сайгачьи туши в грузовик, главный герой попытался наставить членов “Хунты” на путь истинный. Но снова не повезло Авдию: члены данного коллектива оказались людьми настолько деморализованными, что трудно даже было определить, что, кроме умения говорить, отличало их от животных?! Жестокость, невежество, грубость, беспричинная агрессия, жажда кровопролития – вот те качества, которые определяли поведение членов “Хунты”. Авдий лишь дал им повод показать свою звериную натуру; расправа над ним была страшна, наверное, страшнее, чем пытки в ГЕСТАПО. Но не сдался Авдий Каллистратов перед последним, самым трудным испытанием в своей жизни, ибо свято верил, что умирает за правду, за веру, за любовь к этой земле и ко всему миру в целом, умирает за и во имя других, во имя добра и справедливости на земле. Смерть свою главный герой встречает, будучи распятым на дереве саксаула, подобно тому как когда-то был распят на кресте Иисус Христос. И такой финал не случаен, он подводит итоги жизненных и морально-духовных исканий героя, пусть даже и на кресте, ведь не случайна фраза: “Может быть, не случайно, что лучшим сынам человеческим посылаются самые горькие страдания”. Авдий Каллистратов проходит очень сложный цикл внутреннего развития, так в начале этого пути он предстает самонадеянным подростком, вынашивающим планы по обновлению веры и Бога, если не всего мироздания, но затем, в процессе познания жизни с ее суровой реальностью и законами выживания, герой переосмысливает свои взгляды на окружающий мир и порядок бытия, обретает истинную веру в Бога, душевную гармонию и цель в жизни. Если обратиться к вопросу: “Что же все-таки является Богом для Авдия?!”- то однозначного ответа мы найдем, потому что Бог у него в сердце, а не в бутылке с водкой или сигаретке, набитой травкой. В этом и заключается главная мысль, которую хотел донести до нас Чингиз Айтматов со страниц своего романа “Плаха”: Бога нельзя подчинить единым стандартам, если есть Бог у человека, то у каждого разный, разный даже в силу того, что образ его мы представляем по-разному; отношения с Богом тоже у всех разные, кто доверяет, полагается на него во всех своих делах, кто просто изливает перед ним свою душу, кто-то даже ссорится с ним. Но главное, что объединяет всех верующих – это надежда, которую дарит нам вера в Бога, ведь у каждого в душе после обращения к Всевышнему появляется надежда, что мольбы его будут услышаны, что Господь облегчит его страдания. Таким образом, Чингиз Айтматов показывает свою концепцию понимания веры и Бога: у каждого Бог разный, каждый приходит к нему по своей особой дороге, каждый ждет от Него чего-то только ему важного, отношения с Богом тоже у всех разные, но надежда – одинаковая, ведь если Господь справедлив и милосерден, то никого он не обделит своей любовью.

История Авдия Каллистратова заканчивается трагически: он умирает, распятый на дереве саксаула, но в этом, по нашему мнению, заключается его судьба: он обрел своего Бога и свою веру и не предал своих воззрений, как тогда и Иисус Христос на Голгофе не поступился своими. Он умирает, не прося о продлении дней своих, не проклиная убийц своих, единственное, о чем не перестает он взывать – спасение душ человеческих, искоренение зла в деяниях и умах людей. Авдий остается верен себе даже перед лицом смерти, в этом и заключается его высокий нравственный подвиг, уподобляющий его Христу, ведь, как и Божий Сын, он пожертвовал собой ради других, пронес крест своей жизни гордо и смиренно, принял смерть во имя жизни и искупления грехов человеческих.

Страницы: 1, 2, 3, 4

рефераты
Новости