Курсовая работа: Язык как система знаков особого рода
Знак немыслим без
системы знаков.
Рассмотрим такой пример: один и тот же символ «!» может иметь пять совершенно
различных значений. Для школьника - это восклицательный знак. Для шахматиста -
обозначение сильного хода. Для математика- факториал. Для водителя — знак
«Осторожно!». А для лингвиста - условное обозначение характерного щелкающею
звука, который имеется в некоторых языках Южной Африки!
Но во всех этих случаях
знак соотнесен с каким-либо понятием, звуком, нормами пунктуации. Короче
говоря, это знаки, имеющие значение, заданное системой знаков... А в нашем
человеческом языке?
Строго говоря, в языке
знаки — это только слова. Звуки и буквы, очевидно, никакого значения не имеют.
Это не знаки, а только составные части, своего рода кирпичики, или, как
говорят в семиотике, фигуры, из которых строится знак.
Таким образом, знаками в
нашем языке могут быть названы только слова (хотя есть точка зрения, что и
слова — это не знаки, а лишь элементы знаковой системы, человеческого языка).
Слова сочетаются в предложения, число которых практически бесконечно.
Предложения, в свою очередь, являются элементами, из которых строится наша
речь. Таким образом, перед нами иерархическая лестница: звук—корень слова или
служебная частица — слово — предложение — речь или письменный текст. Причем во
многих случаях один и тот же элемент языка может выступать в этой иерархии на
разных уровнях.
Можно привести
классический пример. Два римлянина заспорили, кто скажет самую короткую речь
или напишет самую короткую фразу.
— Ео rus (еду в деревню), — таков был текст
первого.
— I,—отвечал второй (в
переводе с латыни значит:
езжай!).
Рассмотрим это,
действительно, предельно краткое высказывание. Во-первых, оно и в самом деле
высказывание, текст, речь. Состоит этот текст из одного предложения.
Предложение, в свою очередь, состоит из одного корня. Слово—из одного корня.
Наконец, и корень выражен с помощью одного звука или же передающей этот звук на
письме буквы. Мы имеем здесь и фонетику, и морфологию, и лексику, и синтаксис!
И все это—в одном значке, вертикальной палочке «I», передающей звучание «и».
Число звуков речи в любом
языке мира меньше сотни. Даже в самом бедном словами языке число слов равно
нескольким тысячам. Число предложений, которые можно построить, пользуясь
словами, достигает астрономических величин. Число различных текстов, которые
можно записать с помощью предложений, практически бесконечно. «Таким образом,
язык организован так, что с помощью горстки фигур и благодаря их все новым и
новым расположениям может быть построен легион знаков,—пишет датский ученый Луи
Ельмслев, перекинувший мост между лингвистикой, наукой о языке, и семиотикой,
наукой о знаках.— По своей цели языки, прежде всего, знаковые системы, но по
своей внутренней структуре они, прежде всего иное, а именно — системы фигур,
которые могут быть использованы для построения знаков».
Благодаря этому свойству
языка мы получаем возможность в любое время высказать любую мысль, любое
чувство, любую фантазию или причуду. С помощью горстки фигур строится все
бесконечное многообразие и богатство языка, подобно тому, как с помощью горстки
химических элементов строится тот удивительный мир, в котором мы живем.
Анализ языка с позиций
семиотики, по сути дела, открыл науке язык как таковой. До того времени
лингвисты интересовались не языком как таковым, не системой знаков и
составляющих эти знаки фигур, а речью, текстами, порожденными системой.
Наиболее четко это выразил основоположник современной структурной лингвистики
Фердинанд де Соссюр.
«Единственным и истинным
объектом лингвистики является язык, рассматриваемый в самом себе и для
себя»,—такими словами завершал свой знаменитый «Курс общей лингвистики» Соссюр.
Соссюр считается
создателем так называемой социологической школы в языкознании, исходящей из
того, что наш язык—продукт общественный, и понять его невозможно без связи с
другими общественными науками и явлениями. Но есть, так сказать, лингвистика
внутренняя и лингвистика внешняя, лингвистика языка и лингвистика речи.
«Наше определение языка
предполагает устранение из понятия ''зык" всего того, что чуждо его
организму, его системе - одним словом, всего того, что известно под названием
«внешней лингвистики», хотя эта лингвистика и занимается очень важными предметами
и хотя именно ее главным образом имеют в виду, когда приступают к изучению речевой
деятельности, — писал Соссюр, — Язык есть система, которая подчиняется
лишь собственному порядку. Уяснению этого может помочь сравнение с
игрой в шахматы, где довольно легко отличить, что является внешним, что
внутренним. То, что игра пришла в Европу из Персии, есть факт внешнего порядка;
напротив, внутренним является все то, что касается системы и правил игры. Если
я фигуры из дерева заменю фигурами из слоновой кости, то такая замена будет
безразлична для системы; но если я уменьшу или увеличу количество фигур, такая
перемена глубоко затронет «грамматику» игры».
Продолжая аналогию
Соссюра, можно заметить, что фигуры вообще могут отсутствовать: например, игра
опытных шахматистов вслепую, не глядя на доску, не притрагиваясь к шахматам.
Если правила игры в шахматы являются системой, языком, то любая партия, которую
мы станем играть, будет текстом, порожденным этой системою, «речью».
Число шахматных фигур
невелико, так же как и число полей доски и число правил, которым подчиняется
игра в шахматы. А вот число различных партий в шахматы настолько велико, что
его можно считать бесконечным. Так и с помощью языка, состоящего из конечного
числа элементов и грамматических правил, можно образовывать любое число фраз и
текстов.
Язык и речь, система и
текст—их взаимоотношение интересует не только лингвистику, но и семиотику.
Методы теории знаков, применяются ныне в фольклористике и литературоведении, в
теории музыки и театра, искусствоведении, этнографии, поэтике, инженерной и
социальной психологии. И везде мы имеем дело с ситуацией язык — речь, система —
текст, будь то «язык» жестов или «текст» человеческого поведения.
Современную структурную
лингвистику сравнивают иногда с лоцманом для целого ряда общественных и
естественных наук. Именно она первой осознала знаковый характер языка и отличие
его от речи. Систему языка структурные лингвисты стараются описать в строгих
терминах математической логики и семиотики. Естественно, что тексты описаны так
быть не могут. Ведь число их практически бесконечно!
Здесь вместо формул и
символов нужны иные методы — и в первую очередь математической статистики, тот
«жар холодных чисел», о котором писал Блок в своих «Скифах», позволяющий,
казалось бы, сухим колонкам цифр превращаться в яркие картины, показывающие
скрытые механизмы языка, порождающего речь. Самое же ценное в этом знании — это
то, что оно начинает в паши дни все чаще оказывать помощь людям в их практике, в
повседневной жизни. Например, в обучении языку [7].
4.
Письмо и его значение
Большинство современных
народов передает на письме с помощью условных знаков звучание речи. Однако
письменный язык не должен со всей точностью передавать это звучание. Для письма
самое важное—это сохранить содержание мысли и те языковые формы, в которые она
облечена. Поэтому не случайно то, что первые попытки письма вовсе не передавали
звуковую сторону речи. Человек понял главное: письмо должно передавать мысль.
Письмо началось с
рисунка. И лишь
позднее человек „узнал", что и письменную форму речи не только можно, но и
удобнее связать со звуковой: больше можно передать сообщить.
.
рис.1
Пиктографическое письмо североамериканских индейцев племени чикева
При картинном письме (или
пиктографии[4]) знаки-рисунки передавали мысль хотя и в конкретных
формах, но приблизительно: они скорее на нее лишь намекали. „Рисунок лодки,
трех солнц и животных, перевернутых вверх ногами, мог, например, быть средством
передачи сообщения об охотничьем путешествии по воде в течение трех дней, в результате
которого эти животные были убиты; однако такой рисунок не подразумевал ни слов,
в которых может быть изложено это сообщение, ни даже языка, на котором оно
может быть сделано"[5]
Пиктографическое
письмо сформировалось в VIII—VI тысячелетиях до н.э., ко времени перехода к
неолиту.
Особенно трудно при
пиктографическом письме выразить отвлеченные понятия: дружбу изображали линией,
соединяющей руки; любовь—стрелой, пронзающей символическое изображение сердца;
линия, соединяющая глаза, говорила об общих единых взглядах.

рис.2
Идеографическое письмо североамериканских индейцев.
Письмо, рассказывающее о походе индейцев
Элементы пиктографии
применяются еще и сейчас, например, в изобразительной рекламе. С течением
времени рисунки становились отвлеченнее. Вместо того чтобы изображать предмет,
рисунок стал лишь условным его знаком, или идеограммой[6]. При идеографическом письме знаки
могут не иметь ничего общего с обозначаемым предметом. Идеограмма—это символ,
знак понятия.
В
настоящее время идеографическое письмо точнее называют письмом логографическим:
логограммы обозначают слово[7].
При этой системе письма, как и при пиктографии, по-прежнему отсутствует связь
между нарисованным знаком и его произношением: знаки могут читаться на любом
языке.
Идеографическое
(логографическое) письмо появляется в эпоху перехода от первобытнообщинного
строя к
рабовладельческому. Причиной возникновения этого, уже систематизированного вида
письма считают появившуюся у людей потребность в письменном общении в связи с
образованием древнейших государств, развитием городской жизни и торговли.
Старейшие из дошедших до нас памятников начальных стадий формирования
идеографического (логографического) письма относятся к IV тысячелетию до н. э.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5 |