Курсовая работа: Художественное своеобразие мифов Ч. Айтматова
Киргизский
народ, некогда имевший свою совместную с тюркскими народами письменность,
навеки запечатленную в култегинских наскальных текстах, утратил ее во тьме
веков, в результате войн и народных бедствий. К началу ХХ века он пришел как
народ дописьменой культуры, хотя и донесший в своей памяти творения
устно-поэтического эпоса – великий эпос «Манас» и другие сказания, в которых он
смог выразить свое миропонимание.
«Разумеется
…, каждый народ принес из глубин веков свой родной язык. И мы гордимся им,
нашим национальным наследием, изучаем, черпаем из него сокровища киргизского
языка…
Киргизия
– страна гор. Но прежде с самой высокой вершины человек мог увидеть только
окружающую природу. Сегодня он видит весь мир, ибо вершина, с которой он
смотрит – вершина духа и мужества народа»5
Зная
жизнь родной земли, богатство устного поэтического творчества Ч. Айтматов
стремится писать о своем времени и его людях, заставляет думать о постановке и
решении проблем, касающихся жизни человеческой.
Общественная
деятельность человека, его нравственная позиция в жизни, высокоразвитое
гражданское сознание, чувство хозяина своей земли занимает центральное место в
системе духовных ценностей. По мере того как человек становится развитой
внутренне, социально активной и общественно сознательной личностью, у него
пробуждается все более глубокий и полный общественный, то есть духовный интерес
к действительности. И возникает неизбывная вера в Человека – замечательное
свойство всей айтматовской эстетики. Вера в человека, любовь к человеку –
находит своей фундаментальное развитие в творчестве Чингиза Айтматова.
Главный
смысл неустанного творческого поиска художника – найти наиболее емкий образ для
точного выражения сильных человеческих страстей и глубоких душевных потрясений.
«Человек
творец собственного отношения к миру и к себе. Человек определяется в истории,
в мироздании, в жизни. В чем это может выражаться? В отношении героя к
обществу, к времени, к природе, к людям».
Как
же живут герои Ч. Айтматова, что их волнует, заставляет задуматься над смыслом
жизни? Обратимся к первому роману Ч. Айтматова «И дольше века длится день».
Память
и совесть – главные духовные движители в романе. Совесть, как соведение, есть
не только нравственное в нас обиталище, но и понятие о Бытии.
Так
какие же человеческие отношения в романе и как прожить жизнь по истине и
совести, личностно и счастливо? Персонажи романа поселились там, хуже чего не
бывает: в Сары-Озеках, в пустыне, где зимою – бураны страшные. Они вжились в
эту природу, они и тут уловили живую душу и полюбили и нашли и красоты, и
радости, и умеют радоваться малому – как поэзия ливня, когда Абуталип с детьми
выбежали на пляс под дождь, а за ними и Едыгей, - и какая вышла тут
божественная купель и тел и душ – во невинность первичную, райскую … Красота в
пустыне не сама по себе, а от прекрасной души человека – производная … Ясно
начинают понимать здесь люди, что к чему в бытии, и что составляет истинную
ценность, а что – мнимую. Истинная ценность – это любовь семейная, труд
честный, мысль свободная, жизнь незлобная, никому вреда, кроме пользы …
Да,
на Буранном полустанке меж трех семей образуется идеальное микрообщество.
Основа тут – сострадание: ибо все здесь – претерпевшие, изгои, и потому не
кичатся друг перед другом, а жалеют, друг дружке помогают. Не ждут тут приказов
и не пишут заявлений, а сами за все, что надо, берутся и делают – вплоть до
образования детей и литературы.
Абуталин
и жена его, учителя по призванию, своих двух мальчиков и детей Едигея начинают
– не учить, а играть с ними в познавание мира – и так весело и легко ложатся
знания, и ум развивается в такой непринужденной, естественной, на лоне природы,
педагогике. А в долгие вечера само собой углубляется человек в воспоминания, и
как-то непроизвольно потянуло интеллигентного рабочего Абуталина записать
пережитое, переосмыслить его – и оставить детям своим духовное наследство.
Но
главная ценность – семейная любовь: Едигей и Укубала, Абуталип и Зарипа.
Как
трогательно Ч. Айтматов описывает, где Едигей, исполняя желание ожидающей первенца
жены, выходит в море за золотой рыбкой – алтын ликре: «В следующий раз Укубала
сказала, что ей приснился во сне золотой ликре. Рыба будто бы плавала вокруг
нее, а она пыталась ее изловить. Ей очень хотелось поймать ту рыбу, а затем
отпустить. Но обязательно подержать ту рыбу в руках; ощутить ее золотую плоть».
Для
удачи в этом необычном предприятии мало было смелости и рыбацкой сноровки:
нужно было долго заклинать, буквально уговаривать чудо-рыбу, чтобы она далась в
руки рыбаку: «и рыба вскинулась. Заколотилась, закружилась с новой силой, желая
добраться до воды. Едигей поднял золотого ликре под жабры».8 Едигей
смог подержать в руках золотого ликре. И не потому, что для него свой – весь
огромный мир, где есть место не только человеку, но и рыбе с золотым пером.
А
любовь Едигея к Зарипе – это тоже испытание. Женатый человек полюбил гонимую
судьбою женщину, полюбил ее детей, ее не сложившуюся жизнь. Любовь его была
обречена, как она была обречена в старинном предании о Раймалы-аге и Бегимай.
Только по песням Раймалы-аги выходило, что Едигей вправе любить. Мучимый
противоречиями он находит себя в песнях. И его любовь к Зарипе очень похожа на
песню, безмерно печальную и чистую: «И плыла Земля на кругах своих, омываемая
вышними ветрами. Плыла вокруг Солнца и, вращая вокруг оси своей, несла на себе
в тот час человека, коленопреклоного на снегу, посреди снежной пустыни. Ни
король, ни император, ни какой иной владыка не пол бы на колени перед белым
светом, сокрушаясь от утраты государства и власти, с таким отчаянием, как
сделал то Буранный Едигей в день разлуки с любимой женщиной … И плыла Земля …»
Да,
сама любовь Едигея – это песня, высокий образец любовной лирики. Суровая
жизненная школа не сломила Едигея, крепкий и мудрый он сам твердо стоит на
земле отцов и помогает выстоять ближнему. Есть у Едигея друг – русский человек
Афанасий Елизаров, ученый, знаток сарозеков. Едигей свято верит в мужскую
дружбу, «уважал Едигей ученых, много знающих людей», светлеет его душа от
родных переборов домбры в руках умелого певца – музыканта. В трудную минуту
Елизаров – опора и поддержка Едигею.
Едигей
нравственно строг, нравственно здоров, что и дает ему право сказать: «И дано
мне в час такой мыслить, как если бы мыслил ты сам, создатель». А здоровье, и,
прежде всего нравственное, есть, как говорили древние, условие сохранения
образа, тогда как болезнь разрушает образ человека.
На
таких как Едигей держится земля, «чей труд одухотворен неизбывной любовью к
людям, стремлением помочь им выстоять и победить, будь он композитор, создающий
симфонию, колхозник, поднимающий хлеб, мореплаватель, преодолевающий океан».
Вот
так мастерски Ч. Айтматов ставит насущные проблемы и нравственность в своем
творчестве.
Но
сейчас новые времена. Как же писатель, размышляет о том, как надо изменить нашу
жизнь к лучшему?
«Наше
общество переживает переломный, революционный период, скальпелем гласности
потревожены многие болячки, на проблемы нравственного содержания наложился
отпечаток их долгого замалчивания, а то и поощрения иных негативных проявлений.
Поэтому в идеологии требуется основательная перестройка.
При
этом нет нужды в иллюзорном оптимизме, когда некоторые уже норовят первые шаги
выдать за какую-то поступь. Но и пессимистически смотреть на действительность
будет ошибкой. Верно, духовные силы человека, наш громадный и непростой опыт
преодоления трудностей, нравственное чувство народа и его самосознание придадут
качественно новое содержание времени и жизни страны. В XXI век мы
должны вступить обновленным и динамичным обществом, чье главное достижение и
надежда – Человек! Человек высокой нравственности».
«Ценность
самой личности у нас не выверена, не определена. И мы игнорируем эти проблемы,
освобождаем себя от них, как бы не замечаем их. А они накапливались, назревали,
они сказались на отношении человека к государству, человека к коллективу. Ч. Айтматову
же «наиболее важным представляются общественно-социальные аспекты
взаимоотношений человека, личности и общества.
Мы
– люди, и вся наша жизнь, чем бы мы не занимались, складывается из
повседневного быта, будничных забот. Возьмем жилье.
Если
человек раньше сам заботился о своем жилье, старался его сохранить,
усовершенствовать, то сейчас все только ждут готовой комфортной квартиры … Мы,
по мнению Ч. Айтматова, не научились жить в больших многоквартирных домах, не
научились сохранять свою обитель, к тому же мы плохо строим наши дома. А ведь
жилище – это наша жизнь.
Вторая
проблема – транспортная. Проблема, которая из года в год удручает. Наши
авиаторы, так же как и вокзалы превратились в беспросветное многолюдное,
хаотическое сборище пассажиров.
Теперь
о городском транспорте. Его состояние ниже всякой критики. Все перегружено …
Поток пассажиров возрастает, а средства передвижения отстают. Транспортные
стрессы влияют на работоспособность людей, на их настроение, на их
взаимоотношения друг с другом.
А
наши дороги? В городах, между городами, проселочные, сельские по всей стране.
Если сравнить с дорогами, которые существуют в других частях света, то это не
дороги. И здесь работы непочатый край.
Школьное
образование во многом в плачевном состоянии, медицинское обслуживание из рук
вон плохое, торговля – на уровне каменного века …»
Речь
о том, рассуждал писатель, что располагая гигантскими просторами, необъятными
ресурсами, передовыми достижениями науки и техники, мы могли бы быть во главе
всей цивилизации.
Сегодня
одной из острейших социально-нравственных проблем является угроза миру,
существованию самого человечества: быть или не быть? Сможем ли мы, мыслящие
люди, победить эту стихию.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 |