Курсовая работа: Творчество британской писательницы Хелен Филдинг
Те, кто придерживается
диаметрально противоположной точки зрения, считают, что СМИ лишь способствовали
освобождению от стереотипов; и результаты более весомы, чем те, которых достигли
феминистки. Женщины получили право на семью, детей, романтику, моду,
сексуальность, развлечения, удовольствия и мужчин – законные женские радости
(Брайтуэт, 2004/Braithwaite).
Представители этой точки зрения рассматривают постфеминизм как утверждение более
удобного для современной женщины курса. Постфеминизм заявляет о праве женщины
самостоятельно выбирать ту стезю, ту жизненную позицию, которую она хочет. Это
исключает моральное давление на женщину, вынужденную выбирать между феминизмом
и противоположной ему традиционной женственностью. И какой же подход выбирают
женщины? Следует отметить, что современные молодые женщины и девушки
закрепощены и страдают от комплексов в большей степени, чем их
предшественницы-феминистки (Дикерсон, 2004/Dickerson). Так, например, МакРобби (McRobbie) идет дальше, заявляя, что под
женской ответственностью подразумевается не только выбор, а правильный выбор.
Иными словами, женщина ответственна за то, чтобы благоприобретенная свобода и
право на самореализацию не превратились в «жалкий провал». Принимая во внимание
все, сказанное выше, можно предположить, что для женщины правильный выбор –
занять место между предфеминизмом и непосредственно феминизмом. В
автобиографических историях с фото, которые помещались в журнале «Плэйбой» (“Playboy”) с 1985 по 2001 год, прослеживается
эта идея. Если подвести общий итог всем этим историям, то можно сделать вывод о
том, что многие женщины сочетают в себе качества, характеризующие новый образ
«крутой девчонки» (a tough girl), который был описан Шерри Инесс в книге «Крутые
девчонки» (Tough Girls) и охватывает такие аспекты, как фигура (тело),
отношения, действия и авторитет. Согласно гипотезе Шерри Иннесс, большинство
мужчин привлекает имидж крутой девчонки. Отсюда вытекает теория успеха и привлекательности,
выдвинутая представителями масс-культуры: женщина должна сочетать в себе и
нежность, и жесткость.
1.3 Постфеминизм в
литературе
В литературе постфеминизм
рассматривается в пяти основных аспектах. Во-первых, многие женщины в принципе
отрицают феминизм. Несмотря на то, что многие исследования показали, что
большинство представительниц прекрасного пола придерживаются феминистских
принципов, таких как равная заработная плата, борьба с дискриминацией на
работе, свобода выбора между карьерой и семьей, они все же негативно относятся
к определению самих себя как феминисток. Объясняется это отчасти тем, что СМИ
способствовали появлению резко отрицательной коннотации у понятия «феминистка»,
сопровождаемое дополнительными оттенками значения, а именно: мужененавистница,
женщина с дурным вкусом и отталкивающей внешностью. Фразу «Я не феминистка,
но…» можно часто слышать от женщин, многие их которых предпочитают более
нейтральное определение – гуманистка. Постфеминизм несет в себе идею
устарелости феминистских принципов. Своей цели – равенства полов - феминизм
достиг и, следовательно, необходимость в нем отпала. Сегодня женщины готовы
постигать новые сферы. Во-вторых, в концепции постфеминизма, в отличие от
феминизма, центральное место занимает личность, а не общность. Современные
женщины не заинтересованы в защите интересов женского пола в целом, для каждой
из них важно отстоять собственную позицию и найти свое место в жизни. Такое
видение финальной цели существенно расходится с феминистской направленностью на
консолидацию всех женщин и понимание всеобщего блага как их высокой социальной
активности. В-третьих, средства массовой информации прилагают усилия к
возрождению традиционных женских ценностей, которые были отвергнуты
приверженцами феминизма. К ним относится возвращение к отношениям с мужчинами,
концентрация внимания на личных потребностях, новый взгляд на проблемы семьи,
материнства и ведения домашнего хозяйства. Отношения с противоположным полом и
материнство были подвергнуты тщательному изучению и пересмотру в период
расцвета феминистского движения, что вылилось в утверждение об их ненужности.
Брайтуэйт (Braithwaite) и Уолтерс (Walters) заявляют, что сегодня в СМИ доминирует определение
женственности, в котором охватываются такие аспекты, как тяга к романтике,
желание быть привлекательной, а также стремление создать семью, завести детей и
готовность пожертвовать карьерой в пользу радостей материнства. Семейная жизнь
играет важную роль в теории постфеминизма, которая призывает женщин вернуться к
домашнему очагу. Но, к сожалению, современные девушки и женщины не готовы
работать на ниве домашнего хозяйства. Испытывав на себе влияние феминизма с его
пропагандой карьерного роста, женщины теряются и впадают в уныние от
необходимости сочетать и карьеру, и семейную жизнь. Они желают тепла и чувства
защищенности, которые понятие «дом» подразумевает, но не уверены, что сумеют
согласовать это с необычным образом жизни. Потребительский интерес выходит едва
ли не на первый план в постфеминистской идеологии. Предметы быта по-прежнему
символизируют супружескую жизнь – порядок, безопасность и вечную любовь – а
именно это важно одинокой женщине, делающей выбор между замужеством и свободой.
Кроме того, шоппинг всегда считался чисто женским развлечением, и такое
потакание собственным потребностям и желаниям преобразуется в своеобразный бунт
против старорежимного феминизма. В-четвертых, постфеминизм охватывает такую
проблему, как личностный кризис женщины, который заключается в неумении быть
женственной, поскольку феминизм уделял малейшее внимание этому аспекту. И
сегодня, как следствие игнорирования этих вопросов, прекрасный пол, вместо
того, чтобы серьезно заниматься карьерой, спорит о том, что именно делает
женщину женщиной. Уэлхан (Whelehan)
указывает на то, что женщины как продолжательницы рода испытывают культурное и
моральное давление, так как «ответный удар» массовой культуры пугает женщин
возвращением к их традиционной роли хранительницы домашнего очага и семьи.
В-пятых, постфеминизм ставит женщин перед трудностями выбора будущего пути,
заставляя испытывать их страх и неуверенность в своих силах.
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ
Современный литературный
жанр чиклит сформировался и получил широкую популярность в конце XX – начале XXI
столетия. На процесс развития и становления данного литературного направления
оказали влияние ряд факторов, включая изменения в социальном сознании,
произошедшие на рубеже веков и повлекшие за собой переоценку ценностей и, в
частности, формирование нового взгляда на роль и место женщины в современном
обществе. Возникновение и утверждение постфеминизма в обществе выразилось в
бурном развитии женского литературного творчества. Эти произведения,
впоследствии получившие признание среди читательской аудитории, дали толчок
развитию чиклита. Родоначальницами этого литературного направления стали Хелен
Филдинг и Кэндес Бушнелл, которым удалось максимально реалистично воссоздать
жизнь современной женщины со всеми ее превратностями и радостями. Рассуждения
об истинном призвании женщины, ее праве на утверждение себя как личности,
выборе жизненной позиции отражают основные тенденции в развитии постфеминизма,
который имеет значительные расхождения с феминистскими догмами. В первую
очередь, следует указать на основные различия феминизма и постфеминизма.
Феминистки, подчеркивая общность интересов всех женщин и свое противостояние
интересам мужчин, считали, что с помощью новых законов помогут решить свои
проблемы женщинам всех социальных слоев. Для их идеологии был характерен
коллективизм, исключавший возможность развития и реализации личностных качеств
каждой конкретной женщины. Права женщин рассматривались именно в аспекте
коллективного противостояния требованиям мужчин, а не в русле индивидуальной
самореализации. Постфеминизм же утверждает индивидуализм, иногда граничащий с
эгоизмом и пренебрежением к интересам общества, однако именно постфеминистская
концепция подразумевает гармоничное развитие женщины, открывая доступ ко всем
сферам современной жизни.
Особое место в истории
женской литературы принадлежит британским писательницам, которые заложили
фундамент для ее дальнейшего развития. Джейн Остин, Джордж Элиот, сестры
Бронте, Элизабет Гаскелл, Мэри Шелли стоят у истоков женской литературы,
которая в своем развитии подвергалась влиянию многочисленных внешних факторов,
подавлявших и замедлявших ее динамику или же, наоборот, способствовавших ее
бурному росту и расширению границ и масштабов. В числе представительниц
современной женской британской литературы Сью Таунсенд («Тайный дневник Адриана
Моула), Фэй Уэлдон («Жизненная сила», «Ожерелье от Bvlgari»), а также Хелен Филдинг («Дневник Бриджит Джонс»),
чье творчество ознаменовало рождение нового литературного жанра – чиклита.
Данный термин, который является транскрипцией английского слова chicklit, еще окончательно не утвердился в
русском языке, однако в западноевропейском литературоведении активно
используется. Слово сhicklit
представляет собой сочетание двух основ – chick и literature – и буквально переводится как «литератур для цыпочек», иными словами,
литература, создаваемая женщинами для женщин. Альтернативным вариантом является
наименование «женская литература», однако оно имеет более размытые границы и
может быть неверно интерпретировано. Поэтому в данной курсовой работе
употребляется термин «чиклит», наиболее полно отражающий суть рассматриваемого
явления.
РАЗДЕЛ II. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ХЕЛЕН ФИЛДИНГ. «ДНЕВНИК
БРИДЖИТ ДЖОНС»
2.1 Краткие
биографические сведения об авторе
Хелен Филдинг родилась в
промышленном городке Морли (графство Йоркшир,
Великобритания). Она была вторым ребенком из
четырех в семье управляющего мельницей и домохозяйки. Окончила Оксфордский
университет, где в колледже Святой Анны изучала английский язык и литературу.
Десять лет она проработала на телевидении, на студии BBC, была телепродюсером, затем занималась журналистикой
в газете. Тогда же Филдинг начала пробовать свои силы в «большой» литературе,
но предложенный ею любовный
роман был отвергнут
издательством «Mills & Boon». Первая ее книга, сатирическая повесть «Причина успеха», была опубликована в 1994 году. В основу книги лег опыт, почерпнутый автором во
время съемок документальных фильмов в Африке. Широкую известность Хелен Филдинг
принес роман «Дневник Бриджит Джонс», опубликованный в 1998 году и родившийся из колонки, которую она вела в
газете «Индепендент». После шумного успеха книги последовало продолжение —
«Бриджит Джонс: грани разумного» (1999),
а потом вышла и новая книга, о приключениях новой героини Хелен Филдинг, —
«Оливия Джоулз, или Пылкое воображение» (2003).
По её книгам были сняты два фильма - Дневник Бриджит Джонс и Бриджит
Джонс: грани разумного,
сюжет которых был адаптирован Ричардом Кёртисом.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |