Курсовая работа: Творческое развитие Анны Ахматовой через лирическую героиню
При этих общих особенностях
направления творчество его отдельных представителей обладает оригинальными
чертами.
К примеру, акмеизм Анны
Ахматовой лишен пестрой образности. Своеобразие ее лирики заключается в
запечатлении одухотворенной предметности: "Посредством поразительной
точности вещного мира Ахматова отображает целый душевный строй"[5].
Иначе этот прием называется материализацией переживаний лирического героя: ахматовские
детали ассоциативны и психологичны, направлены на раскрытие образа лирической
героини.
Интерес акмеизма к предметному
миру привел поэтессу к тому, что в своих стихах она стала опираться на
психологическую русскую прозу 19 века, это выразилось в особой сюжетности ее
произведений, особому интересу к деталям, предметному миру. Как говорил В. Гиппиус,
в эпоху декаданса ". . роман кончен, трагедия десяти лет развязана в одном
кратком событии, в одном жесте, взгляде, слове"[6].
Стихотворения А.А. Ахматовой можно назвать такого рода романами "жеста,
взгляда, слова"
А главной героиней этих "романов",
особенно в ранней лирике, является женщина, которая любит. Лирические героини
Ахматовой, при всем многообразии жизненных ситуаций при всей необычности, даже
экзотичности, несут нечто главное, исконно женское. Есть центр, который как бы
сводит к себе весь остальной мир ее поэзии, оказывается ее основным нервом, ее
идеей и принципом. Это любовь. Стихия женской души неизбежно должна была начать
с такого заявления себя в любви. В известном смысле вся ранняя лирика Ахматовой
посвящена любви. Именно в этой теме рождались подлинно поэтические открытия,
такой взгляд на мир, что позволяет говорить о поэзии Ахматовой как о новом
явлении в развитии русской лирики XX века сравнительно с символизмом и
акмеизмом.
В одном из своих стихотворений
Ахматова назвала любовь "пятым временем года". Из этого-то
необычного, пятого, времени увидены ею остальные четыре, обычные. В состоянии
любви мир видится заново. Обострены и напряжены все чувства. И открывается
необычность обычного. Человек начинает воспринимать мир с удесятеренной силой,
действительно достигая в ощущении жизни вершин, и это, может быть, именно та
сторона дела, где несколько искусственный термин а к м э (греч. - вершина) получает
наконец какое-то оправдание.
Однако было бы неправильным
утверждать, что стихи Ахматовой о любви – стихи о счастливой любви. Скорее
всего, вся ее лирика – повествование о том, как в лирической героине борются
два начала: женское, созданное для земной любви, и творческое, свободное, удел
которого – одухотворенное одиночество, стихия Слова.
Влияние декаданса, символизма и
акмеизма на лирику Анны Ахматовой огромно, но при этом ее творческая манера
остается глубоко индивидуальной. Анна Ахматова относится к числу тех авторов,
чье творческое развитие никогда не останавливалось: оно эволюционировало в
течение всей жизни поэтессы. Поэзия Ахматовой в итоге оторвалась от рамок
какого-либо литературного направления и стала действительно оригинальной. Уже в
самом раннем сборнике "Вечер" наметились, а в "Четках" и "Белой"
стае окончательно оформились отличительные черты индивидуального стиля
Ахматовой. Важнейшие из них – новеллистическая композиция,
ритмико-интонационная свобода стихотворной речи, значимость вещных
подробностей, и, наконец, новый тип лирической героини. Именно об этой черте
пойдет речь в следующих главах работы.
Анна Ахматова создала новый тип
лирической героини, не замкнутой на своих переживаниях, а включенной в широкий
исторический контекст эпохи. При этом масштабность обобщения в образе
лирической героини не противоречила тому, что лирика Ахматовой осталась
предельно интимной, а поначалу казалась современникам даже "камерной".
В ранних стихах ее представлены
различные ролевые воплощения лирической героини, своеобразные "литературные
типы" 1900 годов: невеста, мужнина жена, покинутая возлюбленная и даже
маркиза, рыбачка, канатная плясунья и Золушка (Сандрильона).
Такая многоликость героини
подчас вводила в заблуждение не только читателей, но и критиков. Такая игра с
разнообразием "масок" была направлена, скорее всего, на то чтобы препятствовать
отождествлению автора с каждой из них в отдельности.
Однако нашей задачей является
рассмотрение того, как усложняется образ лирической героини уже в первых ее
сборниках: "Вечер", "Четки", "Белая стая", т.е. далее
речь пойдет скорее об идейном содержании лирики Ахматовой, воплощенном в лирическом
субъекте.
Прежде чем перейти к
рассмотрению этого вопроса, хотелось бы отметить некоторые особенности
анализируемых сборников. Во-первых, интересна их композиция: каждый сборник и в
тематическом, и в структурном отношении представляет собой нечто единое и
цельное. Более того, каждая книга соответствует определенному этапу становления
Ахматовой как поэтессы, совпадает с определенными вехами ее биографии ("Вечер"
- 1909-1911, "Четки" - 1912-1913, (Белая стая) - 1914-1917). Композиционные
особенности ахматовских сборников отметил еще Кихней Л.Г., который писал:
"Последовательность стихотворений внутри книги определялась не хронологией
событий, а развитием лирических тем, их поступательным движением, параллелизмом
или контрастом. В целом листки "дневника", незаконченные и
фрагментарные по отдельности, входили в общее повествование о судьбе
лирического героя - поэтессы. Они слагались как бы в свободный по своей
композиции лирический роман, лишенный единой фабулы и состоящий из ряда
независимых друг от друга по содержанию мгновенных эпизодов, входящих в общее
лирическое движение. Такая "книга" распадалась на несколько глав
(разделов) и объединялась обязательным эпиграфом, содержащим эмоционально
созвучный ключ к содержанию"[7]. Проанализируем
образ лирической героини в каждом из этих сборников, сравним их.
Практически все исследователи
отмечают такую особенность лирики Ахматовой, как контрастность: Так, Е. Долбин пишет:
"Поэзия Ахматовой жила контрастами. В лирическую ткань врывались поединки
характеров. Резкими чертами обозначались их различия и противоположности"[8].
Из этого следует, что на
протяжении всей эволюции, лирическая героиня Ахматовой обладала одной чертой,
которая нашла отражение во всех вышеупомянутых сборниках – противоречивостью. Однако
эти противоречия как бы ведомы двумя стихиями, которым принадлежит лирическая
героиня – это любовь земная, страсть, и стихия творчества, которая предполагает
внутреннюю свободу, холодный ясный ум, стремление к высшим мирам.
В первом сборнике "Вечер"
лирическая героиня предстает читателю в разных воплощениях, например, кроткой
девой, мудро созерцающей гармонию мира:
Я вижу все, я все запоминаю,
Любовно-кротко в сердце берегу…
Она еще только предвкушает,
насколько прекрасны могут быть отношения между мужчиной и женщиной, и какое это
счастье – любить. В сборнике "Вечер" это счастье ассоциируется у нее
не только с возлюбленным, но и с домашним очагом. Там уютно и тепло, там ждут,
любят, там нет тернистых дорог:
Синий вечер. Ветры кротко стихли.
Яркий свет зовет меня домой.
Я гадаю: кто там? – не жених ли,
Не жених ли это мой?. .
Здесь каждый символ что-то
говорит, и даже фраза "ветры кротко стихли" наводит на мысль о
какой-то душевной тишине, в которой пребывает лирическая героиня, ведь ветер –
символ духовного и творческого поиска, свободы, а здесь мы видим эти начала в
героине кроткими, стихнувшими, еще не заявившими о себе в полную силу.
Она еще пока безропотно
принимает судьбу, прося у нее только самой малости –
"…дайте только греться у
огня…"
Она как будто еще не понимает,
насколько испепеляющим может быть этот огонь! Известно, что огонь – символ
страсти, любви. И уже в первом сборнике стихотворений "Вечер"
лирическая героиня выбирает для себя именно эту ношу, это страдание – любить,
ведь слово страсть дословно переводится со старославянского как страдание. Но в
"Вечере" у лирической героини еще есть относительная свобода от этого
страдания, она пока еще может молиться "оконному лучу", и, несмотря
на то, что иногда сердце у нее бывает "пополам", у нее еще есть выбор
не распасться в зеркальных отражениях на множество двойников – масок. Пусть она
еще наслаждается цельностью, тишиной, согласием с музой. Пусть она пока отдает
предпочтение "роману" платоническому, "роману с поэтическим
гением", носителем которого в ее сознании является Александр Пушкин. Она
так и называет его - "мой мраморный двойник". Преодолевая века, она
встречается с ним, "смуглым отроком", в Царском селе, любовно наблюдает,
как он бродит по аллеям и грустит у берегов. И это светлое чувство не мучает
лирическую героиню, как будет потом испепелять любовь земная.
У нее есть высокий покровитель
из мира искусства, требованиям которого она готова безропотно подчиняться – ее
Муза. Муза-сестра указывает единственный возможный путь для лирической героини–
творчество, во имя которого надо отречься от всего, даже от кольца, символа
личного счастья:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5 |