Курсовая работа: Трнсформация демонических мотивов в иронических поэмах М.Ю. Лермонтова
Рога и когти, чем иной язык…
Итак, заметим мы, что дух незримый,
Но гордый, мрачный, злой, неотразимый
Ни ладаном, ни бранью, ни крестом,
Играл судьбою Саши, как мячом,
И следуя пустейшему капризу,
Кидал его то вкось, то вверх, то книзу»
Здесь возвышенное, отдающее романтическую дань
«волшебно-сладкой» красоте Демона описание соседствует с иронически сниженным
сравнением его с «чертом».
Конец незаконченной поэмы представляет собой философский
диалог о природе и вечности, причины которого он объясняет так:
«…злобный бес (Демон) меня завлек
В такие толки…»
Можно считать, что эти самые «толки», это не только
вышеупомянутый монолог, но и вся неосуществленная задумка Лермонтова, которая
была важной ступенью в развенчании демонической темы в его творчестве.
Работа на поэмой «Сказка для детей» совпадает во
времени (1838 – 1840) с завершением редактирования поэмы «Демон», что дает нам
повод, сопоставляя нового героя с прежним, делать выводы о изменении
демонического героя и его темы.
Он сам характеризует настроение, сопутствовавшее
созданию первых вариантов произведения:
«Кипя огнем и силой юных лет,
Я прежде пел про демона иного:
То был безумный, страстный, детский бред»
В этих строках подтверждает изменение самой природы своего
демонического героя, и то, что ему уже не свойственны те порывы юности, которые
толкали его на «воспевание» прежнего Демона.
Так же поэт делает шутливое сопоставление своего
прежнего Демона с различными «соплеменниками» Сатаны:
«Если б им была дана
Земная форма, по речам, по платью,
Я мог бы сволочь различить со знатью,
Но дух – известно, что такое дух!
Жизнь, сила, чувства, зренье, голос, слух –
Мысль – без тела – часто в видах разных
(Бесов вообще рисуют безобразных)».
Оказывается, такого рода бесплотные существа, над которыми
явно иронизирует (не веря в их бытие) автор, не имеют ничего общего с Демоном,
рожденным в его воображении. Но окинув взглядом возмужавшего человека прошлое,
поэт сделал важное признание, оценивая юношеские замыслы:
«…и этот дикий бред
Преследовал мой разум много лет.
Но я, расставшись с прочими мечтами,
И от него отделался – стихами!»
В этих фразах видна ироничность, но вместе с тем в ней
таится серьезное намерение – начало новых творческих путей, нового рубежа.
Такой рубеж Лермонтов открывает произведением, отнюдь не означающим полного
отказа от фантастического. Но теперь оно обретает еще более земные черты, чем в
«Демоне», даже поздних редакций:
«Но этот черт совсем иного сорта –
Аристократ и не похож на черта.»
Итак, возникла разновидность демонологического героя,
совместившего в себе элементы традиционности и новизны. Этот Демон не эпик, а
лирик. Речь его, обращенная к маленькой Нине, совершенно лишена тех
гиперболических, космагонических образов, того эпического размаха, какими
произносил свои монологи Демон последних редакций поэмы.
Не раз отмечалось, что демон «Сказки» у Лермонтова
гораздо мельче, чем его же обольститель Тамары, но важно другое: в «Сказке»
образ демона выполняет особую структурно-композиционную функцию, являясь
ироническим удвоением автора. В построении образа автора Лермонтов сначала
следует за «Онегиным», создавая особый авторский мир, находящийся на метауровне
по отношению к миру персонажей. Но затем демон, получив от автора слово для
большого монолога, начинает сдвигаться из мира персонажей в мир автора,
поскольку монолог незаметно переходит в повествование. Экспансия персонажа
приостанавливается на полпути из-за отсутствия дальнейшего текста, но зато
демон помещается в композиционно-структурный центр поэмы, становится своего
рода средостением, соединяющим и одновременно разгораживающим мир персонажей и
мир автора.
Дошедшая до нас часть произведения рисует Демона, стоящего
у постели спящей девочки. Динамичность развития относится не к нему, а к
картинам, возникающим из его воспоминаний. Да и в них преобладает довольно
спокойное течение событий. К кульминационному моменту поэт подводит в финале:
Нина появляется на балу.
Незавершенность произведения лишает возможности узнать –
какие именно «чудесные…тайны» поведал девочке демон. «Тайн» как таковых в
«Сказке для детей» нет. Демон, осуждающий современность, уводит свое
повествование в далекое прошлое и сосредотачивает внимание на
девочке-подростке, а не на себе (тоже новое в Демоне), лишь попутно делает
признание:
«Такие души я люблю давно
Отыскивать по свету на свободе;
Я сам ведь был немножко в этом роде»
Когда именно, на каком этапе своего бытия был демон в «этом
роде» - неведомо. Но то, что жизнь людей и его бессмертие могли когда-то
ассоциироваться, - весьма любопытно, сближает его образ с образом Нины и вообще
определенным типом людей. Хотя теперь (ко времени повествования) герой уже не
тот, каким был когда-то, у него остались прежние критерии прекрасного, идеал,
вновь обретенный при встрече с Ниной. Этот-то критерий и выражен в приведенных
стихах: возвышенно романтическая окрыленность. Вместе с тем демон прост и
естественен. Участие его в духовной жизни Нины сказывается то в удивительно
мудрой снисходительности к ее детским причудам, то в восторге перед задатками
ее необыкновенной натуры. Такое чувство, отношение Демона к героине
противоположно властной страсти, требовательной и эгоистической любви его предшественника
к Тамаре.
На основе рассмотренных двух иронических поэм
Лермонтова мы видим что с середины 30-х годов в системе поэм поэта появляются
изменения: демоническое, разрушительное начало ограничивается в правах и
оценивается критически, хотя отрицающая несовершенный мир демоническая позиция
не потеряла для автора своей актуальности. Злу все чаще противопоставляется
добро, отрицающему взгляду – утверждающий. Противопоставление жизненных
позиций в пределах одного произведения нередко переходит в их борьбу, в трагическую
«несомкнутость правд» (Д.Максимов). демонический герой претерпевает ряд
трансформаций - Лермонтов так не смог окончательно от него отказаться, но смог
вместе со своим изменением изменить и своего демонического героя и тему,
которая была с ним связана.
Библиография:
1. Андроников И.Л. Лермонтов. Новые разыскания. - Л.:
Советский писатель, 1948.
2. Асмус В. Круг идей Лермонтова // Литературное наследство.
- 1941.
3. Буревич А.М. "Земное" и "небесное" в
лирике Лермонтова // Изв. АН СССР. Сер.лит. и яз., 1981, т.40, N 4.
4. Гинзбург Л.Я. Творческий путь Лермонтова. -
Л.:Гослитиздат,1940.
5. Жирмунская Т. Библия и русская поэзия // Юность. - 1994.-
N1,2.
6. Коровин В.И. Творческий путь М.Ю.Лермонтова.-
М.:Просвещение, 1973.
7. Лермонтовская энциклопедия /Институт рус. литературы АН
СССР
8. Лермонтов М.Ю. Сочинения в двух томах. Том первый / Сост.
И комм. И.С. Чистовой. – М.: Правда, 1988.
9. Лермонтов М.Ю. Исследования и материалы. /АН СССР,
Институт рус. лит. [Ред. кол.М.П.Алексеев и др.]. Л. : - Наука. Лен. Отделение.
10. Ломинадзе С.В. Поэтический мир Лермонтова, -М.:
Современник, 1985.
11. Розанов И.Н. Лермонтов - мастер стиха // Розанов И.Н.
Литературные репутации. - М.: Сов. писатель, 1990.
12. Творчество М.Ю. Лермонтова. 150 лет со дня рождения.
1814-1964. - М.: Наука,1964.
13. Фохт У.Р. Лермонтов. Логика творчества. - М.: Наука ,
1975.
14. Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. - М.-Л.: Изд-во
Академии наук СССР [Лен.отд-ние], 1961
|