Курсовая работа: Трнсформация демонических мотивов в иронических поэмах М.Ю. Лермонтова
Курсовая работа: Трнсформация демонических мотивов в иронических поэмах М.Ю. Лермонтова
Министерство образования Российской Федерации
Новосибирский государственный университет
Гуманитарный факультет
КУРЗУНОВА ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА
ТРАНСФОРМАЦИЯ ДЕМОНИЧЕСКИХ МОТИВОВ В ИРОНИЧЕСКИХ
ПОЭМАХ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА
Курсовая работа
Научный руководитель:
Синякова Людмила Николаевна
Новосибирск, 2005
Содержание:
Введение.
Глава I. Демонические мотивы в литературе.
Глава II. Демонические мотивы в творчестве Лермонтова.
Глава III. Трансформация демонических мотивов в иронических
поэмах «Сашка» и «Сказка для детей».
Библиография.
Введение.
М.Ю. Лермонтов - очень сложное явление в истории
литературной жизни России. Поэт, проживший всего 26 лет и оставивший
относительно небольшое литературное наследство, до сих пор остается
неразгаданной и до конца не понятой личностью. В литературной критике
творчества Лермонтова, начиная с прижизненных публикаций и кончая сегодняшним
днем, можно наблюдать острую борьбу мнений, особенно по поводу такой неоднозначной
темы, как демонические мотивы и их развитие в творчестве Лермонтова.
И в критической литературе далеко не новый термин
– «демонизм» - обраел в лермонтоведении как бы новую жизнь, объединив в себе
философский смысл (индивидуализм, эгоцентризм) с психологическим
(«безочарование») и художническим (демонический характер). Раскрывая какую-то
одну сторону демонизма как особой системы взглядов на человека, природу и
общество, исследователи дополняют друг друга, углубляя суть понятия «демонизм».
Но как только речь заходит об отношении самого Лермонтова к демону и демонизму,
возникает весьма противоречивая картина. На одном полюсе – поэт, вступающий в
спор со своим героем, на другом – поэт – почти двойник героя; между этими
крайними полюсами поэт – постепенно побеждающий демонического героя,
отвергающий его.
Название работы несет на себе отпечаток
условности, как и сам термин мотив. В Лермонтовской энциклопедии (1981г.)
дается следующее определение: "Мотив - (от французского motif - мелодия, напев) - устойчивый
смысловой элемент литературного текста, повторяющийся в пределах ряда
фольклорных (где мотив означает минимальную единицу сюжетосложения) и
литературно-художественных произведений".
Мотив может быть рассмотрен в контексте всего
творчества одного или нескольких писателей, какого-либо литературного
направления или литературы целой эпохи, а также отдельного произведения. В
поэзии воплощается в ведущих темах, символах, сюжетных ситуациях, образах.
Распространившись на сферу исследований
индивидуального творчества и став актуальным аспектом современного
литературоведческого анализа, термин "мотив" все более утрачивает
свое прежнее содержание, относившееся к формальной структуре произведения: из
области "строгой" поэтики он переходит в область изучения
мировоззрения и психологии писателя (или даже психологии творчества). Мотивами
стали называть и характерные для поэта лирические темы или комплекс чувств и
переживаний, а также константные свойства его лирического образа, независимо от
того, находили ли они соответствующее выражение в какой-либо устойчивой
формуле. В этом смысле термин "мотив" широко используются в
исследованиях поэзии и в современном лермонтоведении. Именно в таком
расширенном варианте и будет использоваться этот термин в данной работе.
Данная работа- это лишь маленькая попытка на основе
всего имеющегося на сегодняшний день материала обозначить и рассмотреть
основные, наиболее важные, моменты противоречивого отношения Лермонтова к
созданному им образу. Цель работы – показать на примере так называемых
иронических поэм показать трансформацию демонических мотивов в творчестве М.Ю.
Лермонтова.
Глава I. Демонические мотивы в литературе.
Отношение к Сатане как аллегорической фигуре,
воплощающей мировое зло, и одновременно конкретному его носителю, имеющему
определенное материальное воплощение, в ту или иную эпоху было различным.
Первый бунтовщик и возмутитель божеского порядка, носящий несколько имен
(Сатана - "противник", дьявол, Люцифер и др.), в Ветхом завете
выступает символом непокорности, но вовсе не мирового зла. Бунт лежал в основе
сотворения мироздания. С метафизической точки зрения в основе любого бунта
обычно лежат два момента, условно определяемые как позитивный и негативный:
1) свободолюбие и свобода воли; 2) тщеславие и гордыня.
Идея метафизического бунта, бунта вообще легла в
основу романтического течения. Интерес к демоническому, возникший у романтиков,
был не случайным; его обусловили прежде всего социальные потрясения,
прокатившиеся по Европе в 18-нач. 19 вв., которые необратимо изменили
общественное мировоззрение, сместив привычные акценты в трактовке
общечеловеческих понятий. В "бунтующем мире" по-иному расставляются
акценты на понятиях добра-зла, красивого-ужасного,
рационального-иррационального, греха и искупления и, соответственно, в ином
ключе переосмысляются библейские образы и мотивы.
Одним из первых к проблеме переосмысления библейской
истории и библейских образов подошел Мильтон в "Потерянном рае",
1667. Как впоследствии писал романтик П.Шелли, анализируя значение, которое
оказала данная поэма на мировой литературный процесс: "Ничто не может
превзойти энергию и величие образа Сатаны... в "Потерянном рае".
Ошибочно считать, будто он был предназначен стать общедоступной иллюстрацией
воплощенного зла...». А в другой статье добавлял: "Потерянный рай"
привел в систему современную мифологию… Что касается Дьявола, то он всем обязан
Мильтону. Данте и Тассо представляют его нам в самом неприглядном виде. Мильтон
убрал жало, копыта и рога; наделил величием прекрасного и грозного духа - и
возвратил обществу" . В демонических картинах первого бунта, живописуемых
Мильтоном, современники усматривали отражение революционных потрясений эпохи, в
которых принимал участие и сам поэт.
Однако заложенная Мильтоном символика, несомненно, была
намного шире и многообразнее. Ее отражение и развитие связано с именами Блейка
("Пророческие книги", 1794) и Бекфорда ("Ватек", 1786),
которые, помимо бунтарства, вносят в образ сатаны трагические нотки. Если
мильтоновский Сатана призывает вкусить познание и тем пойти наперекор Богу, то
бекфордовский Эблис, напротив, наказывает за жажду запретного знания и слепое
любопытство. В облике демона появляются мотивы, нашедшие впоследствии отражение
у Лермонтова: печаль, отчаяние, трагизм, нежность, красота. Демон начинает
вселять не страх, а глубокую печаль, это уже не отвратительное дантевское
существо из преисподней, а таинственная личность, тираноборец. Мотивы "Ватека"
и тема "сатанизма", поднятая им, оказала заметное влияние на
творчество романтиков XIX в. "Образ восседающего на огненном шаре Эблиса,
- по замечанию А. Елистратовой, - отдаленно предвосхищал Люцифера и падших
ангелов Байрона, лермонтовского Демона и другие "сатанинские" образы
в поэзии романтизма"
В поэме "Каин" Байрона (1821) Люцифер,
раскрывающий Каину тайны бытия и подготавливающий его к испытаниям, сам
низлагает с себя ответственность за мировое зло. Его слова:
"Добро и зло - две сущности, даятель
Не создает их. Вам добро он дарит?
Благим его зовите. Дарит зло?
Не называйте зло моим, покуда
Источник неизвестен"
станут программными для романтической трактовки образа
Сатаны, в соответствии с теорией двойственности объединяющем в себе добро и
зло. Байроновский Люцифер - дока по части казуистики. Его приговор Богу основан
на многочисленных доказательствах и логических построениях , а самооправдание
зиждется на дилемме:
"А кто его [добро] не жаждет:
Кто любит зло? Никто, ничто"
Аналогичной трактовки придерживался Лермонтов в
"Демоне", смягчая его вину психологической мотивировкой:
"Ничтожной властвуя землей,
Он сеял зло без наслажденья,
Нигде искусству своему
Он не встречал сопротивленья -
И зло наскучило ему"
Постепенно в литературе дьявол обретал все более
человеческое воплощение, претерпевая своеобразную секуляризацию и обытовление и
превращаясь из внешнего источника искушения в советчика человека или даже его
благодетеля, помогающего тому придти к постижению и осмыслению своего бытия. В
подобной роли выступает Люцифер в драме Байрона "Каин", таинственный
незнакомец в романе Годвина "Сент-Леон", черт в новелле Шамиссо
"Удивительная история Петера Шлемеля", и, частично - Демон
Лермонтова.
Если теологи отказывали дьяволу в праве на любовь, а
народные поверья, напротив, наделяли демонических существ особой, однако
низшего рода плотской страстностью, вынуждавшей их (в качестве инкубов и
суккубов) к различного рода любовным отношениям с людьми, то, начиная с
"Влюбленного дьявола" Казота , романтики привносят в образ Сатаны и
бунтующих демонических героев высокую, хотя и "темную" духовность
("Демон" Лермонтова, баллада Саути "Адельстан",
"Манфред", "Каин" и "Корсар" Байрона и др.).
Данное прочтение сатанинских образов в реабилитационном ключе будет подхвачено
в конце ХІХ - нач. ХХ в. литературой символизма и декаданса (Вл. Соловьев, Л.
Андреев, А. Блок и др.).
Страницы: 1, 2, 3 |