Курсовая работа: Томас Манн "Будденброки"
Эпически-жанровое описание приобретает драматический характер лишь
с появлением старшей дочери консула – Тони. Дело, конечно, не в ней самой. Эта
жизнерадостная молодая девушка бесконечно предана своей семье, ее традициям.
Тревожное начало входит в роман вместе с женихом Тони господином Грюнлихом,
обрисованным автором в остро гротескном тоне. Поддаваясь уговорам близких ей
людей, Тони делает «выгодную партию», она выходит замуж за немилого ей
человека, который в свою очередь женится на богатой невесте, чтобы оплатить
свои долги. Грюнлих, этот ловкий, нечистоплотный в средствах делец, пускающийся
даже на подделку торговых книг своей конторы, подрывает былой престиж фирмы
Будденброков, разрушает ореол патриархальности, ранее ее окружавший.
В душевную драму Тони вплетается еще один образ, полностью
противоположный Грюнлиху. Это Мортен Шварцкопф, сын лоцмана, студент-медик.
Этот простой и честный юноша, чуждающийся общества богатых купеческих сынков,
поднимается до резкого протеста против полицейско-юнкерской Германии. Не
случайно в своей скромной комнатке в Геттингене, где он изучает медицину, он «напяливает»
на скелет мундир полицейского. В беседах с Тони Мортен Шварцкопф приоткрывает перед
молодой девушкой завесу иной жизни, полной неустанного труда, борьбы за
существование. В эту трудную, но богатую содержанием жизнь Мортен зовет Тони,
которую он горячо полюбил. Тони отвечает на его чувство. Но власть традиций
настолько велика, что девушка не в силах ее преодолеть. Она порывает с Мортеном
и выходит замуж за того, кто в глазах ее родных был хорошей партией.
Трагическая судьба Тони проливает свет и на личную драму ее брата,
консула Томаса. Этот культурный, просвещенный, тонко чувствующий человек видит
приближающийся крах фирмы Будденброков. Пытаясь идти в ногу с веком, Томас
бросается в спекуляции, но, не обладая качествами, необходимыми для капиталиста
новой формации, он вынужден уступить дорогу дельцам-хищникам типа Хагенштрема.
Смерть Томаса мало эстетична. Выйдя из кабинета невежественного
дантисту, он умирает на улице, упав лицом прямо в грязь, которая заливает его
белоснежные перчатки и безупречное кашне.
С точки зрения писателя, некрасивая и внезапная кончина консула
Будденброка есть завершение того внутреннего процесса распада, на который был
обречен его класс, класс немецкого патриархального бюргерства.
Гибель старинной бюргерской культуры Томас Манн воспринимает как
физическую и духовную деградацию потомков патрицианской буржуазии. Эта деградация ведет к ослаблению воли,
к утрате жизненного оптимизма и, в конечном счете, к неизбежной смерти.
Носителями смерти становятся в романе консул Томас и его сын Ганно.
Болезненно-утонченный, хрупкий юноша, эстет, музыкант, далекий от реальной
жизни, Ганно всем своим внешним обликом и внутренней сущностью связан с
декадансом. Печать декаданса лежит и на последних главах романа. Если первая
часть семейной хроники характеризуется нарочито старомодной манерой эпического
письма, то последние главы второй части отличаются иным стилем: судорожной
порывистостью, сочетанием лиризма и музыкальности, болезненным
психологизированием, тонким изяществом языка (http://bookz.ru.).
Роман «Будденброки» имел громадное значение для всего дальнейшего
развития проблематики Томаса Манна. В нем, как в фокусе, собраны те жизненно
важные для Манна проблемы, которые он затем станет разрабатывать в новеллах о
художниках и в романе «Волшебная гора». Так, образ музыканта, эстета Ганно – первое
звено в длинной цепи манновских художников, утонченных декадентских натур,
болезненно переживающих трагедию одиночества в мире.
В создании
образа действительности Манн, в самом деле, реалистичен. Всякий, кто прочитал
«Будденброков», на вопрос, сможет ли он узнать улицы, дома, описываемые автором
в романе, ответит на данный вопрос положительно. Автор сам придает большое
значение впечатлению реальности событий, описываемых в романе. Так, например, в
докладе Т. Манн вспоминает о словах одной из его технических помощниц в
Мюнхене: «Теперь я знаю, как всё это было на самом деле!». Т. Манн
воспринял эту реплику как комплимент. Представление о полноте и объективности
изображаемой в романах Т. Манна действительности присуще также и многим
исследователям его творчества. Ю. Бонке замечает, например, что «точность
пространственных и временных характеристик у Т. Манна … подкреплена
психологическими наблюдениями, поминутным изображением жестов, одежд, речевых
оборотов и типичных привычек героев, тщательной проработкой «среды»,
употреблением диалектов…» Исследовательница подчеркивает именно поминутность,
тщательность изображения, его, так сказать, натуралистичность (Калашников 2000:29).
Старый город
Любека расположен на острове, туда ведут несколько мостов. Самый, пожалуй,
известный из них – мост перед воротами Хольстентор. Две массивные башни ворот,
построенных в XV веке, стали символом Любека. Старый город в Любеке на редкость
целостный, без всяких современных вставок, и весь из красного кирпича.
В Любеке есть
и не-средневековые достопримечательности. Точнее, одна, главная,
достопримечательность – дом Будденброков из знаменитого романа Томаса Манна
«Будденброки», который на самом деле был фамильным домом Генриха и Томаса
Маннов. Сейчас это музей семьи Манн.
Для примера обратимся к образу ландшафтной комнаты. В
пространственной структуре романа ландшафтная играет исключительно важную роль:
ведь «согласно заведенному порядку, Будденброки каждый второй четверг
собирались вместе» именно здесь. Здесь они принимали гостей, давали званые
ужины и т.д. Ландшафтная комната является, таким образом, тем помещением, где
проходит праздная жизнь героев, лишенная той строгости и целесообразности,
которым должна быть подчинена их трудовая, будничная жизнь, – жизнь политиков и
коммерсантов. С точки зрения полноты и достоверности фабульного изображения
событий романа, представления характеров героев, логичным было бы предположить
наличие в тексте романа столь же подробных описаний тех помещений, в которых
герои трудятся или проводят часы уединения. Однако именно этого и не
происходит. В тексте романа мы встречаем лишь упоминания о существовании
конторских помещений и частных покоев героев. С количественной точки зрения,
образы этих помещений достаточно широко представлены в тексте, но за
отсутствием их более детального описания они остаются для читателя своего рода
лишь маркировочными знаками действительности, некоей маской, внешним планом,
содержание которого скрыто и неясно. Конторские помещения и спальни – это
намеренно «пропущенные» пространства.
Анализ сюжета романа обнаруживает и то обстоятельство, что
подавляющее большинство событий, являющихся узловыми сюжетными моментами
повествования, происходит именно в ландшафтной комнате. Судьбоносный для Тони
Будденброк визит Грюнлиха, добивающегося её руки и сердца, революционные
волнения октября 1848, наконец, смерть старого консула Иоганна Будденброка –
все эти важные события герои романа переживают именно в этой комнате. Остальное
пространство дома (например, конторские помещения или спальни) как бы оттеснено
от основной оси сюжетного развития повествования, лишено своего
самостоятельного значения: даже присутствие своей супруги Элизабет и
новорожденной дочки консул Будденброк переживает из смежного ландшафтной
комнате помещения – столовой, образующей в романе функционально-смысловое, а
также пространственное единство с ландшафтной. Впечатление непроницаемости,
неготовности к самораскрытию оттесненного пространства частной жизни героев
усиливается в романе вводом мотива занавесок, всегда отделяющих, например,
спальню героев от внешнего мира: «Иоганн Будденброк …тихонько раскачивал
колыбельку с зелеными шелковыми занавесочками, почти вплотную придвинутую к
высокой кровати под пологом, на которой лежала консульша»; «зеленые шторы на
открытых окнах в спальне госпожи Грюнлих чуть-чуть колыхались от легкого
дыхания ясной июльской ночи», «стены этой комнаты были обиты темной материей в крупных
цветах… Сквозь закрытые шторы едва пробивался свет» и т.д. С точки зрения
осмысления фабульного материала эти пространства оказываются для читателя
закрытыми, сами по себе они не сообщают нам ничего нового ни о героях, ни о
событиях, с ними происходящих. Они – это объективный образ действительности,
который художник, по Манну, призван подвергнуть «субъективному углублению» (Калашников 2000:34).
По мере того,
как повествование обрастает всё новыми и новыми реалистическими подробностями
(появляются новые персонажи, уходят старые, меняется даже отчасти пространство
повествования, связанное с приобретением семейством нового дома), углубляется и
то символическое содержание, которое организует их в некое смысловое единство –
единство катастрофы, гибели семейства. Образ ландшафтной постепенно приобретает
способность переорганизовывать смысл изображаемых в романе событий,
предопределять ход их развития.
«Будденброки» –
произведение, поднимающее большие социальные проблемы, дающее яркую и правдивую
картину исторического развития буржуазии как класса с 18 до конца 19 века. Это
роман о 4-х поколениях буржуазной семьи. Материалы этой книги навеяны историей
семьи Маннов. Постепенное разрушение материального благополучия Будденброков,
от поколения к поколению, сочетается с их духовным оскудением.
Из поколения в
поколение иссякают душевные силы семьи. Грубовато-добродушные основатели
династии сменяются, наконец, утонченно-невропатическими существами, чей страх
перед жизнью убивает их активность, делает их неизбежными жертвами истории.
Гибель старинной бюргерской культуры Томас Манн воспринимает как
физическую и духовную деградацию потомков патрицианской буржуазии. Эта деградация ведет к ослаблению воли,
к утрате жизненного оптимизма и, в конечном счете, к неизбежной смерти.
Носителями смерти становятся в романе консул Томас и его сын Ганно.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6 |