Курсовая работа: Романтизм в творчестве М. Горького
Встреча
Челкаша и Гаврилы произошла в тот момент, когда Челкаш, идя по гавани,
обдумывал, как ему быть с предстоящим сегодня ночью «делом». Его напарник
сломал себе ногу, и это обстоятельство осложняло все дело и вызывало в Челкаше
чувство досады.
Гаврила же,
после неудачной попытки заработать денег на Кубани, возвращался домой. Он был
очень огорчен и расстроен, так как после смерти отца ему оставался только один
путь выбраться из нищеты – «идти в зятья в хороший дом». А это означало – идти
в батраки.
Челкаш
случайно обратил внимание на сидевшего прямо у тротуара, на мостовой, молодого
крепкого парня в лаптях и оборванном рыжем картузе. Челкаш затронул парня, а
потом, разговорившись с ним, внезапно решил взять с собой на «дело».
Горький
подробно описал их встречу, их разговор, мысли и внутренние переживания
каждого. Челкашу Горький уделяет особое внимание. Он подмечает каждый штрих,
малейший нюанс в поведении своего героя. Тут и мысли о прежней жизни, о
Гавриле, который волею судьбы оказался в его «волчьих лапах». Чувство
господства над кем-то, вызывающее в нем гордость за самого себя, его бесконечно
меняющееся настроение, когда ему хотелось то ударить и обругать Гаврилу, то
пожалеть. Когда-то имевший дом, родителей, жену, он стал вором и отпетым
пьяницей, но, тем не менее, он не кажется нам законченным человеком.
Это гордая и
сильная натура. Несмотря на обшарпанный внешний вид, в нем видна неординарная
личность. У Челкаша ко всем есть подход, он везде сможет договориться. У него
особое отношение к природе, морю. Челкаш, вор, любил море. «Его кипучая нервная
натура, жадная на впечатления, никогда не прельщалась содержанием этой темной
широты, бескрайней, свободной и мощной… На море в нем всегда поднималось
широкое теплое чувство, которое охватывало всю его душу, очищая ее от житейской
скверны. Челкаш любил видеть себя лучшим среди воды и воздуха, где думы о жизни
и сама жизнь теряли остроту и ценность».
Гаврила
предстает перед нами совсем в другом свете. Сначала – это «забитый» жизнью, не
слишком доверчивый деревенский парень, потом – до смерти перепуганный раб. А уж
когда «дело» успешно завершилось и он впервые в своей жизни увидел такие
большие деньги, вот тут-то его и «прорвало». Горький очень точно описывает,
какие чувства обуревали Гаврилу в тот момент, как они сказались на его
поведении. Мы со всей ясностью увидели ничем не прикрытую алчность[9].
Моментально
исчезли жалость и сострадание к бедному деревенскому парню. Когда Гаврила, упав
на колени перед Челкашом, стал вымаливать у того все деньги, перед нами
предстал совсем другой человек – это был «подлый раб», забывший обо всем в
своем желании выклянчить побольше денег у своего хозяина. И Челкаш,
преисполненный чувством острой жалости и ненависти к этому жадному рабу, бросил
ему все деньги. В этот момент он почувствовал себя героем. Челкаш знал, что
никогда не станет таким, пусть даже он вор и пьяница.
Но когда
Гаврила рассказал Челкашу, как он хотел убить его и сбросить в море, того
обуяла ярость – его еще никогда не били так больно, и никогда он не был так
зол. Челкаш забрал деньги и, повернувшись к Гавриле спиной, пошел прочь. Гаврила
не мог этого пережить, он схватил камень и бросил его в голову уходящего
Челкаша. Но когда увидел, что натворил, опять стал скулить и просить у Челкаша
прощения. Челкаш и в этой ситуации оказался на высоте. Он понял, какая мелкая и
подлая душонка оказалась у этого парня, и кинул деньги ему прямо в лицо.
Сначала, когда, пошатываясь и держась за голову, Челкаш пошел прочь, Гаврила
смотрел ему вслед. А потом свободно вздохнул, перекрестился, спрятал деньги и
пошел в противоположную сторону.
В своем
произведении Горький отдал явное предпочтение Челкашу – человеку высоких
моральных качеств, человеку, не утратившему чувства собственного достоинства ни
при каких обстоятельствах.
Максим
Горький приходит в литературу страстным романтиком, зовущим к высоким и сильным
страстям. Отдав дань романтизму, он придет к правде жизни, но его романтические
герои останутся с ним навсегда.
Читая «Песню
о Соколе», невольно становишься на сторону то одного, то другого героя. Сокол,
безусловно, вызывает симпатию своей самоотверженностью и храбростью,
неукротимой волей к победе: «Я славно пожил!. Я знаю счастье!. Я храбро бился!.
Я видел небо… О, счастье битвы!»
Уж тоже,
кажется, говорит здравые вещи: «Пусть те, кто землю любить не могут, живут
обманом. Я знаю правду. И их призывам я не поверю. Земли творенье – землей живу
я». Но с каким самоуверенным довольством и верой в собственную непогрешимость
это все говорится! Только «мещане духа» ни в чем не сомневаются, всегда уверены
в своей непогрешимости и презирают сомневающихся «слабаков».
Нам же вместе
с автором хочется воспеть хвалу «безумству» храброго Сокола, отдавшего свою
короткую, но яр кую жизнь борьбе за светлое будущее, за торжество
справедливости. «Пускай ты умер!. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты
будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету! Безумству храбрых
поем мы песню!.»
Рассказ
Максима Горького «Песня о Соколе» написан по великим канонам романтизма. Темное
и сырое ущелье, вполне романтический пейзаж, неизвестно где и когда происходит
действие. Отважный Сокол тоскует по небу, когда ему уже никогда не подняться.
Он умирает отважным бойцом, мечтающим о новой схватке с врагами, и читатели
понимают, что это не личные враги Сокола, а враги его великой отчизны, которая
светла и прекрасна, как это бесконечное небо.
Побежденный,
но не сломленный, Сокол гибнет, смутив покой Ужа, усомнившегося на мгновение в
своей правоте, счастье, знании жизни. Мещанское самодовольство Ужа поколеблено
на миг, но это заслуга смелого и самоотверженного бойца Сокола. В этом автор
видит его главное предназначение, миссию на земле.
Да, Сокол
погиб, но он заронил искру сомнения в душу самоуверенного Ужа, поколебал его
самодовольство. И автор поет славу Соколу, восхваляя его подвиг,
самоотверженность и смелость[10].
Необычность
тематики и гражданственный пафос произведения выдвинули его в разряд
неординарных, интереснейших творений писателя. Ритмическая проза, которой
написана песня, позволяет читателям легко ее запомнить, цитировать в подходящих
случаях. Многие фразы из «Песни о Соколе» стали крылатыми словами, а это удел
лишь гениальных произведений.
Жизнь не
может остановиться, она бесконечно движется вперед. Как нет и непререкаемых
абсолютных истин – это утверждает А.М. Горький.
5. «Песня
о Буревестнике»
Огромный
резонанс в обществе получила «Песня о Буревестнике» (1901). В ней с необычайной
силой выражено предчувствие назревающей революции. В гордом Буревестнике
воплощены «сила гнева, пламя страсти и уверенность в победе» – чувства, вдохновлявшие
пролетарских революционеров. Буревестник – символ близкой победы, «пророк
победы».
После
напечатания горьковского произведения один из цензоров сообщал, что Горького
стали называть не только «буревестником», но и «буреглашатаем», так как «он не
только возвещает о грядущей буре, но и зовет бурю за собой»[11].
Легендарные и
героические образы Горького – это гордые, сильные и цельные натуры, с волевым
характером, отвергающие рабскую приниженность, смирение и кротость. Это образы,
зовущие к борьбе, к жизни прекрасной и свободной. Легендарно-романтические
рассказы Горького утверждают веру в человека, в его разум. Человек показан в
них не как побежденный, подавленный жизнью, отказавшийся от борьбы, от деяния;
он – творец жизни, и сила его возвышенных чувств такова, что она должна
восторжествовать над силами зла и мрака.
В «Песне о
Буревестнике» можно увидеть следующие приметы романтизма: действие разворачивается
в необычной обстановке – на фоне морской стихии; герой свободолюбивый, гордый,
произведение проникнуто мечтой о свободе; тон речи приподнятый, взволнованный.
Для «Песни» характерна красочность языка: эпитеты («над седой равниной моря»,
«изумрудные громады» и др.), сравнения («буревестник, чёрной молнии подобный» и
др.), олицетворения («море ловит стрелы молний» и др.).
Песни
Горького – это не просто сюжетные или лирические зарисовки: они зовут вперед,
они показывают человеку, что лишь в движении, в преодолении гроз – жизнь. Все
остальное – медленное умирание.
Движением
этим должна быть революция, но она должна произойти в сердцах, и целью ее может
быть только добро. «Безумству храбрых поем мы песню!» – такими дерзновенными
безумцами были и Данко, и Сокол, и Буревестник, и Девушка, великой любовью
своей победившая Смерть. «Пускай ты умер! Но в песне смелых и сильных духом
всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!» Такова
концепция человека у Горького. Человек творит подвиг, подвиг творит человека –
именно это следует из ранних произведений горьковского романтизма.
Антитеза –
излюбленный авторский прием, типично романтический. Сокол – Уж, Данко – Ларра,
Буревестник – буря, Девушка – Смерть. Но и пейзажи, гиперболические изобретения
– не бесплодные фантазии автора, они заставляют идти на подвиг, идти с еще
большей решимостью. И эта идея горьковского человека подчеркивается
афористичностью. Обилие метафор, сравнений, гиперболизирование – все это служит
не только созданию концепции человека, но и формированию идейного смысла. И то
и другое соединяется в точке «подвиг»: это подвиг писателя как действие, это
подвиг как тема, как концепция создаваемого им героя[12].
Через
подчеркнутую красоту романтических образов писатель ведет человека к духовному
преобразованию. Творящий подвиг должен знать, что такое красота, иначе подвиг
окажется безрассудством. Человеку нужно прекрасное – иначе поймет ли он свое
предназначение? Человеку нужен подвиг – иначе поймет ли он, что сердце должно
пылать?
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6 |