Курсовая работа: Романтизм в творчестве М. Горького
Курсовая работа: Романтизм в творчестве М. Горького
РОМАНТИЗМ В ТВОРЧЕСТВЕ М.
ГОРЬКОГО
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Жизненный путь
писателя
2. Романтизм М. Горького
3. Рассказы Горького «Макар
Чудра» и «Старуха Изергиль»
4. Дух романтизма в рассказе
«Челкаш» и «Песня о Соколе»
5. «Песня о Буревестнике»
6. Трансформация
романтической традиции в творчестве различных мастеров
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
Максим Горький
(Алексей Максимович Пешков, 1868–1936) – одна из самых значительных фигур в мировой
культуре нашего столетия и одновременно – одна из самых сложных и противоречивых.
В последнее десятилетие предпринимались попытки «сбросить творчество Горького с
парохода современности». Однако не будем забывать, что в начале века то же
самое пытались проделать с Пушкиным и Толстым…
Пожалуй, только
Горькому удалось с подлинно эпическим размахом отразить в своем творчестве
историю, быт и культуру России первой трети ХХ века. Это относится не только к его
прозе и драматургии, но и к мемуаристике. Прежде всего – к «Заметкам из дневника»,
имевшим первоначальное название «Книга о русских людях, какими я их знал»; к
знаменитым литературным портретам Чехова, Льва Толстого, Короленко, Леонида Андреева,
Сергея Есенина, Саввы Морозова, а также к «Несвоевременным мыслям» – хронике времен
Октябрьской революции, в которой Горький дал уникальный ряд русских характеров –
от интеллигентов до философствующих босяков, от революционеров до ярых монархистов.
Раннее
творчество A.M. Горького отмечено влиянием романтизма. В наследии любого
писателя что-то может нравиться, а что-то нет. Одно оставит равнодушным, а
другое приведет в восторг. И это тем более верно для огромного и разнообразного
творчества А.М. Горького. Ранние его произведения – романтические песни и
легенды – оставляют впечатление соприкосновения с настоящим талантом. Красивы
герои этих рассказов. И не только внешне – они отказываются от жалкой участи
служения вещам и деньгам, их жизнь имеет высокий смысл[1].
Герои ранних
произведений A.M. Горького мужественны и самоотверженны («Песня о Соколе»,
легенда о Данко), они прославляют активность, способность действовать (образы
Сокола, Буревестника, Данко).
Одним из
наиболее ярких ранних произведений A.M. Горького является рассказ «Старуха
Изергиль» (1894). Написан рассказ с использованием излюбленной писателем формы
обрамления: легенда о Ларре, рассказ о жизни Изергиль, легенда о Данко. Единым
целым три части рассказа делает основная идея – стремление выявить истинную
ценность человеческой личности.
В 1895 году
Горький пишет свою «Песню о Соколе». В контрастных образах Ужа и Сокола
воплощены две формы жизни: гниения и горения. Чтобы ярче показать мужество
борца, автор противопоставляет Соколу приспосабливающегося Ужа, душа которого
гниет в мещанской самоуспокоенности. Горький выносит беспощадный приговор
обывательско-мещанскому благополучию: «Рожденный ползать – летать не может». В
этом произведении Горький поет песню «безумству храбрых», утверждая его как «мудрость
жизни».
Горький считал,
что с организацией «здорового трудящегося народа – демократии» утвердится
особая духовная культура, при которой станет «жизнь – радостью, музыкой; труд –
удовольствием». Вот почему в начале XX века очень часты признания писателя о
счастье «жить на земле», где должна наступить «новая жизнь в новом веке».
Такое
романтизированное ощущение эпохи и выразила «Песня о Буревестнике» (1901). В
этом произведении романтическими средствами была раскрыта личность,
ниспровергающая застойный мир. В образе «гордой птицы» сосредоточены все
дорогие автору проявления чувств: смелость, сила, пламенная страсть,
уверенность в победе над скудной и скучной жизнью. Буревестник соединяет в себе
воистину небывалые способности: взмыть ввысь, «пронзить» мрак, призвать бурю и
насладиться ею, увидеть и за тучами солнце. А сама буря – как их реализация.
Всюду и
всегда A.M. Горький стремился к возрождению природой данных основ человеческого
бытия. В ранних романтических произведениях Горького заложено и запечатлено
пробуждение человеческой души – самое прекрасное, чему всегда поклонялся
писатель.
1.
Жизненный путь писателя
Родился 28
марта 1868 года в Нижнем Новгороде. В 11 лет стал сиротой и до 1888 года жил у
родственников в Казани. Перепробовал много профессий: был посудником на пароходе,
работал в иконописной мастерской, десятником. В 1888 уехал из Казани в село
Красновидово, где занимался пропагандой революционных идей. Первый рассказ
Максима Горького, «Макар Чудра», был опубликован 1892 году в газете «Кавказ». В
1898 году вышел сборник «Очерки и рассказы», а через год был опубликован его первый
роман «Фома Гордеев». В 1901 году Горького высылают из Нижнего Новгорода в Арзамас[2].
Немного позднее
началось сотрудничество писателя с МХАТом. В театре были поставлены пьесы «На
дне» (1902), «Мещане» (1901) и другие. К этому же периоду относятся поэма «Человек»
(1903), пьесы «Дачники» (1904), «Дети Солнца» (1905), «Две Варвары» (1905). Горький
становится активным членом «Московской литературной среды», принимает участие в
создании сборников общества «Знание». В 1905 году Горького арестовывают и сразу
после освобождения он уезжает за границу. С 1906 по 1913 год Горький живет на
Капри. В 1907 году в Америке выходит роман «Мать»[3].
На Капри создаются
пьесы «Последние» (1908), «Васса Железнова» (1910), повести «Лето» (1909) и «Городок
Окуров» (1909), роман «Жизнь Матвея Кожемякина» (1911). В 1913 году Горький
вернулся в Россию, а в 1915 году начал выпускать журнал «Летопись». После
революции работал в издательстве «Всемирная литература».
В 1921 году
Горький снова уезжает за границу. В начале 20-х годов он заканчивает трилогию «Детство»,
«В людях» и «Мои университеты», пишет роман «Дело Артамоновых», начинает работу
над романом «Жизнь Клима Самгина». В 1931 году Горький вернулся в СССР. Умер 18
июня 1936 года в селе Горки.
2. Романтизм
М. Горького
В конце 90-х
годов читатель был поражен появлением трех томов «Очерков и рассказов» нового писателя
– М. Горького. «Большой и оригинальный талант», – таково было общее
суждение о новом писателе и его книгах[4].
Растущее в обществе
недовольство и ожидание решительных перемен вызвали усиление романтических
тенденций в литературе. Особенно ярко эти тенденции отразились в творчестве
молодого Горького, в таких рассказах, как «Челкаш», «Старуха Изергиль», «Макар Чудра»,
в революционных песнях. Герои этих рассказов – люди «с солнцем в крови»,
сильные, гордые, красивые. Эти герои – мечта Горького. Такой герой должен был «усилить
волю человека к жизни, возбудить в нем мятеж против действительности, против
всякого гнета ее».
Центральным
образом романтических произведений Горького раннего периода является образ
героя, готового на подвиг во имя блага народа. Огромное значение в раскрытии этого
образа имеет рассказ «Старуха Изергиль», написанный в 1895 году. В образ Данко Горький
вложил гуманистическое представление о человеке, который все силы отдает
служению народу.
Данко – «молодой
красавец», смелый и решительный. Чтобы вывести свой народ к свету и счастью, Данко
приносит себя в жертву. Он любит людей. И вот его молодое и горячее сердце
вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести их из мрака.
«Что сделаю я
для людей!?» – сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он руками разорвал себе
грудь, и вырвал из нее свое сердце, и высоко поднял его над головой». Освещая путь
людям ярким светом своего горящего сердца, Данко смело повел их вперед. И тьма
была побеждена. «Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, кинул
он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и умер». Умирает
Данко, гаснет его смелое сердце, но образ юного героя живет как образ
героя-освободителя. «В жизни всегда есть место подвигу», – говорит старуха
Изергиль.
Идею подвига,
возвышенного и облагораживающего, Горький вложил в свою знаменитую «Песню о
Соколе», написанную в 1895 году. Сокол – олицетворение борца за народное
счастье: «О, если б в небо хоть раз подняться!. Врага прижал бы я… к ранам моей
груди и… захлебнулся б моей он кровью! О счастье битвы!.»
Соколу присущи
презрение к смерти, храбрость, ненависть к врагу. В образе Сокола Горький
воспевает «безумство храбрых». «Безумство, храбрость – вот мудрость жизни! О,
смелый Сокол, в бою с врагами истек ты кровью. Но будет время – и капли крови твоей
горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной
жаждой свободы, света!»
В 1901 году
Горький написал «Песню о Буревестнике», в которой с необычайной силой выразил
свое предчувствие нарастающей революции. Горький воспевал близкую, несомненную революционную
бурю: «Буря! Скоро грянет буря! Это смелый Буревестник гордо реет между молний
над ревущим гневно морем, то кричит пророк победы: «Пусть сильнее грянет буря!»
Буревестник – воплощение героизма. Он противопоставлен глупому пингвину, и гагарам,
и чайкам, которые стонут и мечутся перед бурей: «Только гордый Буревестник реет
смело и свободно над ревущим гневно морем». Журнал «Жизнь», в котором была
напечатана эта песня, был закрыт.
Современник
Горького А. Богданович писал: «От большинства очерков М. Горького веет
этим свободным дыханием степи и моря, чувствуется бодрое настроение, что-то
независимое и гордое, чем они резко отличаются от очерков других авторов,
касающихся того же мира нищеты и отверженности»[5].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6 |