Курсовая работа: Проблема экологии и нравственные проблемы повествования в рассказах В. Астафьева "Царь-рыба"
Курсовая работа: Проблема экологии и нравственные проблемы повествования в рассказах В. Астафьева "Царь-рыба"
Федеральное агентство по образованию
Пензенский государственный
педагогический университет им. В.Г.Белинского
Факультет русского языка и
литературы
Кафедра литературы и методики
ее преподавания
Зачетная работа
по литературоведческому
анализу художественного текста на тему: «Проблема экологии и нравственные
проблемы повествования в рассказах В. Астафьева «Царь-рыба»
Выполнила: Плясова В.В.
студентка группы Л-51
Проверила:Ключарева И.С.
Пенза, 2007
Содержание
Введение
1. Жанровое своеобразие повествования в рассказах
«Царь-рыба».
2. Стиль и язык произведения.
3. Образ автора.
4. Проблема взаимоотношения природы и человека. Резкое
осуждение варварского отношения к природе на примере браконьеров.
5. Символический смыл главы «Царь-рыба», её место в
книге.
6. Образы положительных героев. Аким и его судьба.
Заключение.
Список литературы.
Введение
Книга… Простое, незатейливое слово.
Казалось бы, ничего особенного, обыкновенная вещь, которая есть в каждом доме.
Книги стоят в шкафах в ярких или скромных обложках. Подчас не знаешь, какое
чудо несут они в себе, открывая перед нами яркий мир фантазии и воображения,
часто делая людей добрыми и умными, помогая понимать жизнь, формируя мировоззрение.
В современной прозе мне особенно нравятся
произведения Виктора Петровича Астафьева. Когда читаешь подряд его книги,
начиная с тех, в которых он состоялся как писатель – повести «Стародуб»,
«Перевал», «Последний поклон», сборники рассказов, - воочию видишь, как бурно
рос этот самобытный художник слова, какими внутренними толчками развивался его
талант. Предмет его любви определён и строг: Родина, Россия, её природа и люди,
их предназначение на земле.
Настоящим событием в жизни и в литературе
стало повествование в рассказах «Царь-рыба». Это удивительное произведение
проникнуто страстной любовью к родной природе и негодованием по отношению к
тем, кто своим равнодушием, жадностью, безумностью губит её. На вопрос о теме
«Царь-рыбы» Астафьев ответил: «Наверное, это тема духовного общения человека с
миром… Духовное существование в мире – так бы я определил тему «Царь-рыбы». Не
впервые возникает она в нашей литературе, но, может быть, впервые зазвучала
столь громко и широко».
Перечитав всё, что на сегодня написано о
повествовании в рассказах «Царь-рыба», можно выделить как общепризнанное, что
основные «герои» произведения – Человек и Природа, взаимодействие которых
осмыслено в их гармонии и противоречии, в их общности и обособленности, в их
взаимовлиянии и отталкивании, как представляется оно писателю сегодня – едва ли
не в самый сложный период их «сосуществования» за всю человеческую историю.
Иначе сказать, мы имеем дело с произведением откровенно и подчеркнуто
социально-философским, в котором мысли и чувства воплощены в образы масштабные,
имеющие общечеловеческое значение.
Астафьев не
идеализирует природу и ее законы, а художественно исследует их противоречивое
содержание. Природа не только врачует душу человека (глава «Капля»), но может
быть слепа и жестока, как мы видим это, например, в главе «Поминки». Разум и
духовный опыт позволяют человеку установить гармонические взаимоотношения между
ним и природой, активно используя и пополняя ее богатства. Гармония
взаимоотношений человека и природы, предполагающая и борьбу, исключает
уничтожение. В человеческой душе заложено чувство бережного отношения ко всему
живому на земле, к красоте лесов, рек, морей. Бессмысленное уничтожение природы
разрушающе сказывается на самом человеке. Природные и социальные законы не дают
ему права переступить ту «черту, за которой кончается человек, и из дальних,
наполненных пещерной жутью времен выставляет и глядит, не моргая, низколобое,
клыкастое мурло первобытного дикаря».
В «Царь-рыбе»
жизненный материал разных послевоенных десятилетий спрессован, подчиняясь
философскому смыслу идейного содержания. Постоянное сравнение прошедшего с
настоящим, стремление автора полнее воплотить характер, поступки; духовные
черты персонажей обуславливают временные сдвиги в произведении.
В. Семин с
огромной откровенностью и искренностью говорил о своем восприятии произведения:
««Царь-рыба» - праздник жизни. Великая Сибирская река и река времени текут не
по книжным страницам – их движение проходит через наше сердце, по нашим
сосудам».
1.
Жанровое своеобразие повествования в рассказах «Царь-рыба»
«Царь-рыба»
имеет жанровое обозначение «повествование в рассказах». Тем самым Астафьев
намеренно ориентировал своих читателей на то, что перед ними цикл, а значит,
художественное единство здесь организуется не столько сюжетом или устойчивой
системой характеров (как это бывает в повести или романе), сколько иными
«скрепами». И в циклических жанрах именно «скрепы» несут очень существенную
концептуальную нагрузку. Каковы же эти скрепы.
Прежде всего,
в «Царь-рыбе» есть единое и цельное художественное пространство – действие
каждого из рассказов происходит на одном из многочисленных притоков Енисея. А
Енисей – «река жизни», так он и назван в книге. «Река жизни» - емкий образ,
уходящий корнями в мифологическое сознание: у некоторых древних образ «река
жизни», как «древо жизни» у других народов, был наглядно-зримым воплощением
всего устройства бытия, всех начал и концов, всего земного, небесного и
подземного, то есть целой «космографией».
Такое,
возвращающее современного читателя к космогоническим первоначалам,
представление о единстве всего сущего в «Царь-рыбе» реализуется через принцип
ассоциаций между человеком и природой. Этот принцип выступает универсальным
конструктором образного мира произведения: вся структура образов, начиная от
образов персонажей и кончая сравнениями и метафорами, выдержана у Астафьева от
начала до конца в одном ключе – человека он видит через природу, а природу
через человека.
Так, ребенок
ассоциируется у Астафьева с зеленым листком, который «прикреплялся к дереву
жизни коротеньким стерженьком», а смерть старого человека вызывает ассоциацию с
тем, как «падают в старом бору перестоялые сосны, с тяжелым хрустом и долгим
выдохом». А образ матери и ребенка превращается под пером автора в образ Древа,
питающего свой Росток:
«Вздрогнув
поначалу от жадно, по-зверушечьи давнувших десен, заранее напрягшись в ожидании
боли, мать почувствовала ребристое, горячее небо младенца, распускалась всеми
ветвями и кореньями своего тела, гнала по ним капли живительного молока, и по
раскрытой почке сосца оно переливалось в такой гибкий, живой, родной росточек».
Зато о речке
Опарихе автор говорит так: «Синенькая жилка, трепещущая на виске земли». А
другую, шумную речушку он напрямую сравнивает с человеком: «Бедовый, пьяный,
словно новобранец с разорванной на груди рубахой, урча, внаклон катился поток к
Нижней Тунгуске, падая в её мягкие материнские объятья». Этих метафор и
сравнений, ярких, неожиданных, щемящих и смешливых, но всегда ведущих к
философскому ядру книги, в «Царь-рыбе» очень и очень много. Подобные
ассоциации, становясь принципом поэтики, по существу, вскрывают главную,
исходную позицию автора. В. Астафьев напоминает нам, что человек и природа есть
единое целое, что все мы – порождение природы, её часть, и, хотим или не хотим,
находимся вместе с законами, изобретенными родом людским, под властью законов куда
более могущественных и непреодолимых – законов природы. И поэтому самое
отношение человека и природы Астафьев предлагает рассматривать как отношение
родственное, как отношение между матерью и её детьми.
Отсюда и
пафос, которым окрашена вся «Царь-рыба». Астафьев выстраивает целую цепь
рассказов о браконьерах, причем браконьерах разного порядка: на первом плане
здесь браконьеры из посёлка Чуш, «чушанцы», которые буквально грабят родную
реку, безжалостно травят её; но есть и Гога Герцев – браконьер, который
вытаптывает души встречающихся ему на пути одиноких женщин; наконец,
браконьерами автор считает и тех чиновников государственного масштаба, которые
так спроектировали и построили на Енисее плотину, что загноили великую
сибирскую реку.
Дидактизм,
который всегда в той или иной мере присутствовал в астафьевских произведениях,
в «Царь-рыбе» выступает с наибольшей очевидностью. Собственно, те самые
«скрепы», которые обеспечивают цельность «Царь-рыбе» как цикла, становятся
наиболее значимыми носителями дидактического пафоса. Так, дидактика выражается,
прежде всего, в однотипности сюжетной логики всех рассказов о попрании
человеком природы - каждый из них обязательно завершается нравственным
наказанием браконьера. Жестокого, злобного Командора постигает трагический удар
судьбы: его любимицу-дочку Тайку задавил шофер – «сухопутный браконьер»,
«нажравшись бормотухи» («У Золотой Карги»). А Грохотало, «мякинное брюхо» и неудержимый
рвач, наказуется в чисто гротескном, буффонадном виде: ослепленный удачей, он
хвастает пойманным осётром перед человеком, который оказывается…инспектором
рыбнадзора («Рыбак Грохотало»). Наказание неминуемо настигает человека даже за
давние злодеяния – таков смысл кульминационного рассказа из первой части цикла,
давшего название всей книге. Сюжет о том, как наиболее осмотрительный и вроде
бы самый порядочный из браконьеров Игнатьич был стянут в воду гигантской рыбой,
приобретает некий мистико-символический смысл: оказавшись в пучине,
превратившись в пленника собственной добычи, почти прощаясь с жизнью, Итнатьич
вспоминает давнее своё преступление – как он ещё безусым парнем, «молокососом»,
пакостно отомстил своей «изменщице», Глашке Куклиной, и навсегда опустошил её
душу. И то, что с ним сейчас произошло, сам Игнатьич воспринимает как божью кару:
«Пробил крестный час, пришла пора отчитаться за грехи…».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 |