Курсовая работа: Патриотическое воспитание младших школьников
В
дальнейшем для школьников особую роль играют практическая направленность в
сообществе, ее ориентация на общественно-полезные дела, участие ребят в
разработке и практическом воплощении собственных социальных проектов,
проведение благотворительных акций, поисковая работа.
Важным
критерием эффективности гражданско-патриотического воспитания, как показывает
опыт многолетней деятельности, является личностный рост каждого ребенка,
подростка, молодого человека, позитивная система его отношения к миру.
Показателями
успешности воспитательной деятельности педагога является активность
воспитанников, самодисциплина, достоинство и стремление к самосовершенствованию,
развитое чувство собственного достоинства, наличие совокупности моральных
качеств, осознание и объективная самооценка ребенком своего Я как гражданина,
патриота, Человека.
В
концептуально-програмных документах, определяющих развитие национальной системы
образования, предполагается создание эффективной системы патриотического,
гражданского, духовно-нравственного воспитания.
Патриотическое
воспитание в школе должно осуществляться как в процессе обучения, так и во
внеурочной и внеклассной деятельности, поскольку этот процесс предполагает
широкое использование возможностей учебных дисциплин и включение детей в
разнообразные виды социально значимой деятельности, так как в школьные годы
раскрывается содержание патриотизма как чувства любви к Родине, заботы об ее
интересах, готовности к ее защите от врагов.
Патриотизм
как общечеловеческая ценность для каждого конкретного школьника может
проявляться в чувстве гордости за достижения родной страны, горечи за ее
неудачи и беды. Важно воспитать у младших школьников уважение к историческому
прошлому своего народа, бережное отношение к народной памяти,
национально-культурным традициям, тем людям, кто своим творчеством обогатил
национальную и общечеловеческую культуру.
Патриотическое
воспитание в учреждениях образования должно носить систематический характер. В
его процессе используются разнообразные средства и методы актуализации
исторической памяти, объектов патриотической гордости. В комплекс задач
патриотического воспитания включается формирование уважительного отношения к
символам суверенности народа и государства – государственному флагу, гербу,
гимну.
Сегодня
общество особенно волнует проблема воспитания молодежи в духе патриотизм, и
наличие данной проблемы привело к интенсивному поиску пути ее решения.
Свидетельство
тому, является то, что государство уделяет серьезное внимание формированию
патриотизма у школьников; что нашло отражение в ряде норм и законодательных
систем.
Ученический
актив, при участии администрации школы, определяет содержание работы, которая
включает в себя следующие компоненты:
-
культурно-патриотический;
-
гражданско-патриотический;
-
героико-патриотический;
-
спортивно-патриотический;
-
военно-патриотический.
Учитель
разрабатывает план патриотического воспитания, как правило, на учебный год.
Культурно-патриотическое
воспитание
Центром
культурно-патриотического воспитания может стать этнографический музей,
литературная или музыкальная гостиная, клуб по интересам. В Камышине это,
например, Камышинский историко-краеведчес-кий музей или Драматический театр.
Здесь происходит приобщение
учащихся к духовным и культурным ценностям, национальным традициям, прививается
любовь и интерес к языку и культуре страны, региона, города. Это могут быть:
- экскурсии по родному краю;
-
посещение спектаклей, выставок, музеев;
-
выпуск стенгазеты;
-
кружки художественного, декоративно-прикладного творчества;
-
ученический театр;
-
конкурсы художественной самодеятельности;
-
встречи с деятелями искусства и культуры, местными поэтами, художниками;
-
тематические воспитательные часы, вечера.
Нельзя
ограничиваться только культурой и искусством России, необходимо показать ее
место среди мировой культуры.
Привитие
интереса к родному языку и культуре осуществляется при помощи:
-
выпуска стенных газет, посвященных родному краю;
-
экскурсий по интересным местам области, связанным с именами деятелей литературы
и искусства;
-
экскурсий в музеи;
-
создания и расширения базы школьных этнографических музеев;
-
посещения выставок и выставочных павильонов;
-
туристических поездок по историческим местам;
-
написания сочинений;
-
кружков художественного и декоративно-прикладного творчества;
-
конкурсов чтецов, художественной самодеятельности; театральных студий, кружков.
Гражданско-патриотическое
воспитание предполагает:
- изучение основных положений
Конституции на фоне исторического развития промышленности, сельского хозяйства,
науки, культуры;
- знакомство с вопросами
государственной и общественной жизни страны.
Гражданско-патриотическое
воспитание молодежи формирует не просто законопослушного гражданина, человека,
осознанно и активно исполняющего свой гражданский долг. Оно предполагает
привитие уважения к государственной символике, героическому и историческому
прошлому, культуре своего народа, любви к родному языку, красотам родной
природы, содержит в себе экологическое воспитание, способствует единению всех
граждан республики.
Урочная
работа. Работа по гражданско-патриотическому воспитанию, прежде всего,
проводится на уроках общественных дисциплин, русского языка и литературы,
допризывной подготовки, физической культуры.
Уроки
общественных дисциплин: изучается Конституция, создаваемые условия для
демократии и гражданского согласия, свободного, достойного развития личности;
прививается уважение к государственной символике; чувство гордости за свою
страну и готовность к выполнению социальной роли гражданина.
Уроки
русского языка и литературы прививают любовь и уважение к родному языку,
литературе, культуре, природе, людям, живущим на этой земле, необходимость
беречь и украшать родную землю.
Уроки
допризывной подготовки и физической культуры формируют морально-психологическую
и физическую готовность к выполнению конституционной обязанности по защите
Отечества, воспитывают уважение к Вооруженным Силам, к защитнику Отечества.
Внеурочная
и внеклассная работа. Информационные часы: учащиеся убеждаются в необходимости
для России мира и международного сотрудничества.
Могут
проводится месячники правовых знаний:
-
изучение конституции РФ;
-
цикл лекций развивающих политическое самосознание учащихся;
-
работа кинолектория «Ребёнок и закон», «Подросток и закон»;
-
встречи с работниками правоохранительных органов;
-
работа кружка правовых знаний («Правовед», «Закон и ты» и т. п.);
-
конкурс творческих работ;
-
беседы «Умеешь ли ты общаться?», «Учись быть современным и нравственным», «Я и
мои современники» и др.;
-
диспуты;
2.
Ученическое самоуправление. Важная роль в организации идеологической работы отводится
органам самоуправления.
Совет
школы и родительский совет другие органы ученического самоуправления формируют
лидерские качества, устойчивое сознательное отношение к коллективу, к
выполнению своих обязанностей по отношению к другим членам коллектива.
Героико-патриотическое
воспитание – это воспитание любви к своей Родине, уважение ее Вооруженных Сил,
защитников Отечества на основе героического прошлого своего народа. Центром
работы по героико-патриотическому воспитанию может быть музей боевой (трудовой)
славы (здесь должны работать лекторские, поисковые группы). В работе музея
можно использовать разнообразные формы:
-
организация походов и экскурсий с целью пополнения фонда музея;
-
проведение тематических выставок;
-
подготовка и проведение конференций;
-
чествование победителей конкурсов;
-
уроки истории;
-
встречи с ветеранами войны и труда, выпускниками, бывшими учителями школы.
Работа
в данном направлении может включать в себя следующее:
1.
Работа отряда, оказывающего помощь ветеранам войны и труда.
2.
Работа поискового отряда (здесь не обязательно искать заброшенные захоронения; поиск
исторических сведений о родном крае, составление истории родного города, родной
деревни, написание сочинений, рефератов, составление фотодокументов, летописей
и т. п. – формы поисковой работы).
3.
Проведение встреч с ветеранами и их родственниками, уроков мужества.
4.
Проведение тематических вечеров, выставок, конкурсов стихов, песен; туристских
походов, мото- ивелопоходов по местам боевой славы.
5.
Работа по содержанию в надлежащем виде мест захоронения («Помоги памятникам»).
6. Различные викторины, олимпиады, конкурсы, научные
конференции – то, что можно использовать на уроках и в предметных неделях.
7. Целесообразно проведение интегрированных уроков
(история России, всемирная история, литература, допризывная подготовка могут
быть объединены темами: «Они освобождали…», «Великая Отечественная война в
истории и судьбах людей», «Восстановление народного хозяйства СССР в
послевоенные годы», «Афганистан – наша память и боль» и т. п.).
Военно-патриотическое
воспитание – это воспитание любви к Родине, формирование морально-психологической
и физической готовности к выполнению Конституционного долга по защите
Отечества. Преподаватели допризывной подготовки тесно сотрудничают с
преподавателями общественных дисциплин, музеями боевой славы, с обществами
содействия армии.
Учащиеся
могут изучают статьи Конституции о защите Отечества и Закон О воинской
обязанности, организуют походы по местам боевой славы, проводятся беседы,
лекции по истории Вооруженных сил России, СССР, о подвигах русского народа.
Для
решения задач гражданско-патриотического воспитания педагоги могут организовывать
следующие мероприятия: проведение акции милосердия ко Дню пожилых людей,
проведение праздника труда «Для тебя, родная школа», «Адреса заботы» (шефство
над ветеранами и пожилыми людьми), участие в туристско-краеведческой экспедиции
«Наш край», участие в игре-викторине «Мой родной город» и т. п.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6 |