Курсовая работа: Патриотическое воспитание младших школьников
Патриотизм – это сознательно и
добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного,
государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и
условием всестороннего развития гражданского общества (Савотина 2003). Такое
понимание патриотизма является базовым, а Концепция выступает в этой связи как
направление формирования и реализации данного типа социального поведения
граждан.
Патриотизм является одной из
наиболее ярких черт российского национального характера. Российскому патриотизму
присущи свои особенности. Прежде всего, это высокая гуманистическая
направленность российской патриотической идеи; веротерпимость; соборность и
законопослушание; общность как устойчивая склонность и потребность россиян к
коллективной жизни; особая любовь к родной природе.
Недооценка патриотизма как
важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению
социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и
государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в
общей системе воспитания граждан России.
Патриотическое воспитание, являясь
составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой
систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти
и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического
сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению
гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины (Леонтьев
2002).
Как один из видов многоплановой, масштабной
и постоянно осуществляемой деятельности патриотическое воспитание включает
социальные, целевые, функциональные, организационные и другие аспекты, обладает
высоким уровнем комплексности, то есть охватывает своим воздействием все поколения,
пронизывает все стороны жизни: социально-экономическую, политическую, духовную,
правовую, педагогическую, опирается на образование, культуру, историю,
государство, этносы. Оно является неотъемлемой частью всей жизнедеятельности
российского общества, его социальных и государственных институтов.
Патриотическое воспитание
предполагает формирование у граждан общественно значимых ориентаций,
гармоничного сочетания личных и общественных интересов, преодоление чуждых
обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания.
Технология патриотического воспитания должна быть направлена на создание
условий для национального возрождения России как великой державы.
Составной частью патриотического
воспитания является военно-патриотическое воспитание, направленное на
формирование готовности к военной службе как особому виду государственной
службы.
Военно-патриотическое воспитание
характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым
гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной
ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в
необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения
воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск,
воинских формирований и органов. Патриотическое воспитание военнослужащих организуется
и проводится в рамках единой системы воинского воспитания военнослужащих.
В условиях борьбы с международным
терроризмом патриотическое воспитание граждан должно определяться национальными
интересами России и обеспечивать активное участие граждан в обеспечении ее безопасности
от внешних и внутренних угроз.
Цель патриотического воспитания –
развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской
ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными
ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в
интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов
и устойчивого развития (Ефремова 2005).
На современном этапе развития
нашего общества достижение указанной цели по патриотическому воспитанию
осуществляется через решение следующих задач:
- утверждение в обществе, в
сознании и чувствах граждан социально значимых патриотических ценностей,
взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к
традициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы;
- создание и обеспечение реализации
возможностей для более активного вовлечения граждан в решение
социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;
- воспитание граждан в духе
уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и
коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных
прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского
долга;
- привитие гражданам чувства
гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – Герба,
Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;
- привлечение традиционных для
России религиозных конфессий для формирования у граждан потребности служения
Родине, ее защиты как высшего духовного долга;
- создание условий для усиления
патриотической направленности телевидения, радио и других средств массовой
информации при освещении событий и явлений общественной жизни, активное
противодействие антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде
образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации
истории Отечества;
- формирование расовой,
национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между
народами.
Реализация задач патриотического
воспитания граждан Российской Федерации осуществляется через более частные
задачи с учетом специфики субъектов и объектов воспитания, условий, в которых
оно проводится, особенностей их решения в экономической, социальной, правовой,
политической, духовной и других сферах.
1.2
Направленности патриотического воспитания
Задачами патриотического воспитания
младших школьников являются:
1. Формирование у детей системы
знаний о своей Родине, которая может быть представлена следующим образом:
природоведческие и географические сведения (географические особенности родного
края, климата, природы страны), сведения о жизни своего народа (особенности
быта, труда, культуры, традиций), социальные сведения (знания о
достопримечательностях родного города, столицы, страны, знания названия страны,
ее столицы, других городов, государственной символики), некоторые исторические
сведения (о жизни народа в разные исторические периоды, о подвигах людей в годы
Великой Отечественной войны, знание исторических памятников города, улиц).
2. Воспитание у младших школьников
интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной
жизни.
Предполагает активизацию
эмоциональной сферы личности, воспитание таких чувств как любовь к родным и
близким людям, родному городу, уважение к истории народа, восхищение
произведениями народного творчества, любви к природе, ненависти к врагам.
3. Включение детей в практическую
деятельность по применению полученных знаний. Предполагает формирование у младших
школьников определенных навыков и умений: умение отразить накопленные знания в
игре, художественной и трудовой деятельности, умение принять участие в общественно
направленном труде, умение бережно относится к природе, результатам труда
других, умение отразить знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками.
Решая задачи патриотического
воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными
условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
- «позитивный центризм» (отбор
знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);
- непрерывность и преемственность
педагогического процесса;
- дифференцированный подход к
каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей,
возможностей и интересов;
- рациональное сочетание разных
видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных
и двигательных нагрузок;
- деятельностный подход;
- развивающий характер обучения,
основанный на детской активности.
Рассматривая патриотизм, необходимо
остановится на базовых, глубинных и наиболее устойчивых характеристиках этого
отношения между человеком и страной (культурой, природой, народом), выраженных
в таких понятиях, как «Отечество» и «Родина». Возможно триада: Общество –
Природа – Культура вокруг Человека (воспитанника) представляет собой весьма богатую
эвристическую схему.
Этимологический анализ понятий
«род», «родство», «родня» дает смысловую связь между субъектом и другими людьми
по следующему основанию – близость по общности происхождения, по
непосредственному сходству (С. И. Ожегов) (Цит. по Лутовинов 1997). Отсюда
отношение к Родине представляет собой связь человека со страной, регионом,
основанная на происхождении, непосредственном сходстве.
Конечно, трудно представить, чтобы
человек был похож на страну, речь скорее должна идти о некоторых характерологических
ассоциативных подобиях: «широкая русская душа» – широкие поля, «голубые глаза»
– ярко синие реки и озера Родины, неторопливая русская речь– неспешно текущие
реки и т. д.
Широко известна цитата А. Ф.
Лосева, рассматривающего Родину как «интимно-интимно – внутреннее наше» (Цит.
по Кобылянский 1998). Итак, одна из главных составляющих патриотизма –
идентификация человека с образами (страны, народа, культуры) по принадлежности
и похожести.
Очевидно, что слово «Отечество»
происходит от «отец», в тоже время привычно до тривиальности словосочетание
«Родина – мать». Здесь целесообразно обратить внимание на специфику
детско-родительских отношений, которые могут дать ключ к пониманию сущности
патриотизма. С одной стороны в патриотизме присутствуют субъективные детские
проекции:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6 |