Курсовая работа: Особенности римского эпоса
Заключение
Мнение, что римская
литература и, в частности, римский эпос, лишены оригинальности, что это не
более чем бледная копия литературы и эпоса греческого, несправедлива. Римская
литература и, собственно, римский эпос самобытны, отмечены своими специфическими
особенностями.
Римская литература
писалась на латинском языке и тяготела к жанрам, связанным с практической
жизнью. Эпос считался самым высоким жанром, а потому служил для прославления
государства, императора.
Действительно, римский
эпос возник на основе греческого, римские авторы использовали сюжеты греческой
литературы, ее формы и художественные приемы, но творчески перерабатывали их
для решения своих национальных задач.
Вершиной римского эпоса
по праву считается героический эпос «Энеида», посвященный странствиям троянца
Энея, мифического прародителя Рима и римской государственности. «Энеида» прославляет
историческую миссию Рима; трагизм судьбы, направляемой неведомым провидением и
самоотречения умеряется верой в верховный смысл истории и мирового закона.
Мировоззренческая
установка, принятая Вергилием, выражается не только в пропаганде отдельных
лозунгов актуального значения, – на пронизывает всю художественную структуру
поэмы, определяет ее особенности, как большого эпоса нового типа. Если «Анналы»
Энния были поэмой римского полиса, «Энеида» – поэма Италии. Перечень италийских
племен, картины италийской древности, – все это служит одной цели, выдвижению
Италии как центральной территории римского государства. Самый Рим подается
только в перспективе будущего. Прославление Италии в «Георгиках» было
актуально-политическим «отступлением», в «Энеиде» оно становится одним из
важнейших моментов художественного замысла. Италийский патриотизм, выходящий за
пределы полисной или племенной ограниченности, придает поэме Вергилия новую
тональность, незнакомую греческому эпосу. «Национальные» поэмы европейского
классицизма примыкали в этом отношении к «Энеиде», как к своему античному
образцу.
В полном соответствии с
идеологической политикой Августа «Энеида» идеализирует римско-италийскую
древность, ее нравы и верования. Этим уклоном обусловлены и выбор темы и
характер ее трактовки. Отказавшись от эпоса о современности, Вергилий дал поэму
о прошлом и притом мифологическую поэму. С точки зрения Вергилия, как и всех
его современников, гибель Трои и прибытие Энея в Италию были несомненными
историческими фактами, и «мифологизм» поэмы состоял в присоединении
«божественного», олимпийского плана, но античное общество никогда не отказывалось
от этой освящавшей его мифологической системы, хотя она и перестала уже быть
объектом реального верования. В те самые годы, в которые Вергилий приступал к
работе над «Энеидой», стала выходить объемистая римская история Тита Ливия, начинающаяся
с изложения мифических начал Рима. «Древности дозволяется, — пишет автор в
предисловии, — освящать начало городов, примешивая божеское к человеческому. И
если какому народу можно дозволить освятить свое возникновение и приписать его
богам, то римский народ приобрел это право своей воинской доблестью». При таком
взгляде на старинные предания, как на ценность патриотического порядка, поэма
гомеровского образца не представлялась чем-либо искусственным. Вергилий не
смущается даже «чудесами» и не считает нужным рационализировать их. Вместе с
тем миф интересует поэта не сам по себе, а как основа для настоящего. Взор
Вергилия все время направлен на последующую римскую историю, и ее картины,
вплоть до времен автора, даются в форме всевозможных пророчеств и предвидений
(например щит Энея или смотр душ в Элисии). Эта соотнесенность мифа с
современностью, введение исторической перспективы в качестве перспективы
грядущего – одна: из важнейших особенностей «Энеиды», резко отличающая ее от
гомеровских поэм.
Знание цели, следование
великому предназначению и способность приносить жертвы характеризуют идеального
героя. Эней, испытываемый судьбой, преодолел все. в той войне, что он вел, и в
конечной победе должно было отразиться историческое деяние Августа,
установление нового правления и долгого мира. Эта мысль и целостная концепция
сделали Энеиду великим римским национальным эпосом.
Литература
Гаспаров М. Л. Вергилий –
поэт будущего // Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. М., 1979.
Гаспаров М. Л. Греческая
и римская литература I в. до н. э. // История всемирной литературы. М., 1933.
Т. 1.
История Европы. Европа в
античную эпоху. Глава 11. Римская республика в III – I вв. Т. 1. М., 1993.
Мелетинский Е. М., Происхождение
героического эпоса, М., 1963.
Ошеров С. А. Найти язык
эпох: От архаического Рима до русского Серебряного века М., 1999.
Полонская К.П. Римские
поэты принципата Августа. М., 1963.
Тронский И. М. История
античной литературы. М., 1983.
Хрестоматия по античной
литературе. В VI т. Античный эпос. Том I – II. М., 2001.
Шервинский С. Вергилий и
его произведения // Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. М., 1971.
[1] Мелетинский Е. М., Происхождение
героического эпоса, М., 1963. С. 39.
[2]
Тронский И. М. История античной литературы. М., 1983. С. 348 – 349.
[3]
История Европы. Европа в античную эпоху. Глава 11. Римская республика в III – I
вв. Т. 1. М., 1993. С. 311 – 312.
[4]
Гаспаров М. Л. Греческая и римская литература I в. до н. э. // История
всемирной литературы. М., 1933. Т. 1. С. 453.
[5]
Гаспаров М. Л. Греческая и римская литература I в. до н. э. // История
всемирной литературы. М., 1933. Т. 1.
[6] Тронский И. М. История античной
литературы. М., , 1983. С. 359.
[7]
Ошеров С. А. Найти язык эпох: От архаического Рима до русского Серебряного века
М., 1999.
|