Курсовая работа: Особенности римского эпоса
По гомеровскому образцу в изложение
«Анналов» вводится также и олимпийский план, сцены с участием богов.[4]
С сухостью версифицированной хроники
у Энния чередовалось сильное, образное, порой даже эмоционально взволнованное
повествование. В поэме преобладали военно-исторические темы: она изображала
рост Рима и прославляла его деятелей. По мере приближения к современности
изложение становилось все более подробным и переходило в возвеличение
покровителей автора. Превознесение отдельных личностей, напоминавшее
эллинистическую придворную поэзию, вызывало неудовольствие в консервативных
кругах, но это не помешало огромной славе поэмы. В течение всего республиканского
периода римляне признавали Энния «вторым Гомером». С появлением «Энеиды»
Вергилия «Анналы» утратили свое значенье римского эпоса; в результате поэма
Энния не сохранилась полностью и известна нам лишь по цитатам и изложениям.
Глава 3. «Энеида» Вергилия: пик
римского эпоса
Великий поэт, создатель национального
римского эпоса, Вергилий жил в блестящий век Августа, пользовался при жизни
огромной славой и сохранял при этом личную скромность, нетребовательность в
быту и высокую гражданскую и просто человеческую мораль. Даже внешне он не был
похож на поэта, как мы обычно представляем их себе. "Он был большого
роста, крупного телосложения, лицом смуглый, походил на крестьянина и не
отличался крепким здоровьем... Он был всю жизнь... чист и речью и мыслью...
Когда он, приезжая изредка в Рим, показывался там на улице и люди начинали
ходить за ним по пятам и показывать на него, он укрывался от них в ближайшем
доме," - пишет Светоний.[5]
Светоний сообщает, что мужскую тогу
Вергилий впервые надел пятнадцати лет от роду как раз в тот самый день, когда
скончался Лукреций. Еще одно предзнаменование, если это действительно так.
Кроме того, с Лукрецием Вергилия связывает и любовь к эпикурейской философии.
Образование будущий поэт получал в Кремоне, в Милане, в Неаполе и в Риме,
изучал риторику у того же преподавателя, у которого впоследствии будет учиться
юный Октавиан. Литературными учителями были для Вергилия неотерики. Молодой
человек быстро и, кажется, легко освоил их литературные приемы, избрал своим
главным метром гекзаметр и начал работать над первой книгой -
"Буколики" ("Эклоги"), представлявшей собой нежные и
звонкие пасторальные (пастушеские) песни, часто диалогизированные, т. е.
написанные как бы от лица произносящих речи пастухов, фавнов, нимф и других
хорошо известных персонажей подобной литературы, начавшейся еще в Древней
Греции и доведенной до совершенства александрийцем Феокритом.
Идея национального эпоса возникла у
Вергилия еще в «Георгиках» как намерение воспеть военные победы Октавиана. Но в
процессе обдумывания совместно с Меценатом, а возможно, и с самим Августом,
историческая поэма в духе Энния переосмыслилась в эпос в духе Гомера.
Вообще говоря, почти всегда автора
подобных эпопей поджидает неудача. Их произведения в сравнении с народными
песнями выглядят как бледные и скучные копии. Так было с "Франсиадой"
Ронсара, "Россиадой" Хераскова, отчасти с "Лузиадами"
Камоэнса. Но не то - с "Энеидой" Вергилия и с "Кому на Руси жить
хорошо" Некрасова. Правда, к "Энеиде" читатели разных стран
относятся далеко не однозначно: романские страны действительно считают ее
высшим взлетом латинской поэзии, германские же народы оценивают ее скептически.
Итак, приступая к "Энеиде",
Вергилию предстояло:
1) воспеть величие Рима, особенно под
сенью Августовых побед и реформ;
2) популяризировать римские доблести
и римский характер;
3) воссоздать во всех подробностях
миф об Энее и возвести его в ранг национального героя, богобоязненного любимца
олимпийцев;
4) гармонию мироздания
"Георгик" дополнить гармонией истории;
5) в качестве истинного героя
представить читателю не Августа и, может быть, даже не Энея, а Рим и
предопределенную ему миссию завоевателя и затем мудрого отца народов всего
мира.
Почему Вергилий выбрал для своего
эпоса именно Энея?
Дело в том, что этот мифологический
персонаж, сын смертного и богини любви Афродиты (Венеры), встречающийся еще у
Гомера, в более поздних греческих поэмах совершивший путь из Трои в Италию,
считался в Риме родоначальником семьи Юлиев, к которой принадлежали и Цезарь, и
Август. Таким образом, оказывалось, что императорский род восходит к
небожителям. Главный мотив социального заказа "Энеиды" находится, вероятно,
именно здесь, а Вергилий создает свое произведение одновременно и о началах
римской истории и о предках Августа.
Основная концепция
"Энеиды" заключена во вступительных стихах. "Я пою брань и мужа,
который... был много кидаем по землям и по морю... и многое претерпел на
войне"; из этой формулировки античный читатель уже видел намерение автора
объединить тематику обеих гомеровских поэм.[6]
Эней - "беглец по воле рока"; ссылка на "рок" служит не только
оправданием для бегства Энея из Трои, но и указывает на движущую силу поэмы, на
силу, которая приведет к тому, что Эней
… город построив,
В Лаций богов перенес, где возникло племя латинян,
Города Альбы отцы и стены высокого Рима.
Подобно тому, как Одиссея постоянно
преследует гнев Посейдона, Энею не дает пристать к берегу злопамятство Юноны,
которая в греческой мифологии ненавидит троянцев, а здесь к этому еще
добавляется и то, что Юнона покровительствует лютому врагу Рима - Карфагену.
Первая половина "Энеиды "
построена по образцу "Одиссеи" и сюжетно: она начинается с последних
скитаний героя, а предыдущие рассматриваются затем ретроспективно в одном из
рассказов Энея о своих злоключениях. Вергилий на протяжении всей поэмы заимствует
у Гомера, причем не только принцип построения материала, но, так же, как в
"Буколиках" у Феокрита, он использует гомеровы сцены, мотивы, даже
отдельные строки, перерабатывая их по-своему, привнося в них принципиально
невозможные для древнегреческого аэда лиризм и субъективность.
Во время страшной бури, которую
насылает Юнона в начале повествования на причаливающие уже к берегам Италии
корабли Энея, Юпитер на Олимпе рассказывает о будущих судьбах героя и его
спутников, о его потомках вплоть до времен Августа и пророчит великую мощь
Римской державы:
Ныне тебе
предреку…
Долго сраженья
вести он (Эней) в Италии будет, и много
Сломит
отважных племен, и законы и стены воздвигнет...
Отрок Асканий,
твой внук (назовется он Юлом отныне,
Илом был он,
пока Илионское царство стояло), -
Властвовать
будет, доколь обращенье луны не отмерит
Тридцать
великих кругов; перенесши из мест лавинийских
Царство,
могуществом он возвысит Долгую Альбу.
В ней же
Гекторов род, воцарясь, у власти пребудет
Полных трижды
сто лет, пока царевна и жрица
Илия двух
близнецов не родит, зачатых от Марса.
После, шкурой
седой волчицы-кормилицы гордый,
Ромул род свой
создаст, и Марсовы прочные стены
Он возведет, и
своим наречет он именем римлян.
Я же
могуществу их не кладу ни предела, ни срока,
Дам им вечную
власть. И упорная даже Юнона,
Страх пред
которой гнетет и море, и землю, и небо,
Помыслы все
обратит им на благо, со мною лелея
Римлян, мира
владык, облаченное тогою племя.
Так я решил.
Года пролетят, и время настанет...
Будет и Цезарь
рожден от высокой крови троянской,
Власть
ограничит свою Океаном, звездами - славу,
Юлий - он имя
возьмет от великого имени Юла,
В небе ты
примешь его, отягченного славной добычей
Стран
восточных; ему воссылаться будут молитвы.
Век жестокий
тогда, позабыв о сраженьях, смягчится...
Людям законы
дадут; войны проклятые двери
Прочно железо
замкнет...
Так будет развиваться действие
"Энеиды" и в дальнейшем, перемежая историю человеческую с делами и
словами богов.
Защитницей Энея в поэме выступает,
естественно, его мать – Венера. С ее помощью корабли достигают Ливии –
государства на северном побережье Африки. Совсем неподалеку – строящийся
Карфаген, управляемый царицей Дидоной. Она сочувствует троянцам и тепло
принимает Энея и его спутников. Таким образом, римскому роду покровительствуют
сами боги.
Помимо прекрасных стихов, в
"Энеиде" чрезвычайно любопытен главный герой. Эней как бы потерял
активную жизненную позицию в сравнении с героями Гомера. Благочестивого мужа
ведет по жизни рок и долг, историческая миссия. И это - совершенно
принципиальная вещь для Вергилия, ведь даже, спускаясь в загробный мир, Эней
получает пророчество не столько о собственной дальнейшей судьбе, сколько о
судьбе его будущего народа и мира.
Саму поэму как художественное
произведение отличает четкая планировка, композиция. Поэма состоит из отдельных
эпизодов, каждый из которых представляет собой внутренне законченную песнь и в
то же время входит составной частью в общую композицию.
Тон произведения возвышенный,
приподнятый, что сделало "Энеиду" любимицей и образцом европейского
классицизма. Теоретики этого течения ставили "Энеиду" выше
"Илиады" и "Одиссеи" именно благодаря возвышенности ее
стиля.[7]
Итак, поэма Вергилия и похожа, и в то
же время совершенно отлична от поэм Гомера. Кстати сказать, античное понимание
литературного соперничества с образцом именно в этом и состояло, чтобы,
сохранив внешнюю похожесть, создать нечто принципиально новое.
Страницы: 1, 2, 3 |