Курсовая работа: Особенности портретных характеристик в романе Ч. Диккенса "Жизнь Дэвида Копперфильда, рассказанная им самим"
Изучив
критическую и справочную литературу, а также проанализировав текст романа Ч.
Диккенса «Жизнь Дэвида Копперфильда», мы пришли к следующим выводам:
-
портретная
характеристика персонажа в литературном произведении очень важна и является
неотъемлемой частью образа вообще (наряду с его мыслями, поступками, образом
жизни и т.п.);
-
портрет
служит одним из способов типизации, а особенно индивидуализации персонажа в
произведении;
-
портрет
персонажа подается автором не всегда одновременно с его введением в сюжет;
-
в
романах Диккенса разных периодов его творчества портрет персонажа всегда является
основополагающим для понимания его характера;
-
при
создании портретных характеристик персонажей Диккенс в своих романах обращался
к различным художественным приемам: реалистическое описание, шарж,
преувеличение, повтор, гротеск, контраст, символизм, которые, переплетаясь
между собой, определили его стиль;
-
в
портретной характеристике персонажа Диккенс особое внимание уделяет выражению
лица, выражению и цвету глаз, глубине взгляда;
-
внешний
вид персонажа у Диккенса в большинстве случаев соответствует его внутреннему
миру, но иногда внешность контрастирует с сущностью человека;
-
в
романе «Жизнь Дэвида Копперфильда» как и в предыдущих романах наряду с
центральным героем существует разделение персонажей на положительных и
отрицательных;
-
отрицательные
персонажи, с помощью таких художественных приемов, как карикатура и гротеск,
более детально описаны автором, нежели положительные;
-
в портретном
описании положительных героев, автор использует реалистическое описание и
мягкую иронию, прием контрастов и повторов; при этом, уделяя больше внимания их
поступкам и мыслям;
-
в
романе читатель может наблюдать разные портретные характеристики одного и того
же персонажа, испытывающего в различных жизненных ситуациях соответствующие
эмоции;
-
благодаря
подчеркиванию и настойчивому повторению характерных типических примет
внешности, герои Диккенса надолго запечатлеваясь в памяти читателя, приобретают
особую четкость, наглядность и почти аллегорический смысл;
-
портрет
для Диккенса является и средством психологического анализа: через портретные
детали, через их динамику он раскрывает внутренний мир героя;
-
окружающая
обстановка, вещи, манеры персонажа являются неотъемлемой частью портретной
характеристики, они как бы сливаются в неразрывное целое, создавая его
«комплексный» образ.
Диккенс —
великий художник. «Каждый его персонаж воистину неисчерпаем» [17; 144]. Диккенс
обладает редким даром художественной выразительности. Разнообразие портретных и
психологических характеристик в его романах очень велико. Особенной
виртуозности он достиг в портретных описаниях. Диккенс создал замечательную по
силе художественной выразительности и разнообразию индивидуальностей галерею
портретов людей разных социальных сословий. «После Шекспира это второй по силе
воображения писатель в английской литературе. Именно воображение, буйное,
безудержное, помогло ему увидеть и показать тесную связь между предметом и
человеком. Эта удивительная сила населила его многоликий и красочный мир
бесчетным числом комических, драматических, трагических персонажей. Диккенс —
это писатель «на все времена»» [17; 10]. Его романами зачитывались на
протяжении столетий и будут зачитываться и в будущем, в том числе благодаря
мастерству в создании портретных характеристик его персонажей.
IV. Список
использованной литературы
1.
Алексеев
М.П. Английская Литература: Очерки и исследования. - Л.: Наука, 1991. - 461 с.
2.
Гром'як
Р.Т., Ковалів Ю.І. Літературознавчий словник-довідник. - К.: Академія, 1997. -
750с.
3.
Диккенс
Ч. Жизнь Дэвида Копперфильда, рассказанная им самим. - М.: АСТ, 2003. - Кн.1. -
509 с.
4.
Диккенс
Ч. Жизнь Дэвида Копперфильда, рассказанная им самим. - М.: АСТ, 2003. - Кн.2. -
509 с.
5.
Диккенс
Ч. Приключения Оливера Твиста. - М.: Финансы и статистика, 1984. - 430 с.
6.
Диккенс
Ч. Торговый Дом «Домби и Сын». - М.: Художественная литература, 1989. - 381 с.
7.
Диккенс
Ч. Холодный дом. - М.: Художественная литература, 1956. - 856 с.
8.
Затонский
Д.В. Взаимодействие формы и содержания в реалистическом художественном
произведении. - К.: Наукова думка, 1988. - 300 с.
9.
Ивашева
В.В. «Век нынешний и век минувший»: Английский роман XIX века в его современном
звучании. - М.: Художественная литература, 1990. - 477 с.
10. Ивашева В.В. Творчество
Диккенса. - М.: Московский ун-тет, 1954. - 425 с.
11. Катарский И.М. Диккенс в
России. - М.: Гослитиздат, 1960. - 272 с.
12. Лесин В.М., Пулинець О.С.
Словник літературознавчих термінів. - К.: Радянська школа, 1971. - 534с.
13. Михальская Н.П. Чарльз
Диккенс: Очерк жизни и творчества. - М.: Учпедгиз, 1959. - 122 с.
14. Пирсон Х. Диккенс. - М.:
Молодая гвардия, 1963. - 511 с.
15. Померанцева Р.
Предисловие// Диккенс Ч. Жизнь Дэвида Копперфильда, рассказанная им самим. -
М.: Детская литература, 1983. - С. 13-16
16. Сильман Т.И. Диккенс.
Очерки творчества. - Л.: Художественная литература, 1970. - 407 с.
17. Тайна Чарльза Диккенса.
Библиографические разыскания. - М.: Книжная палата, 1990. - 534 с.
18. Тугушева М.П. Чарльз
Диккенс: Очерк жизни и творчества. - М.: Детская литература, 1979. - 209 с.
19. Уилсон Э. Мир Чарльза
Диккенса. - М.: Прогресс, 1975. - 320 с.
|