рефераты рефераты
Главная страница > Курсовая работа: Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы (тема любви в повести И.С. Тургенева "Ася")  
Курсовая работа: Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы (тема любви в повести И.С. Тургенева "Ася")
Главная страница
Новости библиотеки
Форма поиска
Авторизация




 
Статистика
рефераты
Последние новости

Курсовая работа: Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы (тема любви в повести И.С. Тургенева "Ася")


Как мы уже отмечали, повесть "Ася" предоставляет много возможностей для организации учебной деятельности учащихся. Основным приемом, помогающим организовать исследовательскую деятельность учащихся, на нашем уроке был прием постановки проблемных вопросов и заданий. Одному из учащихся заранее было предложено исследовательское задание: необходимо было ответить на вопрос – "Какие биографические сведения легли в основу повести?". Также, перед тем как начать беседу по повести "Ася" перед учащимися был поставлен проблемный вопрос, на который они должны были ответить в конце нашего урока: "Почему не состоялось счастье героев?". Помимо этого, по ходу беседы учащимся также предлагались различные проблемные вопросы (Какую роль занимает 16 глава в повести? Можно ли назвать Асю "тургеневской девушкой?").

После завершения урока с учащимися было проведено повторное анкетирование. Мы получили следующие результаты: 24% учащихся выполнили работу без ошибок, 6% допустили одну ошибку, 23% допустили две ошибки, 6% допустили три ошибки, 18% допустили четыре ошибки, 17% допустили пять ошибок, 5% допустили одну ошибку.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что наша гипотеза подтвердилась. Организация исследовательской деятельности учащихся во время проведения нашего урока способствовала более глубокому восприятию художественного текста. Это также подтвердилось и результатами анкетирования учащихся.


Заключение

Мы можем сделать вывод, что исследовательскую работу на уроках литературы следует рассматривать с двух точек зрения: как метод преподавания и как уровень, до которого могут подняться школьники в своей деятельности.

Исследовательская работа как метод преподавания – это развитие умения самостоятельного анализа литературного произведения. Основной прием при исследовательском методе преподавания – это постановка проблемных вопросов, исследовательских заданий.

Конечно, исследовательская деятельность не может охватить весь педагогический процесс. Исторически доказано, что ученик не может усваивать весь объем знаний только путем личного исследования и открытия новых для него законов, правил. Тем не менее, исследовательская деятельность необходима при проведении современного урока литературы, ведь современный урок – это, прежде всего, такой урок, на котором учитель умело использует все возможности ученика. В силу своей гибкости, вариативности, будучи зоной свободного поиска, исследовательская работа непосредственно откликается на интересы и потребности учащихся, способствует реализации творческого потенциала личности, влияет на формирование ценностных ориентаций, вкусов.

Не смотря на то, что исследовательская деятельность не обеспечивает решения учебных проблем, требующих чувственно-образного мышления, то есть деятельности, носящей характер практического или художественного творчества, она связана с решением познавательных задач и учебных заданий с проблемным содержанием, с практической деятельностью учащихся, со сбором дополнительной информации, новых фактов из различных источников. Исследовательская деятельность в результате решения теоретической проблемы позволяет ученику "открыть" новое знание или способ действия.

Исходя из всего выше сказанного, мы можем сделать вывод, что исследовательская деятельность помогает повысить глубину осознания и понимания произведения, а также, способствует более эффективному восприятию литературного произведения школьниками. Поэтому, именно сейчас возникла настоятельная потребность разобраться в специфике ученического исследования по литературе, в методике организации исследовательской деятельности школьников.


Литература

1.  Голубков В.В. Методика преподавания литературы. - М., 1962.

2.  Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики. Под ред. М.Н. Скаткина. М., 1982.

3.  Еремина О. А. Поурочное планирование по литературе. 8 класс. – М.: Просвещение, 2002.

4.  Золотарева И. В., Крысова Т. А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. 2-е изд. испр. и доп. – М.: Вако, 2005.

5.  Ионин Г.Н. Школьное литературоведение: Учебное пособие к спецкурсу. - Л., 1986.

6.  Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. М., 1988.

7.  Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. - М., 1981.

8.  Леонтович А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии. Народное образование. № 10. 1999.

9.  Лернер И. Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей. // в кн. Научное творчество. Под ред. Микулинского С. Р. – М., 1969.

10.  Методика преподавания литературы. Подред. О.Ю.Богдановой и В.Г.Маранцмана. В2-хчастях. Ч.1. — М.,2002.

11.  Методика преподавания литературы: Под ред. З. Я. Рез. – М.: Просвещение, 1985.

12.  Никольский В. А. Методика преподавания литературы в школе. – М., 1971.

13.  Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. - М., 1985.

14.  Детская энциклопедия. Для среднего и старшего возраста. Изд. 2 Т. 11. "Язык. Художественная литература". М., "Просвещение", 1968.

15.  История русской литературы 19 века: Вторая половина: Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов / Н. Н. Скатов, Ю. В. Лебедев, А. И. Журавлев и др.; Под ред. Н. Н. Скатова – М.: Просвещение, 1987.

16.  Литература: Справ. Шк. / Науч. Разработка и сост. Н. Г. Быковой. – М.: Филолог, центр гуманитарных наук при ф-те журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 1997.

17.  Литературный энциклопедический словарь./ Под общей редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. – М., 1987

18.  Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т. Т. 1/ Гл. ред. В. В. Давыдов. – М., 1993

19.  Философский энциклопедический словарь. – М.: Сов. Энциклопедия, 1983.

20.  Анненков П. В. Литературные воспоминания. – М.: Художественная литература, 1983.

21.  Быстрова Л.П. Формирование самообразовательных усилий // РЯШ. – 1992. – №1.

22.  Велкова Н. М. Философия любви в России. – М.: Просвещение, 1991.

23.  Лебедев Ю. В. Русская литература 19 века. 10 класс. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений в 2 ч. Ч. 2 / Ю. В. Лебедев – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2002.

24.  . Мадер Р.Д. Первые шаги в научном поиске // Литература в школе. – 1981. – № 12.

25.  Поспелов С. Н. История русской литературы 19 века. – М.: Просвещение, 1981.

26.  Чернышевский Н. Г. Письма без адреса /Вступ. статья и коммент. А. Ф. Смирнова – М.: Современник, 1983.

27.  Шаталов С. Е. Художественный мир И. С. Тургенева – М.: Просвещение, 1997.

28.  Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 8000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 3-е изд., стереотипное – М.: АЗЪ, 1996.

29.  Харитонова О. Н. Повесть И. С. Тургенева "Ася" на уроках литературы в 8 классе. // Литература в школе. – 1994г. – №6.

30.  Калинина И. В. История одной любви: урок в 8 классе по повести И. С. Тургенева "Ася" // Литература в школе – 1994 г. – №6.

31.  Пашинин И. И. Повесть "Ася" в системе уроков по творчеству Тургенева. // Литература в школе. – 1996 г. – №3.

32.  Тургенев И. С. Повести. Рассказы. Стихотворения в прозе – М.: Дрофа, 2005.


Приложение

Анкета

1.  Тургенева звали:

·  Иван Степанович;

·  Иван Семенович;

·  Иван Сергеевич.

2.  Годы жизни писателя:

·  1918 – 1993;

·  1818 – 1883;

·  1718 – 1783.

3.  Назовите первый печатный рассказ из цикла И.С. Тургенева "Записки охотника":

·  "Бирюк";

·  "Два охотника";

·  Хорь и Калиныч".

4.  Основная тема "Записок охотника":

·  Тема любви;

·  Тема обличения крепостного права;

·  Тема поиска смысла жизни.

5.  Какой образ вошел в литературу вместе с произведениями И.С. Тургенева:

·  Образ "тургеневской девушки";

·  Образ "тургеневской любви";

·  Образ "тургеневской России".

6.  Какое женское имя было вынесено в заглавие одной из повестей И.С. Тургенева?

·  Ася;

·  Арина;

·  Лиза.

7.  Повесть "Ася" входит в цикл рассказов:

·  "Вешние воды";

·  "Ася";

·  "Первая любовь".

8.  Основная тема повести "Ася":

·  Тема любви;

·  Тема обличения крепостного права;

·  Тема поиска смысла жизни.

9.  Как автор раскрывает особенности характера героини?

·  Через описание пейзажных зарисовок;

·  Через описание внешности, поступков Аси;

·  Особенности характера героини мы узнаем из рассказа ее брата.

10.  Какой эпизод помогает окончательно понять сложный и противоречивый характер главной героини повести:

·  Сцена свидания Аси и Н.Н в доме фрау Луизе;

·  Встреча на развалинах феодального замка;

·  Знакомство Н.Н с Гагиными.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

рефераты
Новости