рефераты рефераты
Главная страница > Курсовая работа: Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы (тема любви в повести И.С. Тургенева "Ася")  
Курсовая работа: Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы (тема любви в повести И.С. Тургенева "Ася")
Главная страница
Новости библиотеки
Форма поиска
Авторизация




 
Статистика
рефераты
Последние новости

Курсовая работа: Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы (тема любви в повести И.С. Тургенева "Ася")


Глава III. Практическая часть

Прежде чем приступить к написанию нашей работы мы выдвинули гипотезу. Чтобы подтвердить наше предположение был проведен эксперимент.

Практическое задание отрабатывалось в школе № 41 в 7 "а" классе. В эксперименте принимали участие 17 человек. На параллели седьмых классов этот класс – самый сильный. У учащихся хорошая успеваемость по литературе. На уроке дети активно работают, высказывают свои суждения, успешно выполняют самостоятельные работы. Программа по литературе, по которой обучаются школьники, предусматривает изучение повести "Ася" в 8 классе, поэтому мы изучали повесть факультативно.

Учащиеся изучают литературу по учебнику под редакцией Г.И. Беленького. В центре внимания учащихся выдающиеся произведения русских писателей. Школьники получают общее представление о писателях – их жизни и творчестве, о связи изучаемых произведений с историческими условиями, в которых они были созданы и которые в них так или иначе отразились. Можно выделить в программе две основные идеи курса литературы: любовь к родине как основа жизни человека; смысл жизни, к осознанию которого на определенном этапе подходит человек. Патриотическая идея выражена в ряде произведений в прямой форме.

Изучение литературы в седьмом классе играет важнейшую роль, так как именно в этот период происходит интенсивное формирование ценностной ориентации школьников. В этой ситуации повышается роль личности учителя, становятся особенно важными нравственные проблемы, поднимаемые литературой.

Содержание курса учитывает читательские интересы и возрастные особенности школьников.

При изучении произведения педагогу важно учитывать все стадии знакомства и дальнейшей работы ученика с текстом: первичное восприятие и понимание, анализ, углубленное понимание, оценку.

Ученик движется от понимания смысла слова в произведении к умению сформулировать собственную мысль, выразить свое впечатление от прочитанного. Авторы программы рекомендуют учителю обращать внимание на работу по развитию речи, на расширение словарного запаса учащихся, на умение формулировать собственные мысли и впечатления.

Перед тем как приступить к изучению повести "Ася", мы провели с учащимися анкету. В анкете были предложены вопросы, касающиеся жизни и творчества писателя и несколько вопросов по повести "Ася". Ни один из учащихся не справился с анкетой. 11% допустили по семь и по шесть ошибок, 41% учащихся допустили пять ошибок, 23% допустили четыре ошибки, 6% допустили три ошибки и одну ошибку. Большинство ошибок было допущено в вопросах, которые касаются понимания учащимися повести "Ася".

Конспект урока.

Класс 7 "а".

Тема: Тема любви в повести Ивана Сергеевича Тургенева "Ася".

Цели:

Обучающие – подготовить учащихся к восприятию повести "Ася"; проследить за зарождением любви Аси и господина Н.Н. и за ее развитием; выявить, с помощью каких средств автор передает психологическое состояние героев; обучение анализу эпизода.

Развивающие – формировать навыки устной связной речи; формировать навыки выразительного чтения.

Воспитательные – формировать у учащихся интерес к русской литературе; способствовать воспитанию у учащихся нравственных качеств.

Методические приемы: слово учителя, беседа, выразительное чтение, анализ художественного текста.

Тип анализа: анализ развития действия с элементами анализа художественного образа.

Ход урока:

Любовь, любовь – загадочное слово.

Кто мог бы до конца тебя понять?

Всегда во всем старо ты или ново?

Томленье духа ты или благодать?


Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечания

Оргмомент

Подготови-тельный этап

Беседа по содержанию повести

Анализ 16 главы.

Обобщение. Вопросы для обобщения.

Подведение итогов.

Приветствие учащихся. Сообщение числа и темы урока.

Микроцель: подготовить учащихся к восприятию повести "Ася".

Учитель читает строки эпиграфа.

- Урок, посвященный повести "Ася", мы не случайно начали с чтения этих стихотворных строк. Любовь… Это, наверное, самое важное и сокровенное из всех человеческих чувств. А Тургенев, как, пожалуй, один из немногих писателей, с поэтическим трепетом вспоминает рождение вечно юного чувства – любви.

Как справиться с сердечной болезнью, как одолеть печаль? Безответная любовь – это что такое? Как первой сказать "люблю" человеку, в котором ты не совсем уверенна? Как перенести страдания отвергнутой любви и оскорбленного чувства? И вообще, как совершается это таинство любви, как происходит чудо: мир волшебно меняется для того, кто любит! Краски становятся ярче, звуки отчетливее! Полюбив, человек тоньше чувствует, острее видит, сердце его открывается для красоты и добра.

Вопросы и вопросы… Прямых ответов на них мы не найдем у Тургенева, но все Тургеневские герои проходят "испытание любовью", своего рода проверку на жизнеспособность. А при слове "тургеневская девушка" возникает ряд особенных видений:

И там вдали, где роща так туманна,

Где луг едва трепещет над тропой,-

Елена, Лиза, Маша, Марианна,

И Ася, и несчастная Сусанна –

Собралися воздушною толпой.

Знакомые причудливые тени,

Создания любви и красоты,

И действенной и женственной мечты, -

Их вызвал к жизни чистый, нежный гений,

Он дал им форму, краски и черты.

Три повести: "Ася", "Первая любовь", "Вешние воды" - Тургенев написал о первой любви. В основу "Аси" легли биографические черты.

В 1842 году у Тургенева от крепостной крестьянки Авдотьи Ермолаевны родилась внебрачная дочь – Пелагея (Полина впоследствии). Долгое время девочка жила в имении Тургеневых, в Спасском. Положение ее было унизительное и жалкое. Мать Ивана Сергеевича сдала свою внучку на руки одной из крепостных прачек. Дворня называла Полю злорадно "барышней".

В 1859 году Иван Сергеевич вывез свою дочь в Париж, к Полине Виардо, которая воспитывала затем маленькую Полю вместе со своими детьми. То есть дочь Тургенева получила вполне приличное дворянское воспитание – словом точь-в-точь история Аси, история ее странной жизни, сотканной из противоречий.

Учитель обращает внимание учащихся на слова, записанные на доске:

У счастья нет завтрашнего дня…

У него есть настоящее – и то не день – а мгновенье

И.С. Тургенев

А счастье было так возможно…

А.С. Пушкин

- В конце сегодняшнего занятия нам с вами предстоит ответить на вопрос: "Почему у счастья нет завтрашнего дня, что помешало главным героям стать счастливыми?"

- Понравилась ли вам повесть?

- Кто из героев произвел на вас наибольшее впечатление и почему?

- Какие эпизоды, с вашей точки зрения, являются наиболее важными и почему?

- Как состоялось знакомство Н.Н. и Аси?

- Каково состояние души Н.Н. после первого дня знакомства?

- Где встретили Н.Н. и Гагин Асю на второй день знакомства? О чем это говорит?

- Какое чувство вызывает Ася у Н.Н.? Подтвердите текстом.

- Как же заканчивается второй день знакомства?

- Прошли две недели ежедневных встреч. Н.Н. все более огорчался ревнивым подозрением и, хотя в полной мере не догадывался о своей любви к Асе, но она постепенно овладевала его сердцем. Он оказался во власти этого чувства.

- Какое же настроение было доминирующим в этот период?

- Каким образом подтверждается подозрение Н.Н. о том, что Гагин и Ася не брат и сестра?

- Какие чувства овладевают героем после этого?

- Что же узнал Н.Н. об Асе из рассказа брата? Как меняется его душевное состояние?

- Как вы понимаете слова Аси: "Если бы мы с вами были птицы – как бы мы взвились, как бы полетели. Так бы и утонули в этой синеве…"?

- Что чувствовал Н.Н. в этот день после гагинского сообщения истории сестры, веселого вальсирования с Асей и ее призыва вообразить, что них выросли крылья?

- Как Тургенев через пейзажную зарисовку (гл. 10) помогает читателям, понять психологически состояние героя в этот момент?

Микроцель: определить роль 16 главы в повести.

"Сцена свидания Аси и Н.Н. в доме фрау Луизе"

- Какие события описаны в данной главе?

- В каком состоянии шел Н.Н. на свидание с Асей?

- Понравился ли вам Н.Н. в этой сцене?

- В чем он обвиняет Асю?

- В чем хочет оправдать себя?

- Как Ася ведет себя во время отповеди?

- Как вы поняли, какую роль играет эта глава в повести?

- Главная тема повести – любовь, в основе сюжета – история любви. Как вы думаете, почему эта любовь закончилась разлукой?

- Повесть называется "Ася", по имени главной героини. Как вы думаете, почему? Можно ли назвать Асю красавицей?

 Собственно внешняя красота не является доминирующей чертой "тургеневской девушки". В облике своих героинь автору важны личностное обаяние, грация, человеческая неповторимость. - Что же создает представление об Асе?

- А теперь давайте вернемся к вопросу, который мы задали в самом начале нашего занятия.

- Так почему же не состоялось счастье героев?

Приветствие учителя. Запись числа и темы урока.

- Господин Н.Н. весь разнежен сладким томлением и ожиданием счастья.

- На уступе стены, на развалинах феодального замка прямо над пропастью сидела Ася. Это говорит о романтическом характере героини.

- Неприязнь, досада.

Герой не отдает себе отчета в том, что с ним происходит. Он ощущает то какое-то смутное беспокойство, которое вырастает в непонятную ему тревогу; то ревнивое подозрение, что Гагины не родственники.

Настойчивое любопытство, некоторая досада на загадочное, необъяснимое поведение девушки, стремление понять ее внутренний мир.

- Подслушанный разговор в беседке.

- Сам герой не находит точного определения своим чувствам. Но читатель уже понимает, что его захватило глубокое и тревожное чувство любви. Именно от него он уходит в горы.

Выборочный пересказ истории Аси.

- Он мгновенно обретает утраченное равновесие и так определяет свое состояние: "Я почувствовал какую-то сладость – именно сладость на сердце: точно мне втихомолку меду туда налили…".

- Любовь окрыляет человека, приподнимает его над обыденностью.

- Н.Н. чувствовал, с одной стороны, тайное беспокойство, с другой – упоение радостью сближения; в нем загоралась жажда счастья.

Пейзаж как бы вбирает в себя психологическое состояние человека, становясь "пейзажем" души. Именно в этот момент слияния с природой во внутреннем мире героя совершается новый скачок: то, что было смутным, тревожным, вдруг оборачивается несомненной и страстной жаждой счастья, которая связывается с личностью Аси, но которую герой еще не смел назвать по имени. Герой предпочитает бездумно отдаваться набегающим впечатлениям: "Я не только о будущем, я о завтрашнем дне не думал, мне было очень хорошо".

Сомнения, колебания.

- Сцена свидания, в которой читатель в последний раз встречается с главной героиней повести, окончательно проясняет сложный, противоречивый характер Аси. Испытав в короткое время свидания целую гамму чувств – от робости, мгновенной вспышки счастья до стыда и отчаяния, Ася находит в себе силы сама прекратить мучительную сцену и, победив свою слабость, "с быстротою молнии" исчезает, оставив Н.Н. в полной растерянности.

- Из-за внутренней несостоятельности героя, который не сумел взять на себя ответственность за судьбу и счастье полюбившей его девушки.

- Так как она не только оказалась главной, т.е. лучшей, по сравнению с Н.Н., но и потому, что осталась на всю жизнь неповторимой в памяти рассказчика.

- Учащиеся находят в тексте детали портрета. Ася отнюдь не красавица, хотя кажется повествователю очень миловидной.

- Основное представление об Асе создают ее поступки, ее поведение в разных ситуациях.

- Потому что душевная жизнь у Аси и Н.Н. протекала по-разному. Ася пережила кульминацию чувств при свидании, а Н.Н. в тот момент был готов только наслаждаться романтическим созерцанием; он тогда в себе не чувствовал того, что снимает благоразумие и осторожность. Осознание чувства любви к нему пришло позднее. Причины жизненной драмы героев кроется в разности их психологического склада, их темпераментов

Рассказывает заранее подготовленный учащийся.

Один из учащихся зачитывает слова, записанные на доске.

С привлечением текста.

Зачитать начало 6 главы

Зачитывается конец 6 – начало 7 главы.

Глава 9.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

рефераты
Новости