Оргмомент
Подготови-тельный
этап
Беседа
по содержанию повести
Анализ
16 главы.
Обобщение.
Вопросы для обобщения.
Подведение
итогов.
|
Приветствие
учащихся. Сообщение числа и темы урока.
Микроцель:
подготовить учащихся к восприятию повести "Ася".
Учитель
читает строки эпиграфа.
-
Урок, посвященный повести "Ася", мы не случайно начали с чтения
этих стихотворных строк. Любовь… Это, наверное, самое важное и сокровенное из
всех человеческих чувств. А Тургенев, как, пожалуй, один из немногих
писателей, с поэтическим трепетом вспоминает рождение вечно юного чувства –
любви.
Как
справиться с сердечной болезнью, как одолеть печаль? Безответная любовь – это
что такое? Как первой сказать "люблю" человеку, в котором ты не
совсем уверенна? Как перенести страдания отвергнутой любви и оскорбленного
чувства? И вообще, как совершается это таинство любви, как происходит чудо:
мир волшебно меняется для того, кто любит! Краски становятся ярче, звуки
отчетливее! Полюбив, человек тоньше чувствует, острее видит, сердце его
открывается для красоты и добра.
Вопросы
и вопросы… Прямых ответов на них мы не найдем у Тургенева, но все
Тургеневские герои проходят "испытание любовью", своего рода проверку
на жизнеспособность. А при слове "тургеневская девушка" возникает
ряд особенных видений:
И
там вдали, где роща так туманна,
Где
луг едва трепещет над тропой,-
Елена,
Лиза, Маша, Марианна,
И
Ася, и несчастная Сусанна –
Собралися
воздушною толпой.
Знакомые
причудливые тени,
Создания
любви и красоты,
И
действенной и женственной мечты, -
Их
вызвал к жизни чистый, нежный гений,
Он
дал им форму, краски и черты.
Три
повести: "Ася", "Первая любовь", "Вешние воды"
- Тургенев написал о первой любви. В основу "Аси" легли
биографические черты.
В
1842 году у Тургенева от крепостной крестьянки Авдотьи Ермолаевны родилась
внебрачная дочь – Пелагея (Полина впоследствии). Долгое время девочка жила в
имении Тургеневых, в Спасском. Положение ее было унизительное и жалкое. Мать
Ивана Сергеевича сдала свою внучку на руки одной из крепостных прачек. Дворня
называла Полю злорадно "барышней".
В
1859 году Иван Сергеевич вывез свою дочь в Париж, к Полине Виардо, которая
воспитывала затем маленькую Полю вместе со своими детьми. То есть дочь
Тургенева получила вполне приличное дворянское воспитание – словом
точь-в-точь история Аси, история ее странной жизни, сотканной из
противоречий.
Учитель
обращает внимание учащихся на слова, записанные на доске:
У счастья нет завтрашнего дня…
У него есть настоящее – и то не день – а мгновенье
И.С. Тургенев
А счастье было так возможно…
А.С. Пушкин
-
В конце сегодняшнего занятия нам с вами предстоит ответить на вопрос: "Почему
у счастья нет завтрашнего дня, что помешало главным героям стать счастливыми?"
-
Понравилась ли вам повесть?
-
Кто из героев произвел на вас наибольшее впечатление и почему?
-
Какие эпизоды, с вашей точки зрения, являются наиболее важными и почему?
-
Как состоялось знакомство Н.Н. и Аси?
-
Каково состояние души Н.Н. после первого дня знакомства?
-
Где встретили Н.Н. и Гагин Асю на второй день знакомства? О чем это говорит?
-
Какое чувство вызывает Ася у Н.Н.? Подтвердите текстом.
-
Как же заканчивается второй день знакомства?
-
Прошли две недели ежедневных встреч. Н.Н. все более огорчался ревнивым
подозрением и, хотя в полной мере не догадывался о своей любви к Асе, но она
постепенно овладевала его сердцем. Он оказался во власти этого чувства.
-
Какое же настроение было доминирующим в этот период?
-
Каким образом подтверждается подозрение Н.Н. о том, что Гагин и Ася не брат и
сестра?
-
Какие чувства овладевают героем после этого?
-
Что же узнал Н.Н. об Асе из рассказа брата? Как меняется его душевное
состояние?
-
Как вы понимаете слова Аси: "Если бы мы с вами были птицы – как бы мы
взвились, как бы полетели. Так бы и утонули в этой синеве…"?
-
Что чувствовал Н.Н. в этот день после гагинского сообщения истории сестры,
веселого вальсирования с Асей и ее призыва вообразить, что них выросли
крылья?
-
Как Тургенев через пейзажную зарисовку (гл. 10) помогает читателям, понять
психологически состояние героя в этот момент?
Микроцель:
определить роль 16 главы в повести.
"Сцена
свидания Аси и Н.Н. в доме фрау Луизе"
-
Какие события описаны в данной главе?
-
В каком состоянии шел Н.Н. на свидание с Асей?
-
Понравился ли вам Н.Н. в этой сцене?
-
В чем он обвиняет Асю?
-
В чем хочет оправдать себя?
-
Как Ася ведет себя во время отповеди?
-
Как вы поняли, какую роль играет эта глава в повести?
-
Главная тема повести – любовь, в основе сюжета – история любви. Как вы
думаете, почему эта любовь закончилась разлукой?
-
Повесть называется "Ася", по имени главной героини. Как вы думаете,
почему? Можно ли назвать Асю красавицей?
Собственно
внешняя красота не является доминирующей чертой "тургеневской девушки".
В облике своих героинь автору важны личностное обаяние, грация, человеческая
неповторимость. - Что же создает представление об Асе?
- А теперь давайте
вернемся к вопросу, который мы задали в самом начале нашего занятия.
- Так почему же не
состоялось счастье героев?
|
Приветствие
учителя. Запись числа и темы урока.
-
Господин Н.Н. весь разнежен сладким томлением и ожиданием счастья.
-
На уступе стены, на развалинах феодального замка прямо над пропастью сидела
Ася. Это говорит о романтическом характере героини.
-
Неприязнь, досада.
Герой
не отдает себе отчета в том, что с ним происходит. Он ощущает то какое-то
смутное беспокойство, которое вырастает в непонятную ему тревогу; то ревнивое
подозрение, что Гагины не родственники.
Настойчивое
любопытство, некоторая досада на загадочное, необъяснимое поведение девушки,
стремление понять ее внутренний мир.
-
Подслушанный разговор в беседке.
-
Сам герой не находит точного определения своим чувствам. Но читатель уже
понимает, что его захватило глубокое и тревожное чувство любви. Именно от
него он уходит в горы.
Выборочный
пересказ истории Аси.
-
Он мгновенно обретает утраченное равновесие и так определяет свое состояние: "Я
почувствовал какую-то сладость – именно сладость на сердце: точно мне
втихомолку меду туда налили…".
-
Любовь окрыляет человека, приподнимает его над обыденностью.
-
Н.Н. чувствовал, с одной стороны, тайное беспокойство, с другой – упоение
радостью сближения; в нем загоралась жажда счастья.
Пейзаж
как бы вбирает в себя психологическое состояние человека, становясь "пейзажем"
души. Именно в этот момент слияния с природой во внутреннем мире героя
совершается новый скачок: то, что было смутным, тревожным, вдруг оборачивается
несомненной и страстной жаждой счастья, которая связывается с личностью Аси,
но которую герой еще не смел назвать по имени. Герой предпочитает бездумно
отдаваться набегающим впечатлениям: "Я не только о будущем, я о
завтрашнем дне не думал, мне было очень хорошо".
Сомнения,
колебания.
-
Сцена свидания, в которой читатель в последний раз встречается с главной
героиней повести, окончательно проясняет сложный, противоречивый характер
Аси. Испытав в короткое время свидания целую гамму чувств – от робости,
мгновенной вспышки счастья до стыда и отчаяния, Ася находит в себе силы сама
прекратить мучительную сцену и, победив свою слабость, "с быстротою
молнии" исчезает, оставив Н.Н. в полной растерянности.
-
Из-за внутренней несостоятельности героя, который не сумел взять на себя
ответственность за судьбу и счастье полюбившей его девушки.
-
Так как она не только оказалась главной, т.е. лучшей, по сравнению с Н.Н., но
и потому, что осталась на всю жизнь неповторимой в памяти рассказчика.
-
Учащиеся находят в тексте детали портрета. Ася отнюдь не красавица, хотя
кажется повествователю очень миловидной.
-
Основное представление об Асе создают ее поступки, ее поведение в разных
ситуациях.
-
Потому что душевная жизнь у Аси и Н.Н. протекала по-разному. Ася пережила
кульминацию чувств при свидании, а Н.Н. в тот момент был готов только
наслаждаться романтическим созерцанием; он тогда в себе не чувствовал того,
что снимает благоразумие и осторожность. Осознание чувства любви к нему
пришло позднее. Причины жизненной драмы героев кроется в разности их
психологического склада, их темпераментов
|
Рассказывает
заранее подготовленный учащийся.
Один
из учащихся зачитывает слова, записанные на доске.
С
привлечением текста.
Зачитать
начало 6 главы
Зачитывается
конец 6 – начало 7 главы.
Глава
9.
|