Курсовая работа: Молодежная субкультура. Толкиенисты
В это же время он начал
писать великий цикл мифов и легенд Средиземья (англ. Middle-Earth), который позже
станет «Сильмариллионом». В его семье было четверо детей, для них он впервые
сочинил, рассказал, а потом записал «Хоббита», который был позже опубликован в
1937 году сэром Стэнли Ануином. «Хоббит» пользовался успехом, и Ануин предложил
Толкину написать продолжение; однако работа над трилогией заняла длительное
время и книга была закончена только в 1954 году, когда Толкин уже собирался на
пенсию.
Трилогия была
опубликована и имела колоссальный успех, что немало удивило автора и издателя.
Ануин ожидал, что потеряет значительные деньги, но книга лично ему очень
нравилась, и он очень хотел опубликовать произведение своего друга. Для
удобства издания книга была поделена на три части, чтобы после публикации и
продажи первой части стало понятно, стоит ли печатать остальные.
О ролевиках
Во всей субкультуре
обычно выделяют фанатов - ярых толкиенистов и ролевиков, но необходимо также
сказать и о фэнах, которые к субкультуре хотя и не принадлежат, но имеют к ней
отношение.
Кто такие фэны? Люди,
которым нравится погружаться в небывалые миры. Люди, которым фантазия писателя
помогает вырваться из обыденности будней, рождает сладкий трепет в душе,
помогает жить. Фэны читают все: Стpyгацких и Ефремова, Толкиена и Говарда,
Гаррисона и Хайнлайна. Читают и не-фантастикy. Даже в самых безнадежных книгах
они отыскивают зеpна фантазии и домысливают несказанное, ненаписанное,
непpидyманное. Поpой они начинают писать сами. Поpой становятся писателями. Им
просто нравится этот странный процесс - "чтение". Hе смешивая реальный
мир и мир книжный они работают, отдыхают, и читают, читают, читают...
Кто такие фанаты?
Бывает так - одна книга, один автор задевает в душе какие-то особые струны, и
тогда человек отказывается от всех остальных и посвящает себя Единственной. И
появилась для Них такая "Библия" - "Властелин колец".
Библия была дана, и появились толкиенисты. Вначале им просто было хорошо
вместе. Они нашли свою книгу и читали ее вновь и вновь. Дpyгие книги были уже
не нужны - слишком простые краски (серые, белые, красные, зеленые, черные...),
слишком странное, нелогичное поведение персонажей. Хотелось говорить и говорить
о Единственной и Hеповтоpимой.
Потом, конечно,
захотелось собраться отдельно от фэнов - которые продолжали интересоваться
чем-то еще, собраться тесной группой единомышленников: на природе - как любимые
герои. С мечами - как они, родимые. И не просто поговорить - а еще и побегать
по лесу, придумав правила игры. Сpазиться с мерзкими оpками (как ни странно,
многие захотели быть оpками!), швырнуть кольцо в Оpодpyин. Так возникли
хоббитские игрища - так был перейден Рубикон. Толкиенисты стали воплощать свою
библию в жизнь.
В чем была (и есть)
цель толкиенистов? Рискну предположить, что, в первую очередь, - в приобщении.
Ролевая игра по Толкиену не просто позволяет "продлить пространство
книги", к великому сожалению дочитанной, перечитанной, и выученной
наизусть. Hе только в очередной раз встретиться с дpyзьями-товаpищами, главное
- можно почувствовать себя равным автору. Фэны читают все и знают все. Они
могут судить о любом авторе - зато времени на подобные исследования у них не
остается. Толкиенисты взяли на вооружение иной подход: сокращение числа книг до
одной (это, конечно, в крайних случаях) они компенсировали академическим
подходом и препарированием живого текста книги. Толкиен не разработал "как
надо" эльфийский язык - а вот мы разработаем и начнем на нем говорить.
Толкиен не уточнил, в каком строю и какими мечами дрались орки - а мы узнаем...
Кто такие ролевики?
Толкиенистов роднила любовь к одному миру. Они могли вести бесконечные
исследования одной-единственной книги и читать ее всю жизнь. Писали подражания,
продолжения и пародии. Ролевиков же породила та ситуация, что вписаться в мир
толкиенистов становилось все труднее и труднее. Славные прозвища были
разобраны, громкие звания расхватаны, по всем сложным вопросам лексики и
генеалогии имелись специалисты - трудно стало завоевать авторитет. И чья-то
мудрая мысль нашла выход. Кто-то вспомнил о существовании других книг, пусть не
столь великих, как книга ПРОФЕССОРА - но ведь и на их основе можно было
устроить хорошую "pолевyхy"! Попрыгать с мечом, покричать громким
голосом, взять то или иное славное имя.
Таких книг оказалось
много. "Конан", драконы всяческих времен года, да и ряд отечественных
авторов постарался - родились книги, отвечающие требованиям ролевиков. Им уже
позволительно не знать тонкостей "Сильмаpиллиона". Они домысливают
иные миры - куда более простые, а посему гораздо более легкие в плане
приобщения. Число их быстро переросло число толкиенистов. Те, по крайней мере,
вынуждены были помимо Толкиена читать иную литературу. Высокий уровень
"Библии" не позволял расслабиться, заставляя заниматься
самообразованием - пускай и для довольно странных исследований.
"Библии" ролевиков серьезной работы ума уж совсем не требовали - они
словно были предназначены для того, чтобы по ним играли...
Теперь обратимся к
самой тусовке.
Настоящего толкиениста
от всех других любителей фэнтэзи отличает очень многое:
Эти люди очень хорошо
сознают свою отличность от прочих своих сограждан, так, что для
соотечественников, не входящих в систему (а это все нормативное общество) порой
нелегко понять и внедриться в нее;
Бережное отношение к
игре, к литературе фэнтези, вплоть до филологического интереса к изучению
эльфийских языков, большой интерес к истории, преимущественно раннего
средневековья, боевые искусства, фехтование и пр.
Жизненное
мировосприятие в сочетании с весьма юмористической оценкой собственных занятий
(человек способен горячо, с жаром и на полном серьезе спорить о родословных
хоббитов, но спустя минуту те же хоббиты станут объектом его насмешки - вообще
плох тот толкиенист, который всегда относится к себе серьезно);
Для значительной части
свойственны символы удивительной готовности верить при минимуме оснований для
веры (вера в магию и т.д.). Например, встречаются такие, которые считают себя
атеистами, но не сомневаются в существовании эльфов.
Сами толкиенисты
выделяют в структуре своей тусовки несколько типов людей, пришедших сюда, в
соответствии с причинами, приведшими в толкиенизм.
Во-первых, это люди,
которые по какой-либо причине не сумели утвердить себя в большом мире, либо
сумели, но то, что у них получилось, им не нравится. Они держатся за новый мир,
как полярники за радиостанцию, поскольку потеря означает окончательное крушение
жизни. Со временем такие люди составляют элиту толкиенизма; они замыкаются в
своем узком кругу, и тут уже действительно вырастает религия, но направленная
внутрь - потому крайне нежелателен приток новой паствы, ибо система герметична,
свежая кровь может её погубить.
Другая часть
толкиенистов - это те, кому просто нравится играть. Ролевая игра позволяет
человеку оказаться в шкуре другого, оставаясь в то же время собою - а это
интереснейший эмоциональный опыт. В отличие от театра, игра дает практически
неограниченную возможность для действия. В большинстве своем такие индивидуумы
ведут нормальную "цивильную" жизнь, а игры рассматривают как хобби,
средство отдохнуть от суровых будней.
Третья категория - те,
кому надо ощутить свою инаковость. В самом деле, толкиенист с его причудливыми
костюмами, мечами подмышкой, средневековым стилем поведения действительно
привлекает внимание. Как правило, подобные личности увлекаются параллельно еще
уймой вещей и недолго, в целом, задерживаются в толкиенистском обществе.
Тусуются они
преимущественно в двух местах: в Нескучном саду (Эгладор) и Царицыно (Мандос).
Мандос обычно место боевое, Эгладор - более лиричное. Рассмотрим более подробно
Эгладор.
Согласно толкиеновскому
"Сильмариллиону" Эгладором звалась местность, где находилось
потаенное королевство Тингола, закрытое от внешнего мира магической завесой
Мелиан, "Эгладор" - по-эльфийски это значит "земля забытых"
(именно таково официальное имя, дарованное "толкиенутыми" Нескучному
саду).
Вообще в Эгладоре
встретить можно кого угодно: и толкиенистов, и желязнутых (поклонников еще
одного мэтра фэнтези - Роджера Желязны), и облегуиненных (есть фанаты и у
Урсулы Ле Гуин).
Вступая в неформальный
клуб, толкиенисты выбирают себе имя (в основном из книг Толкиена, например, Фангорн,
Фагот, Галадриэль) и расу, то есть могут быть хоббитами, троллями, орками,
гномами, эльфами, людьми и т.п. Выбранная раса иногда не предполагает никаких
внешних признаков, поэтому в тусовке при знакомстве очень популярно выражение
"существо". Между существами часто заключаются браки и другие
родственные отношения - усыновления, удочерения, "уматерения" и т.д.
Браки заключаются в зависимости только от личных симпатий, а не от рас, с чем
было строго в книгах Толкиена (там, например, эльфийка, выходя замуж за
человека, автоматически лишалась бессмертия). Многоженство в тусовке не
возбраняется.
Любое существо может
иметь как одну или две квэнты (собственные истории или легенды), так и более.
Например, по одной это светлый дракон, а по другой - темный орк. Интересно, что
"темных" (апологетов Тьмы) на Эгладоре встречается не меньше, чем
"светлых". При всем уважении к Толкиену многие имеют свой собственный
взгляд на события, описанные во "Властелине колец".
Так, например, широкий
резонанс и, можно сказать, раскол среди толкиенистов вызвала книга Ника
Перумова (Николай Данилович Перумов - известный петербургский писатель в стиле
фэнтэзи) "Кольцо Тьмы", где он воспользовался миром Толкиена и
написал сиквел "Властелина колец". Автор посмел ПРОСТО ПИСАТЬ КHИГУ!
Он не вел доскональных исследований темы, не играл в СОУЧАСТHИКА процесса, не
бегал по лесу с мечом - а взял и написал. Да еще и как много! И как быстро! Это
было "оскорбление" профессора. Это было оскорбление всех тех, кто
потратил годы на "тонкости эльфийского" и готов был отдать всю жизнь
- за полчаса в мире Средиземья. Увидеть Мордор - и умереть... А тут Hик Перумов
взял да и написал книжку - без дрожи в руках и преклонения перед темой. Как
такое простишь... и не простили. Hавеpное, это был первый случай, когда
"эльфийская" этика столкнулась с человеческой.
Страницы: 1, 2, 3, 4 |