Курсовая работа: Молодежная субкультура. Толкиенисты
Курсовая работа: Молодежная субкультура. Толкиенисты
Санкт-Петербургский
Государственный Технологический Институт (Технический Университет)
Кафедра
социологии
Учебная
дисциплина: Социология
Курсовая работа
Тема: «Молодежная
субкультура. Толкиенисты»
Студент:
Лебедев
Р.В.
Санкт-Петербург
2010 г.
Содержание
Введение
Глава I
§1 История
§2 Немного об авторе
Глава II
§1 О ролевиках
§2 Ролевые игры
§3 Письмена и языки
Заключение
Список используемой литературы
Введение
В ходе этой
работе мы постараемся разобрать субкультуру толкиенистов. Объект исследования –
молодежная субкультура. Предмет – молодежная субкультура толкиенистов в
социологии.
Цель данной
работы: подробно разобрать структуру толкиенистского движения и рассмотреть его
влияние как субкультуры на молодежь.
Задачи:
необходимо дать определение молодежной субкультуры, ввести в суть
толкиенистского движения, привести примеры, рассказать про основателя (автора)
движения, рассказать о последователях, рассмотреть историю развития.
Начнем с
определения культуры и субкультуры. Слово "культура" происходит от
латинского colere, что означает культивировать, или же возделывать почву. В
средние века слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых
(возник термин agriculture - искусство земледелия). Но уже в XVIII - XIX оно
приобрело новое значение - его стали употреблять по отношению к людям, имея в
виду их начитанность, изящество манер и т.д. Однако тогда этот термин
применялся в основном к аристократам - "культурным", чтобы отделить их
от "некультурных". В наше время термин еще более преобразился -
теперь мы ассоциируем культуру с чтением классики, любовью к классической
музыке, посещением театров и т.п.
В широком
плане под субкультурами в социологии обычно понимают те социальные образования
внутри общества, которые отличаются от преобладающей и нормативной культуры по
некоторым культурным признакам: обычаями, нормами, ценностными ориентациями,
стилем поведения, а иногда и институтами. Существование субкультур является
неизбежным следствием культурной дезинтеграции, ситуации, когда каждый может -
и вынужден - относительно свободно выбирать из множества вариантов правил
мышления и поведения.
В настоящее
время в мире существует огромное множество различных субкультур, самые
популярные из них: эмо, панки, готы, скинхеды, анимешники и другие. Всех их
объединяет то, что эти люди выделяются из толпы, и встретив такого человека в
метро, можно с большой вероятностью определить к какой субкультуре он
относится. Но с толкиенистами дело обстоит иначе. Внешне такие люди ничем не
отличаются от всех остальных, и даже поговорив с таким человеком, нельзя
сказать однозначно толкиенист он или нет. Так чем же они отличаются от обычных
людей?
Во-первых, ни
один толкиенист не является таковым, если не прочел бессмертное произведение
Дж. Р.Р. Толкиена «Властелин Колец». Особо продвинутые личности должны читать
«Сильмариллион» и даже цитировать его.
Во-вторых,
толкиенисты устраивают ролевые игры на природе (о них мы поговорим чуть позже),
где, одевшись как мифические персонажи, игроки отождествляют себя с оными и
ведут себя соответствующим образом.
В-третьих,
каждый выбирает для себя, кем он будет: орком, эльфом, человеком или магом.
Придумывает себе новое имя, в основном имена берутся из Книги. И наконец
создает соответствующую атрибутику для своего персонажа (одежда, меч, лук,
кольца, подвески и пр.)
Термин
«молодежная субкультура» не подходит в данном случае, так как этим увлекаются
не только молодежь. Есть очень много взрослых людей, которых смело можно
назвать толкиенистами, хотя скорее они и являются истинными носителями этой
субкультуры. Толкиену удалось создать полноценным мир, в который поверили
миллионы людей. Этот мир позволяет уйти от реальности и погрузится в
волшебство, сказку. Профессор (так называют писателя ролевики) создал так же
несколько полноценных языков, но которых некоторые могут говорить и писать.

Как и любой
другой субкультуре, ей присуще свои песни, шутки, поговорки и даже молитвы.
Так, например музыкальная группа Эпидемия внесла весомый вклад в развитие
течения. Для привлечения удачи, продвинутый толкиенист возносит молитву Светлой
Владычице:
A Elbereth
Gilthoniel, silivren penna míriel o menel aglar elenath! Na-chaered
palan-díriel o galadhremmin ennorath, Fanuilos, le linnathon nef aear, sí
nef aearon!
Для полного
соответствия выбранному образу толкиенист изучает искусство владения мечем,
делает себе доспехи, плетет кольчугу. Чтобы показать себя и посмотреть на
других такие люди собираются в группы и устраивают турниры, порой уровень таких
мероприятий настолько высок, что для реалистичности строятся крепости, возводятся
палаточные городки.
Разберем все
сказанное более подробно.
История
Впервые
толкиенисты появились в Америке и Европе в середине 60-х. Тогда народ просто
заболел книжками английского профессора, но главными фанатами стали, конечно,
школьники и студенты.
Считается,
что фэнтэзимания стала способом бегства от реального мира. Западная молодежь
того времени устала от ценностей "общества всеобщего благоденствия" и
естественным путем бегства из мира излишнего рационализма и прагматизма стал
"путь в сказку", где жизнь проще и понятнее - мир героев и врагов,
где каждый может стать героем.
Исследователи
считают, что можно даже установить точное время начала толкиеномании: лето 1965
года, когда американской аудитории не хватило миллионного тиража "Властелина
колец". Студенты Гарварда обзавелись значками: "Да здравствует
Фродо!", "Гэндальфа - в президенты!", и т.д. Это было время,
когда даже в газетах встречались названия статей типа "Еще немного
Мордора!" - и люди это понимали! В пике толкиеномании даже президент США -
Рональд Рэйган, спускаясь с борта самолета, называет СССР
"shadowland" и "Land of Mordor" (эпитеты из книги,
упомянутые именно потому, что они могли быть поняты населением США - а эти
слова транслировались на всю страну!).
Возможно и
это, и нападки самого Толкиена - в последних главах - обусловило столь резкое
неприятие этой культуры советской властью. Волна толкиенизма прокатилась по
всему миру, но в нашу страну проникла только в конце 80-х.
Полные
переводы Толкиена появились впервые в России только в начале девяностых. Именно
тогда начали появляться в России первые толкиенисты. Но массовость это явление
получило только в середине нашего десятилетия. Тогда только немногие ходили на
игры в лес. Под Санкт-Петербургом в Заходском проходили РХИ (Региональные
Хобитские Игры), участники которых разбивались на несколько лагерей и жили как
хиппи, кто хотел сражался, кто-то просто отдыхал, не обошлось и без алкоголя,
но дух ролевой игры витал повсюду.
С другой
стороны, среди почитателей ролевых игр - о них позже, сейчас же только об их
истории - существует такое мнение, что ролевые игры начинались не с Толкиена. В
свое время в Америке получили широкое распространение так называемые ролевые
игры, предложенные населению в качестве метода психологической реабилитации, но
очень скоро переросшие первоначальную задумку, ибо спустя некоторое время в
недрах массового движения толкиенистов родилось историческое решение провести
игру по Толкиену. Только тогда и началась горячка "ролевух", как их
называют наши игроки.
После 97г
атмосфера ролевых игр сильно изменилась. Пришли новые игроки, которые главной
задачей ставили выделиться из толпы и помахать мечем. Компании стали собираться
не только в лесах, но и в городе.
Немного об
авторе
Джон Ро́нальд Руэл
То́лкин был оксфордским профессором англосаксонского языка (1925—1945),
английского языка и литературы (1945—1959). Ортодоксальный католик, вместе с
близким другом К. С. Льюисом состоял в литературном обществе «Инклинги». 28
марта 1972 года Толкин получил звание Командора Ордена Британской империи от
королевы Елизаветы II.
После смерти Толкина
его сын Кристофер выпустил несколько произведений, основанных на заметках и
неизданных рукописях отца, в том числе «Сильмариллион». Эта книга вместе с
«Хоббитом» и «Властелином колец» составляет единое собрание сказок, стихов,
историй, искусственных языков и литературных эссе о вымышленном мире под
названием Арда и его части Средиземье. В 1951—1955 годах для обозначения
большей части этого собрания Толкин использовал слово «легендариум».
Многие авторы писали
произведения в жанре фэнтези и до Толкина, однако из-за большой популярности и
сильного влияния на жанр многие называют Толкина «отцом» современной
фэнтези-литературы, подразумевая, главным образом, «высокое фэнтези»
Ещё в детстве Джон со
своими товарищами придумали несколько языков, чтобы общаться между собой. Эта
страсть к изучению существующих языков и конструированию новых осталась с ним
на всю жизнь. Толкин является создателем нескольких искусственных языков:
квенья, или язык высоких эльфов; синдарин — язык серых эльфов. Толкин знал
несколько десятков языков, новые языки составлял, во многом руководствуясь
красотой звучания. Сам он говорил: «Никто не верит мне, когда я говорю, что моя
длинная книга — это попытка создать мир, в котором язык, соответствующий моей
личной эстетике, мог бы оказаться естественным. Тем не менее, это правда».
Он посвятил себя
научной карьере: сначала преподаёт в Университете Лидса, в 1922 году получил
должность профессора англо-саксонского языка и литературы в Оксфордском
университете, где стал одним из самых молодых профессоров (в 30 лет) и скоро
заработал репутацию одного из лучших филологов в мире.
Страницы: 1, 2, 3, 4 |