Курсовая работа: Мистика и фантастика в творчестве Н.В. Гоголя
Если заглянуть в толкователь
снов, можно найти такое определение: «носа лишиться во сне – знак вреда и
убытка».
Гоголь избрал для подачи
фантастического своеобразный прием, как бы вывернув общепринятый – сна,
похожего на явь.
Как видно, мотив порчи,
мотив колдовства появляются в сознании героя вследствие бытовой причины – мести
матери, которую Ковалев «водит за нос» в связи с женитьбой на её дочери. Мотив
женитьбы, кА и мотив чина, в свою очередь начинает искриться метафорическими
смыслами, возникающими от соприкосновения с бытовой культурой времени.
Фантастическое в повести
«Нос» возникает на пересечении двух типов культур – социально-бытовой и
народно-бытовой.
Портрет.
В связи с введением в
новую редакцию сна, функция фантастики изменилась: отчетливо выделилась граница
сна и яви. Фантастические кошмары Чарткова – результат его психического
состояния, подготовлены впечатлительностью художника.
Писатель, с одной
стороны, мотивировкой сна ослабил фантастический эффект, уравновесил с реальным
планом. С другой, автор оставил необъяснимым факт, почему в раме старого
портрета оказался сверток именно «в синей бумаге» и именно с надписью «1000
червонных». В действительность проникает «отрывок» из сна, а в сон – «страшный»
отрывок из действительности, тем самым обнаруживая непознанную границу, когда
реальное соскальзывает в фантастическое и наоборот, являя облик фантастического
мира Петербурга.
С одной стороны,
фантастика сна подготовлена «внезапным страхом», с другой «1000 червонных» в
синей бумаге ни с чем не сообразны и не объяснимы. В реальности видение
Чарткова отразилось его собственное мировоззрение, стремящееся дать объяснение
в духе времени: а) понять неожиданное как закономерное, например, как историю о
кладах, шкатулках с потаенными ящиками; б) как некоторое предопределение, знак
судьбы. Автор эту ситуацию оставляет «открытой» допускающей любое толкование.
Бытовой материал эпохи,
сознательно введенный Гоголем в повествование о ростовщике, снял мистический,
аппокалиптический колорит с образа дьявола. Фантастический образ, созданный на
широком и историческом фоне, приобретал черты конкретные и всеобщие. Гоголь,
переделывая повесть, перевел образ ростовщика-дьявола из космического плана в
культурно-исторический, но не снизил его значения до чисто эмпирического.
Литература
1)
Соколов Б.В.
Расшифрованный Гоголь. Вий. Тарас Бульба. Ревизор. Мертвые души. – М.: Яуза,
Эксмо, 2007. – 352с.
2)
Н.В.Гоголь и
русская литература XIX века: Межвуз.
сб. науч. тр. - Л.: ЛГГИ, 1989. – 131с.
3)
Искусство детали:
наблюдение и анализ: о творчестве Гоголя./ Е.Добин. Л.: «Сов. писатель».
Ленингр. отд-ние, 1975.
4)
О языке худ.
прозы Н.В.Гоголя: искусство повествов. / Отв.ред. А.Н.Кожин; АН СССР. – М.:
Наука, 1987.
5)
Жизнь и
творчество Н.В.Гоголя: Материалы для выставки в шк. и дет.биб-ке. – М.: Дет.лит.,
1980.
6)
О народности
Н.В.Гоголя. – Киев, изд. Киев. Ун-та, 1973.
7)
Фантастическое в
«Петербургских повестях» Н.В.Гоголя. – Владивосток: изд-во Дальневосточн.ун-та,
1986.
8)
Вечера на хуторе
близ Диканьки. Н.В. Гоголь. Лекции – Л.: 1962.
9)
Повесть
Н.В.Гоголя «Вий». Лекция из спец.курса Н.В.Гоголя. – Л.: 1963.
10) История рус.лит. XIX в. В 3ч. 2ч. (1840-1860): учеб.для
студентов вузов, обучающихся по специальности «рус.яз. и лит-ра». /
Е.Е.Дмитриева и др.; под ред. В.И.Коровина. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,
2005. – 524с.
11) Соколов Б.В. Гоголь. Энциклопедия.
(Серия: русские писатели). М.: Алгоритм, 2003. – 544с.
|