Курсовая работа: Культура русского дворянства XVIII-XIX веков
Курсовая работа: Культура русского дворянства XVIII-XIX веков
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА
ИНСТИТУТ СЕРВИСА, МОДЫ И ДИЗАЙНА
КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИИ
Курсовая работа
по дисциплине: «Теория и история повседневности России»
Культура русского дворянства XVIII-XIX
Студент
гр. КЛ-06-01
С.Б.Бледнова
Руководитель
д.и.н.,
профессор
Ю.В.
Аргудяева
ВЛАДИВОСТОК 2009
Содержание
Введение
1. Внутренне
убранство дворянской усадьбы
1.1 Барский кабинет
1.2 Спальные комнаты в усадьбе
2. Трапеза
3. Роль женщины
4. Воспитание детей
5. Сватовство. Брак
Заключение
Список использованной литературы и источников
Введение
Мировую культуру нельзя приставить без культуры России, а русскую
культура во всем многообразии своего содержания не мыслима без культурного
богатства накопленного народом.
Культура дворянской усадьбы XVIII в.
занимает важное место в истории отечественной культуры этого периода, оставаясь
для нас и по сей день «волшебной сказкой». В результате изучения усадеб мы
становимся богаче: «открылась новая полоса русской культуры, интересная и
важная не только совершенством своих материальных созданий, но и своими
мыслями, своей поэзией и философией, своими верованиями и вкусами»
Актуальность исследования обусловлена не только историко-культурной
традицией, но и сложившимся спросом на изучение и определение места современной
русской культуры в мировом культурном процессе.
Цель моей курсовой работы дать представление о типологических особенностях отечественной культуры
повседневности в XVIII-XIX вв.;
показать период истории
отечественной культуры, когда культура повседневности выходит на первый план
исторического бытия и определяет собой конфигурацию всей культуры;
раскрыть функции культуры
повседневности в различных аспектах и приложениях в контексте истории
национальной культуры в XVIII-XIX вв.; Критику деспотизма, крепостничества,
социального и политического неравенства, нарушение прав человека и
человеческого достоинства с позиций либерализма. Осмысление русской культуры
повседневности с точки зрения современников и с точки зрения историков, сквозь
призму времени. Культуру повседневности в интерпретации эпохи.
Своей задачей я ставлю
изучение эпохи- века перелома.
Моя работа
состоит из введения, пяти глав и заключения. Список использованных источников
приводится в конце работы.
1. Внутренне
убранство дворянской усадьбы
Свободное время (“время
хочу”) нельзя проводить в том же самом месте, где обычно работаешь. Здесь все
должно быть иным, желаемым, а не должным. "Иное" поведение выражается
в подчеркнуто торжественных, или подчеркнуто свободных жестах, в особых шутках.
"Иное"
поведение выражает себя в подарках и совместных трапезах, что особенно
характерно для Руси. Так всё - особое место, особо выделенное время, особые
предметы и иное поведение служат созданию непохожей на повседневность идеальной
реальности, той, о которой нам только мечтается. Реальности, что воплощает в
себе наше представление об идеальном существовании, о давно ушедшем
"золотом веке".
В мире дворянской
культуры с ее жесткой иерархией это ощущалось особенно остро. Потому и говорила
Екатерина II, что “жить в обществе не значит, ничего не делать”.
Эта сценическая, крайне
театрализованная жизнь была настоящим ежедневным общественным трудом. Дворяне
служили “Государю и Отечеству” не только в департаментах, но и на придворных
празднествах и балах. Праздничная придворная жизнь была для дворянина таким же
“надо” , как на служение в государевых войсках.
А “идеальную реальность”
воплощали для русских дворян XVIII-XIX веков их родовые усадьбы.
Потому главная задача
любого, пусть и “плохенького”, усадебного строительства - создать идеальный
мир, со своими ритуалами, нормами поведения, типом хозяйствования и особым
времяпровождением.
И создавался усадебный
мир очень тщательно и подробно. В хорошей усадьбе ничего не должно быть ничего
не продуманного.
Все значимо, все является
аллегорией, все “читается” посвященными в усадебное таинство. Желтый цвет
усадебного дома являл богатство хозяина, воспринимаясь эквивалентом золотого.
Кровлю поддерживали белые (символ света) колонны. Серый цвет флигелей - это
удаленность от деятельной жизни. А красный в неоштукатуренных хозяйственных
постройках - наоборот, цвет жизни, деятельности.
И все это тонуло в зелени
садов и парков - символе надежды. Болота, кладбища, овраги, холмы - все
чуть-чуть подправлялось, корректировалось и называлось Незванками, Прибежищами,
Отрадами, становясь значимым в усадебной символике. Естественно, что этот
идеальный мир обязательно, хотя часто чисто символически, отгораживался от
окружающего мира стенами, решетками, башнями, искусственными рвами-оврагами и
прудами.
Каждое архитектурное
сооружение навязывает его обитателям свой ритм жизни. Городские ворота
открываются и закрываются в определенное время, начиная и завершая городской
день.
В императорском дворце
время течет не так, как в деловом офисе. Так и дворянская усадьба формировала
свой ритм жизни.
Около двух столетий жизнь
дворянина начиналась в усадьбе, протекала в ней и часто заканчивалась здесь же.
Жизненный круг дополнялся
дневным. Сутки в усадьбе явно делились не только временно, но и
пространственно. "Предрассветные сумерки вестибюля" продолжали
"раннее утро мужского кабинета", "полдень гостиной",
"театральный вечер" и так далее, вплоть до "глубокого вечера
спальни".
Как и театральное бытие,
жизнь в усадьбе четко делилась на парадную и повседневную. Интеллектуальным и
хозяйственным центром “вседневной” жизни усадьбы был мужской кабинет.
Однако обставляли его
почти всегда очень скромно. "Кабинет, поставленный рядом с буфетом
(буфетной комнатой), уступал ему по величине и, несмотря на свою укромность,
казался еще слишком просторным для ученых занятий хозяина и хранилища его
книг", - писал Ф. Ф. Вигель. На протяжении всего XVIII столетия, когда
интеллектуальная и нравственная работа стали долгом всякого дворянина, кабинет
хозяина принадлежал, чуть ли не к самым непарадным комнатам усадьбы. Здесь все
было предназначено для уединенной работы. [10, c. 68].
1.1 Барский кабинет
Соответственно кабинет и
меблировался. Модным считался "голанскый" или "английскый"
кабинет. Практически всю его обстановку составляла аскетичная дубовая мебель, с
очень неброской обивкой, да скромные настольные часы. Письменные столы не
жаловались. Предпочтение оказывалось секретерам, конторкам, бюро.
Барский кабинет, в
отличие от покоев хозяйки, почти не украшался и весьма скромно декорировался.
Непременными считались лишь изысканный графин и рюмка для "утрешнего
употребления" вишневки или анисовки (считалось, что это способствует
профилактике “грудной жабы" и "удара" - самых модных болезней
XVIII - начала XIX веков) да курительная трубка. Курение на рубеже веков стало
целым символическим ритуалом. "В наше время, - вспоминает еще конец XVIII
века Е. П. Янькова, - редкий не нюхал, а курить считали весьма
предосудительным, а чтобы женщины курили, этого и не слыхивали; и мужчины
курили у себя в кабинетах или на воздухе, и ежели при дамах, то всегда не иначе
как спросят сперва: "позвольте". В гостиной и в зале никогда никто не
куривал даже и без гостей в своей семье, чтобы, сохрани Бог, как-нибудь не
осталось этого запаху и чтобы мебель не провоняла»[1, c. 6].
Курение стало
распространяться заметным образом после 1812 года, а в особенности в 1820-х
годах: стали привозить сигарки, о которых мы не имели и понятия, и первые,
которые привозили нам, показывали за диковинку.
Для курения в кабинете
специально помещались несколько натюрмортов на тему Vanitas (бренности жизни) .
Дело в том, что на протяжении целого столетия "поедание дыма"
связывалось в сознании дворянина с размышлениями на темы "суеты сует"
и "жизнь есть дым". Эта, евангельская в своей основе, тема была
особенно популярна в России. Дети пускали недолговечные мыльные пузыри,
взрослые пускали из трубок эфимерный дым и летали на хрупких воздушных шарах -
и все это воспринималось на рубеже веков как символы крайней зыбкости
существования.
1.2 Спальные комнаты в усадьбе
Крайняя театрализация
дворянского быта в XVIII веке привела к появлению в усадьбах нескольких
спальных комнат. Парадными спальными-гостиными никогда не пользовались. Это
были чисто представительские комнаты. Днем отдыхали во “вседневных
опочивальнях” . Ночью спали в личных спальнях, которые располагались в личных
покоях хозяина, хозяйки и их детей.
Здесь, в спальне
начинался и завершался день владельцев усадьбы. По православной традиции отход
ко сну всегда предварялся вечерней молитвой. Вообще, до распространения в
России идей Просвещения дворяне были очень набожны. Во всех комнатах усадьбы,
не считая специальной молельной, обязательно висели иконы с лампадами. И
правило это распространялось и на парадные залы и на личные покои.
В спальне же находились
особо почитаемые в семье иконы. Чаще всего это были иконы с образом Божьей
Матери. Благочестивость хозяев выражалась в обильном украшении икон. Для них
заказывали дорогие серебряные к золотые оклады, отделанные чеканкой, гравировкой,
камнями. Особо дорогие иконы предпочитали лично украсить шитым бисером или
речным жемчугом окладом. Часто среди крепостных усадебных мастеров были свои
иконописцы. А местную церковь и всех ее служителей помещик, как правило,
содержал за свой счет.
Страницы: 1, 2, 3, 4 |