Курсовая работа: Диалогическая речь в романе Ф.М. Достовсекого «Бесы»
Наиболее часто Достоевский употребляет
следующие типы диалогов: диалог-объяснение, диалог-допрос, диалог-поединок;
реже остальных употребляются смешанный диалог, диалог полного взаимного
понимания, диалог-ссора. Такое распределение связано с идеологическим
характером романа «Бесы». Главной задачей автора является описание идейной
атмосферы эпохи. Поэтому он чаще «заставляет» героев говорить друг с другом на
темы, связанные с идеологическими принципами персонажей и с проблемами,
волновавшими российское общество второй половины XIX в., поэтому бытовые типы диалога употребляются гораздо меньше.
Практически отсутствует обязательные в реальной жизни, этикетные реплики,
частые в быту ситуации неловкости, паузы из-за отсутствия темы.
В диалогах в романе (эпическом
произведении), как и в обычной устно речи, употребляется большой количество
неполных конструкций, разновидностей незаконченных предложений,
восклицательных, вопросительных, побудительных предложений, риторических
конструкций, обращений, усиливающих побудительность.
В связи с тем, что ситуация не всегда
передается с помощью грамматических и лексических средств, особую роль получают
внеязыковые коммуникативные факторы: интонация, мимика, жестикуляция. В романе
«Бесы», как это принято в художественных произведениях, эти моменты отражены с
помощью авторских ремарок, пояснений.
Диалог играет огромную роль в речевой
характеристики персонажей. Так, речь Степана Трофимовича показывает его как
человека слабовольного, тогда как речь Варвары Петровны (часто на контрасте с
Степаном Трофимовичем) выделяет ее не по-женски сильный характер.
Что касается определения границ авторского
и общеязыкового в языке писателя, то, на мой взгляд, авторская стилистическая
активность проявляется в отборе языковых явлений, необходимых для наиболее
полного воплощения авторского замысла. Авторский язык не противоречит
общенародному, поэтому диалог как таковой в авторском произведении и в обычной
разговорной речи не различаются. Разница состоит в употребляемых в этих двух
сферах применения языка типах диалогов.
Напряженность, стремительность и
противоречивость диалогов героев Достоевского, построение их как ответ на
реальные и воображаемые реплики противления, большая роль ассоциаций во время
диалога приводят к цитированию и выделению особо значимых слов и выражению,
отсутствие видимой мысленной и синтаксической связности, отрывистость,
отрубленность фраз – все это позволяет согласиться с утверждением Л.П.
Гроссмана, что Достоевский в своих романах создает «замечательные
стилистические эксперименты», свидетельствует о том, что «классическая
художественная проза русских романов XIX в….
сдвинулась в сторону каких-то неведомых будущих достижений»[11].\
Список
литературы
Ахманова О.С. Словарь лингвистических
терминов. М., 1966.
Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского.
М., 1979.
Виноградов В.В. О художественной прозе.
М., 1930.
Винокур Г.О. О языке художественной
литературы. М., 1991
Винокур Т.Г. О некоторых синтаксических
особенностях диалогической речи // Исследования по грамматике русского
литературного языка. М., 1955.
Гельгардт Р.Р. Рассуждение о монологах и
диалогах (к общей теории высказывания) // Сборник докладов и сообщений
лингвистического общества. Т. 2, вып. 1. Калинин, 1971.
Гроссман Л.П. Стилистика Ставрогина //
Статьи и материалы. М.-Л., 1924.
Диалогическая речь – основы и процесс.
Тбилиси, 1980.
Достоевский Ф.М. «Бесы». В 2 т. М., 1993.
Иванчикова Е.А. Синтаксис художественной
прозы Достоевского. М., 1979.
Ким Г.В. О некоторых стилистических
функциях бессоюзного присоединения в диалогический речи // Филологический
сборник. Вып. 4. Алма-Ата, 1964.
Мегаева К. Диалог у Достоевского //
Дагестанский университет. Сборник научных сообщений. (Филология). Махачкала,
1964.
Милых М.К. Синтаксические особенности
прямой речи в художественной прозе. Харьков, 1956.
Михлина М.Л. Из наблюдений над синтаксисом
диалогической речи. М., 1955.
Несина Г.Н. К вопросу о структуре диалога
в современном русском языке // Исследования и статьи по русскому языку.
Волгоград, 1964.
Святогор И.П. О некоторых особенностях
синтаксиса диалогической речи в современном русском языке. Калуга, 1960.
Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика:
Сложное синтаксическое целое. М., 1991.
Соловьева А.К. О некоторых общих вопросах
диалога. ВЯ. 1965. № 6.
Теплицкая Н.И. Некоторые проблемы
диалогического текста.
Холодович А.А. О типологии речи //
Историко-филологические исследования. М., 1967.
Чичерин А.В. Идеи и стиль. Изд-е 2-е. М.,
1968.
Щерба Л.В. Избранные работы по русскому
языку. М., 1957.
Якубинский Л.П. О диалогической речи. //
Русская речь. Петроград, 1923.
Для подготовки данной работы были
использованы материалы с сайта http://www.ed.vseved.ru/
[1]
См.: Якубинский Л.П. О диалогической речи // Русская речь. М., 1923
[2]
Щерба Л.В. Восточнолужицкое наречие. М., 1951. С. 4.
[3]
Холодович А.А. О типологии речи // Историко-филологические исследования. М..
1967.
[4]
Будагов Р.А. О типологии речи // Рус. речь. 1967. № 6.
[5] Гельгардт Р.Р. Рассуждение о монологах и диалогах (к
общей теории высказывания) // Сборник докладов и сообщений лингвистического
общества. Т. 2, вып. 1. Калинин, 1971.
[6]
См.: Винокур Т.Г. О некоторых синтаксических особенностях диалогической речи в
современном русском языке // Исследования по грамматике русского литературного
языка. М. 1955.
[7]
Виноградов В.В О художественной прозе. М., 1930. С. 33, 40, 43.
[8]
Соловьева А.К. О некоторых общих вопросах диалога. – ВЯ. 1965. № 6.
[9] Мегаева К. Диалог у Достоевского // Дагестанский
университет. Сборник научных сообщений. (Филология). Махачкала, 1964. С. 21.
[10] Гельгардт Р.Р.
Рассуждение о монологах и диалогах (к общей теории высказывания) // Сборник
докладов и сообщений лингвистического общества. Т. 2, вып. 1. Калинин, 1971. С.
32 – 33.
[11]
Л.П. Гроссман. Стилистика Ставрогина // Статьи и материалы. М.-Л., 1924. – С.
143.
|