Контрольная работа: Творчество Бродского и его роль в литературе
Правота
раздирает
Беспощадней
греха…
10 мая
1972 ему вдруг позвонили из ОВИРа – срочно придите. А потом сказали:
- Ну вот
что, Бродский, мы сейчас Вам выдадим анкеты. Вы из заполните. В течение самого
ближайшего времени мы рассмотрим Ваше дело. И сообщим Вам о его исходе.
- А если
я откажусь эти анкеты заполнять?
- Тогда,
Бродский, у вас в чрезвычайно обозримом будущем наступит весьма горячее время…
Это было
в пятницу, а в понедельник ему сообщили о «благоприятном решении», в среду были
выданы все бумаги. И 4 июня 1972 года он улетел в Вену и навсегда покинул
Россию.
Впрочем,
зачем биография…
«Биография
ни черта не объясняет… Поэт сочиняет из-за языка, а не из-за того, что “она ушла”.
…Для
того, чтобы стишок написать, надо все время вариться в идиоматике языка. То
есть слушать его все время – в гастрономе, в трамвае, в пивном ларьке, в
очереди и так далее…»
Жухлая
незабудка
мозга
кривит мой рот.
Как
тридцать третья буква,
Я пячусь
всю жизнь вперед.
Знаешь,
все, кто далече,
По ком
голосит тоска –
Жертвы
законов речи,
Запятых,
языка…
Лирический
род раскрывает одну из сторон связи человека с окружающим его миром, в нем
получают свое выражение переживания личности, вызванные взаимодействием ее с
теми или иными явлениями действительности. Если в эпосе главное — развитие
события, судьба героя, то в лирике основное внимание уделяется динамике
чувства.
Очень
часто внешние явления, побудившие лирика взяться за перо, бывают
незначительными, но они вызывают в нем множество ассоциаций, чувств и мыслей,
которые и становятся предметом поэтического выражения.
Изображая
внешний мир, лирик, по существу, растворяет его в своем переживании. Все, что
занимает, волнует, радует, печалит, услаждает, мучит, успокаивает, тревожит,
словом, все, что составляет содержание духовной жизни субъекта, все, что входит
в него, возникает в нем, — все это приемлется лирикой как законное ее
достояние.
Гегель и
вслед за ним Белинский подчеркивали, что подлинная лирика несет в себе
общечеловеческое содержание, значительное с общественной точки зрения.
Заключенные в ней переживания касаются не одного поэта, они типичны для
широкого круга лиц. Так, Кюхельбекер, Рылеев отразили в своей поэзии
гражданственные, мятежные настроения и чувства, свойственные не только им, но и
их современникам, находившимся под влиянием декабристской идеологии.
Нередко
полагают, что только картинам внешней жизни (природы, общества) присуща
необходимая достоверность, а образы, раскрывающие внутренний, духовный мир
личности, субъективны. Для подлинной лирики характерна объективность. Чувства,
мысли человека — явление столь же объективное, как и события исторической,
общественной жизни. Они дают художнику материал для объективной творческой
деятельности. Лирик столь же достоверен в своей области, как и романист или
драматург. Его поэзия — это незаменимый источник, по изучению тех настроений,
исканий, стремлений, которые были - присущи людям, определенного социального крута
в определенную историческую эпоху.
Лирическое
стихотворение отличается внутренним единством. В нем недопустим перебой
различных психологических состояний. «В лирике, как и во всяком музыкальном
сочинении, — замечает Шеллинг, — преобладает только один тон, одно основное
чувство...». Белинский утверждал в качестве обязательной черты лирического
произведения лаконизм, который критик рассматривал как непосредственное
следствие господства в стихотворении одной тональности, одного эмоционального
настроя. Поэт, полагает Белинский, «не может написать длинной лирической пьесы,
которая, при длинноте своей, отличалась бы единством ощущения, а,
следовательно, и единством мысли, и потому была бы полна, целостна и
индивидуальна...». Точно так и читатель не может долго находиться во власти
однообразных идей и образов.
1.
Верхейль К. Тишина русской лирики
// Иностранная литература. 1991. № 3. С. 249-253.
2.
Иванов Вяч. Вс. О Джоне Донне и
Иосифе Бродском // Иностранная литература. 1988. № 9. С. 180-181.
3.
Крепс М. О поэзии Иосифа
Бродского. - М, 1984.
4.
Поэтика Бродского. / Сб. статей
под ред. проф. Л.Лосева.
Tenafly, N.J.: Hermitage, 1986.
5.
Эткинд Е. Процесс Иосифа
Бродского. London: Overseas
Publications Interchange Ltd, 1988.
6.
Иосиф Бродский размером
подлинника. [Сборник, посвященный 50-летию И.Бродского] / Сост. Г.Ф.Комаров.
Ленинград-Таллинн, 1990.
7.
Якимчук Н. Как судили поэта. (Дело
И.Бродского). Л-д: Аквилон, 1990.
8.
Волков С., Волкова М. Иосиф
Бродский в Нью-Йорке [фотоальбом]. Нью-Йорк: Слово, 1990.
|