Контрольная работа: "Тихий Дон" М. Шолохова как роман-эпопея
Мелехов вызывает симпатии читателя в первую очередь своей
абсолютной искренностью. За свои ошибки он расплачивается очень дорого. Так,
уступив родителям и женившись на нелюбимой Наталье, он обречен его всю жизнь
метаться между двумя женщинами: доброй, честной и преданной женой, матерью
двоих его детей, - и страстно любимой красавицей Аксиньей Астаховой. В этой
личной драме как бы "повторены" колебания Григория между двумя
политическими лагерями. Шолохов не поддался давлению тех, кто пытался
"уговорить" его сделать героя красноармейцем, но и не привел Мелехова
к гибели, оставив ему хотя бы маленькую надежду на возрождение. Писатель
чувствовал, что трагической атмосфере романа больше всего соответствует
состояние "неустойчивого равновесия" героя - и провел эту линию до
конца. В общем, нет никаких оснований для того, чтобы "домысливать"
судьбу шолоховского героя в "благополучном" направлении. С ним может
случиться все - однако жизнь продолжает идти вперед и продолжает течь Дон,
вновь вошедший в прежнее русло.
Через пятнадцать лет после завершения романа, мотивы
"Тихого Дона" будут повторены Шолоховым в рассказе "Судьба
человека" (1956 г.); центральный образ рассказа - холодная весенняя степь,
залитая талой водой, и в этом огромном пустом пространстве - два человека:
главный герой Андрей Соколов, потерявший семью и прошедший через тяжелейшие
испытания Второй мировой войны, и чужой для него мальчик-сирота, которого он
назвал своим сыном. Жизнь, по существу, должна начаться заново, и какой она
будет - неизвестно. Перед лицом страшной судьбы человек с неимоверным трудом
должен искать в себе силы, чтобы остаться человеком и продолжать жить
по-человечески.
Шолоховские пейзажи, описания казацкого быта, батальные и
исторические эпизоды выполнены с эпическим размахом, крупными, сочными
«мазками». Проявляется особый, присущий одному Шолохову юмор — порой
грубоватый, не сдерживаемый условными нормами.
Герои романа – Кошевые, Мелеховы, Коршуновы, Астаховы –
казаки, особое военно-земледельческое сословие России, созданное по указу
Екатерины II, не причисленное ни к крестьянству, ни к дворянству. Своеобразные
обычаи самоуправления и поведения, особый быт, язык, привычки, отличавшие
казачью вольницу, – подлинная область художественного исследования автора.
Однако, даже выходя в "большую" историю,
обращаясь к событиям, которые влияют на ход общемирового исторического
процесса, автор "Тихого Дона" не забывает о "частной" жизни
своих героев; перемены, которые происходят в бытовых и семейных
взаимоотношениях казаков, отражают те процессы, что идут в "большой"
истории.
Казаки, которые традиционно воспринимали себя как
отдельную "нацию", вначале полагают, что социальные конфликты в
России не имеют к ним отношения. Когда в 1917 г. после Февральской революции
фронт разваливается и назревает Октябрьский переворот, уставшие от войны казаки
не желают вмешиваться в эти события и уходят на Дон. Однако, как говорит автор,
"у порогов куреней караулили их горшие беды и тяготы, чем те, которые
приходилось переносить на пережитой войне". Неумолимая логика истории
ставит каждого из них перед выбором. С началом гражданской войны нация
оказывается расколотой надвое; народ становится заложником непримиримой вражды "верхов"
- борющихся партий и течений: и ни та, ни другая сторона на самом деле не хочет
мира как компромисса, а надеется "победить" единолично, не понимая,
что в гражданской войне, в сущности, не может быть победителя. В конце романа
красные и белые действуют с одинаковой жестокостью и одинаковыми средствами, и
эта жестокость переходит на "бытовой" уровень, разрушает некогда
цельное казацкое сообщество. Недаром один из шолоховских персонажей, имея в
виду обе борющихся стороны, говорит: "Все мы душегубы".
Жестокость становится привычным состоянием людей. В
"Тихом Доне" немало сцен насилия, убийств - индивидуальных и
массовых. Когда во время антибольшевистского Вёшенского восстания казаки
расстреливают пленных красноармейцев, Григорий Мелехов, сам еще недавно служивший
в Красной армии, встречается с Подтелковым - одним из руководителей Советской
власти на Дону, также попавшим в плен и ожидающим расстрела. Увидев его в рядах
восставших, Подтелков с ненавистью спрашивает: "Что же, расстреливаешь
братов? Обвернулся?.. И нашим и вашим служишь? Кто больше даст?". В ответ
Григорий напоминает, как сам Подтелков приказывал расстреливать пленных:
"Под Глубокой бой помнишь? Помнишь, как офицеров стреляли? По твоему
приказу стреляли! А? Теперича тебе отрыгивается! Ну, не тужи! Не одному тебе
чужие шкуры дубить! Отходился ты, председатель Донского Совнаркома!"
В междоусобной войне, как показывает Шолохов, на первый
план выходит чувство мести, которое подменяет какие бы то ни было представления
о справедливости; поэтому жертвы - с чьей бы стороны они ни приносились -
вызывают у автора "Тихого Дона" одинаковое сочувствие. Один из самых
жутких эпизодов романа - расправа над коммунистами из бывшего красного
Сердобского полка. "Тридцать верст шли по сплошным хуторам, встречаемые на
каждом хуторе толпами истязателей. Старики, бабы, подростки били, плевали в
опухшие, залитые кровью и темнеющие кровоподтеками лица пленных коммунистов,
бросали камни и комки сохлой земли, засыпали заплывшие от побоев глаза пылью и
золой. Особенно свирепствовали бабы, изощряясь в самых жесточайших пытках.
Двадцать пять обреченных шли сквозь строй. Под конец они уже стали
неузнаваемыми, не похожими на людей - так чудовищно обезображены были их тела и
лица, иссиня-кровяно-черные, распухшие, изуродованные и вымазанные в смешанной
с кровью грязи".
Роман-эпопея в литературоведении рассматривается как
жанр, который в художественной форме позволяет решать следующие задачи: дать в
произведении широкую, даже всестороннюю картину мира, срез целой эпохи,
преломленной как в грандиозных исторических событиях, так и в судьбах отдельных
героев и их семей; ответить на сложные вопросы о закономерностях исторического
процесса и явлений народной жизни.
Роман-эпопея Л. Толстого «Война и мир» стало уникальным в
литературе XIX века по степени охвата действительности. В нем соединены быт
отдельного человека и жизнь народа, эпохальные исторические события и духовные
поиски частных лиц, великих и неизвестных, реальных и вымышленных, глубокий
психологизм и глубина авторских размышлений. Все это и делает его
романом-эпопеей. Прошло менее ста лет, и русская литература подарила миру
книгу, автор которой творчески осмыслил традиции Л. Толстого уже на новом
историческом этапе. Роман-эпопея «Тихий Дон» М. Шолохова продолжил и развил
толстовские традиции изображения крупных исторических событий в их преломлении
в судьбах целого ряда героев.
Высказывание Горького о том, что коммунизм породит новых
Шекспиров и Гомеров, исполнилось лишь в части трагедийного содержания. Как
следствие — нивелировка жанровых признаков эпопеи и отнесение к ней всего, что
запечатлевает эпохальные события времени: «Цемент» Ф. В. Глад-кова, «Жизнь
Клима Самгина» А. М. Горького, «Тихий Дон» и «Поднятая целина» М. А. Шолохова,
дилогия В. С. Гроссмана «Жизнь и судьба», «Красное колесо» А. И. Солженицына и
другие. Роднит их взаимодействие с «памятью жанра» эпопеи, исходы которого
оказываются различными.
В эпопее «Тихий Дон» злоключения героев проходят на фоне
трагической реальности, связывающей воедино природное и человеческое. В их
жизни прекрасное и безобразное переплетено настолько, что нарушает привычные
нормы. По мнению В. А. Беглова, жанрообразующие признаки романа оказались в
«Тихом Доне» устойчивее и целостнее других, однако и они не смогли вытеснить
проявления в нем признаков эпопеи трагедии.
«Тихий Дон» – грандиозный роман-эпопея, принесший Михаилу
Шолохову Нобелевскую премию. Масштабное повествование о судьбе донского
казачества в самый противоречивый, переломный период нашей страны – годы Первой
мировой, революции и Гражданской войны, – и увлекательная «семейная сага» о
любви, ненависти и предательстве. Книга, о которой говорят и спорят по сей
день. Каждое поколение по-новому прочитывает этот роман, по-новому
истолковывает характеры героев, истоки их трагедии.
Литература
1.
Бахтин М.М. Из предыстории романного слова // Бахтин М. М. Вопросы
литературы и эстетики. Исследования разных лет. - М.: Худож. лит., 1975. - с.
408-446
2.
Беглов В.А. Эпопея в русской литературе. – М.: Аким ООО Издатель-ство
Серия «Классика жанра», 2005.
3.
Бирюков Ф. Г. Художественные открытия Михаила Шолохова. М., 1976.
4.
Гура В. В. Как создавался "Тихий Дон". М., 1989.
5.
Загадки и тайны "Тихого Дона". Самара, 1996.
6.
Колодный Л. Е. Кто написал "Тихий Дон"? М., 1995.
7.
Кто написал "Тихий Дон"?: Проблема авторства "Тихого
Дона". М., 1989.
8.
Литвинов В. М. Вокруг Шолохова. М., 1991.
9.
Осипов В. Тайная жизнь Михаила Шолохова┘:
Документальная хроника без легенд. М., 1995.
10.
Сатарова Л. Г. Человек и природа в романе М. Шолохова "Тихий
Дон". Воронеж, 1989.
11.
Семанов С. И. В мире "Тихого Дона". М., 1987.
12.
Хьетсо Г., Густавссон С., Бекеман Б., Гил С. Кто написал "Тихий
Дон"? М., 1989.
|