Контрольная работа: "Тихий Дон" М. Шолохова как роман-эпопея
Контрольная работа: "Тихий Дон" М. Шолохова как роман-эпопея
Контрольная работа
по курсу История
русской литературы ХХ века
на тему: «Тихий
Дон» М.Шолохова как роман-эпопея
Зимняя сессия 2008/09
студентки 6 курса заочного отделения
филологического факультета
спец.русская филология
Петревич (Моралевич) Ю.К.
к.ф.н. доц. Симонова Т.Г.
Роман, детализированное повествование, которое, как
правило, создает впечатление рассказа о реальных людях и событиях, на самом
деле таковыми не являющихся. Какого бы объема он ни был, роман всегда
предлагает читателю развернутое в цельном художественном пространстве действие,
а не какой-то один эпизод или яркий момент. Роман является мощной литературной
формой, позволяющей выразить социальный опыт людей, их мечты, их стремление к
познанию мира.
Роман-эпопея - разновидность романа с особой полнотой
охватывающая исторический процесс в многослойном сюжете, включающем многие
человеческие судьбы и драматические события народной жизни, изучает отдельные
личности, предлагает собственную социальную психологию классов и групп,
содержит впечатляющие символы, в которых выражается отношение автора к целому
образу жизни. В романе-эпопее встречаются и элементы философии, и эксперименты
с формой, но главным в нем является раскрытие значений, принципов и стилей
социального поведения, которые управляют жизнями людей. Герой романа-эпопеи
узнает по ходу действия механизм социального продвижения, а также собственное
место в общем устройстве мира. Этот гибридный жанр не получил широкого
распространения в мировой литературе, но он тем не менее представляет вершину
художественно-эстетической трактовки мира и человека. Романом он называется
потому, что там присутствует воля личности, существует персонаж, который
олицетворяет собой вершину человеческого духа. С другой стороны, эпопея – это
разновидность эпоса, в котором прямо выражены коллективные,
национально-исторические и государственные идеи времени. В том жанре, который
называется романом-эпопеей, присутствует «равенство» сил, воздействующих на
происходящий процесс.
Рождение романа-эпопеи связано с событиями русской
истории, имеющими мировое значение. Первая русская революция 1905 года, мировая
война 1914 - 1918 годов. Октябрьская революция, гражданская война, период
мирного строительства вызвали стремление художников слова создать произведения
широкого эпического охвата. Характерно, что в 20-е годы почти од- повременно
стали работать М. Горький над эпопеей «Жизнь Клима Самгина», А. Н. Толстой над
эпопеей «Хождение по мукам», М. Шолохов обратился к созданию эпопеи «Тихий Дон».
Создатели эпических полотен опирались на традиции русских
классиков, на такие произведения о судьбах народных, как «Капитанская дочка», «Тарас
Бульба», «Война и мир». В то же время авторы были не только продолжателями
традиций классической литературы, но и новаторами, ибо воспроизводили такие
преобразования в жизни народа и Родины, которых не могли видеть великие
художники прошлого.
Будучи классиком советской литературы, представителем т.
н. «социалистического реализма», обласканным властями как в сталинские, так в
хрущевские и брежневские времена, лауреат Сталинской и Ленинской премий, Герой
Социалистического Труда, М. Шолохов во многом — загадочная, полулегендарная
личность. Из советских писателей-ортодоксов он единственный удостоился
присуждения Нобелевской премии.
В то же время произведение, за которое писателю
присуждена была награда,— роман «Тихий Дон» — породил массу слухов и версий,
составивших «шолоховский вопрос», иначе — вопрос о том, кто является автором
великого произведения.
Скептикам трудно было поверить в то, что 23-летний
писатель (первая часть романа была написана в 1928 году) мог создать такое
содержательное, эпохальное по значению произведение, повествующее о жизни
донского казачества в начале XX века, в пору Первой мировой войны, революции,
гражданской войны. М. Шолохов не принадлежал к казацкому сословию, не
участвовал в империалистической войне, не знал белоказачьего движения
«изнутри», не мог относиться к нему с сочувствием, как это наблюдается в
романе,— такие приводились аргументы. Возможным автором «Тихого Дона» назывался
казацкий писатель Федор Крюков (1870—1920), участник белогвардейского движения
на Дону.
Текстологический анализ романа, произведенный на
компьютере, доказал с большой долей вероятности авторство М. Шолохова. И все же
литературоведы не исключают, что, возможно, М. Шолохову в свое время попал в
руки дневник Ф. Крюкова, который он использовал при создании романа.
Роман-эпопея «Тихий Дон» занимает особое место в истории
русской литературы. Пятнадцать лет жизни и упорного труда отдал Шолохов его
созданию. М. Горький видел в романе воплощение огромного таланта русского
народа.
«Тихий Дон» — художественная энциклопедия истории, быта,
психологии казачества. Писатель прочувствовал и передал социальный статус и
характер казака — хлебороба и воина. Причину белогвардейского движения на Дону
прозаик усматривает в кровной обиде, нанесенной казачьей вольнице Советами,
«красными». Он не скрывает и предрассудков, даже пороков казачества: ненависть
к иноверцам, инородцам, политическим вольнодумцам.
Центр художественного мира «Тихого Дона» — хутор
Татарский, курень Мелеховых. Как и У. Фолкнер, Г. Гарсиа Маркес, М. Шолохов
смог в локальном художественном пространстве воспроизвести драму человеческой
цивилизации в XX веке.
Первая мировая война изображается Шолоховым как народное
бедствие, и старый солдат, исповедуя христианскую мудрость, советует молодым
казакам: «Помните, одно хочешь живым быть, из смертного боя живым выйти надо
человечью правду блюсть...»
Шолохов с большим мастерством описывает ужасы войны,
калечащей людей и физически, и нравственно. А. Серафимович писал о героях Тихого
Дона ...люди у него не нарисованные, не выписанные, это не на бумаге. В
образах-типах, созданных Шолоховым, обобщены глубокие и выразительные черты
русского народа. Изображая мысли, чувства, поступки героев, писатель не
обрывал, а обнажал нити, ведущие к прошлому.
Она раскрывается через показ трагической судьбы Григория
Мелехова — казака, прошедшего через Первую мировую и гражданскую войну. Мелехов
становится жертвой истории, революции, в которой, как говорили ее идеологи, нет
«третьего пути». Мелехов как раз и пытался найти этот третий путь,
руководствуясь в своих поступках собственным казацким кодексом чести.
Из лагеря белых Мелехов переходит к красным — казалось
бы, по канонам советского искусства в этом месте можно было поставить жирную
точку. Но писатель-реалист заставляет Мелехова уйти и от красных — герой не
приемлет морального насилия над собой, да и не вписывается он в советскую
систему и здесь не чувствует себя «своим». Григорий Мелехов — человек, который
«стал на грань». Человеческая индивидуальность ценнее и выше политической
борьбы, но она ломается в последней. В этом суть трагедии Мелехова. Григорий
Мелехов – личность незаурядная, казак с турецкой кровью, командир белой
дивизии, а затем и красной конницы, получивший 14 ранений и полный комплект
боевых наград. Григорий Мелехов индивидуализировался автором, наделялся
«особыми приметами». Даже удар, делавший Григория неуязвимым в бою, был особым
– не правой, а левой: с детства левша, Григорий научился одинаково хорошо
владеть обеими руками. Двурукость символически передавала самое существо судьбы
Мелехова – «от красных отбился, к белым не пристал». Григорий не определился в
своей «классовой позиции», не сделал выбора между воюющими сторонами.
Григорий потерял почти все — жену Наталью, свою возлюбленную
Аксинью. В одной из финальных сцен Мелехов, похоронив Аксинью, подымает глаза и
видит в небе черное солнце. Этот эпизод свидетельствует о великолепном таланте
Шолохова-художника.
Любовный треугольник «Григорий — Наталья — Аксинья»
изображен автором с большим психологическим мастерством и смелостью. Любовные
сцены предельно открыты, порой натуралистичны. Начало романа Григория и Аксиньи
вообще брутально: Мелехов берет женщину силой, вскидывает на плечо, как овцу, и
несет в кусты.
Судьба Мелехова символизирует судьбу народа: этот
мужественный, горячий и искренний человек вместе со всем казачеством испытывает
мучительные колебания в выборе "правильного" пути, переходя несколько
раз из лагеря в лагерь. Важно отметить, что он не просто пассивно "плывет
по течению", а пытается в безвыходных обстоятельствах найти "свою
правду"; когда же это не получается - чувствует собственную
ответственность за происходящее: "Неправильный у жизни ход, и может, и я в
этом виноватый". Трагедия героя, как и трагедия народа, состоит в том, что
в ситуации общенациональной катастрофы единственного "правильного"
пути нет и быть не может. Григорий честно проходит свой путь, но ему суждена
роковая судьба: в конце концов, потеряв почти всех родных и близких ему людей,
он оказывается в состоянии неопределенного "равновесия"; о том, что
ждет героя в будущем, читатель может лишь догадываться.
Шолохов создал образ сильной личности, главное качество
которой - искренность и стихийное правдоискательство. Поскольку Григорий
Мелехов занимает центральное место в системе образов романа, автор по ходу
сюжета "сталкивает" его с персонажами, которые представляют все
важнейшие силы эпохи: это большевики и сочувствующие им казаки, руководители
контрреволюционных сил на Дону, рядовые солдаты, средние и высшие офицеры. Чаще
всего читатель именно глазами Григория видит происходящие события:
повествователь, рисуя происходящее, нередко передает точку зрения героя, а речь
повествователя по стилю "сближается" с колоритной речью Григория, в
которой немало специфически диалектных слов. Мелехов - простой казак, он не
очень склонен к самоанализу: его внутренний мир выражается больше через внешнее
действие, через поступки. Вместе с тем, взрослея и переживая все новые и новые
драматические ситуации, пытаясь отыскать правильный путь, Григорий все чаще
задумывается над ходом жизни и дает оценку событиям.
Страницы: 1, 2 |