Контрольная работа: Приемы создания образа Аси в одноименном произведении И.С.Тургенева
Глубинный смысл
высказывания рассказчика о крыльях, которые могут вырасти у человека, выходит
за рамки любовной тематики, вбирая в себя общефилософское содержание.
Окрыленностью может быть и способность человека воспарить над обыденностью, и
поэтическая мечтательность, и преобладание возвышенно-романтического
мировоззрения над рассудочностью и прагматизмом. Метафора эта настолько понятна
и близка Асе, что она тут же «примеривает» ее к себе («Так пойдемте, пойдемте…
Я попрошу брата сыграть нам вальс… Мы вообразим, что мы летаем, что у нас
выросли крылья»), высвечивает доминанту характера героини: тревожную
порывистость души в ее устремленности к возвышенно-идеальному. На мгновенье
героям удалось-таки «взлететь». Плавные звуки ланнеровского вальса словно
приподняли их над землей. Музыка и танец раскрепощают героев. Ася становится
«мила и проста», исчезает ее угловатость, и сквозь «девический строгий облик»
проступает «что-то мягкое, женское». Даже Н.Н. веселится как ребенок.
Именно образ
вальса, которым завершается IX глава, является пластическим воплощением возможного духовного
сближения героев. Как отметил В.А.Недзвецкий: «В своем пафосе беспредельности и
бессмертия любовь тургеневских героев сродни советршенным явлениям искусства…
Поэтому классические произведения искусства не только поясняют развитие и
драму чувств,.. но и в огромной мере стимулируют их возникновение»[10]. Знакомство героев происходит по вальс, который
кажется в квартире Гагиных «слышнее», «слаще и нежнее». Спустя две недели Н.Н.
там же читает роман Гете «Герман и Доротея», сообщая, что «Ася сперва все
только шныряла мимо нас, потом вдруг остановилась, приникла ухом, тихонько
подсела ко мне и прослушала чтение до конца». В другой раз герой читает Гагиным
«из Онегина», в связи с которым Ася позднее заметит: «А я хотела бы быть
Татьяной…». И едва ли не все, что чувствует герой, опосредовано эстетическим
восприятием. Ася ассоциируется у Н.Н. то с рафаэлевской Галатеей, то с
пушкинской Татьяной, то с Доротеей из поэмы Гете.
Любовь[11] как явление жизни природы подчинена тем же
загадочным силам. Ася не осознает в себе капризной игры таинственных сил, и
отчасти этим вызваны частые изменения ее настроений. Бессознательно она
стремится к полноте жизни, не зная, что это – по концепции автора –
недостижимо. Страстный танец Аси выражает именно это желание счастья. Когда же она
осознает, что влюблена, новое чувство бременем ложится на ее душу. Тургенев
выражает это опять только при помощи психологии: «… хотите, я, по-вчерашнему,
сыграю вам вальс?» – спрашивает Гагин. «- Нет, нет, - возразила Ася и стиснула
руки, - сегодня ни за что!.. – Ни за что, - повторила она, бледнея». Между
«вчера» и «сегодня» появляется огромное психологическое расстояние, за это
время Ася осознает свое чувство. Ведь именно его подразумевает Ася, когда на
следующий день делает косвенное признание Н.Н.: «Крылья у меня выросли, да
лететь некуда». Большое чувство заставило героиню резко повзрослеть, вырасти
как личность. Все поведение Аси во время этой встречи было, в сущности,
невысказанным признанием в любви: «Я все буду делать, что вы мне скажете..», сетования
на то, что «никогда нельзя сказать всей правды», беспокойство: «Ведь вам не
будет скучно со мной?», ребячески искреннее «честное слово» «говорить правду,
умоляющий вопрос: «Если б я вдруг умерла, вам было бы жаль меня?»
«Пробудившись,
любовь героев захватывает их с силой природной стихии, которой невозможно
противиться. Потребность в вечной и неугасающей любви подобна у героев
Тургенева тому властному проявлению жизненной воли, которая, согласно немецкому
философу А. Шопенгауэру, заложена в человеческую личность самой природой[12]»
Но если они не в
состоянии противиться такому чувству, то и сделать его вечным им не дано. Как
не дано увековечить молодость, как не дозволено человеку уравняться с
источником всего и прекрасного на земле – природой. Сознание роковой для лучших
упований личности несоразмерности итожится повесть «Ася». «Так, - сказано в
последней ее фразе, - легко испарение ничтожной травки переживает все радости и
горести человека – переживает самого человека».
В «Асе» природа –
могучий Рейн, соседствующие с немецкими городками З. и Л. горы – и даже космос
в виде столба лунного света над рекой образуют сверхчеловеческие координаты отношений
героев. В повести есть прямое уподобление чувства героини этой стихии: оно
пришло к ней «так же неожиданно и так же неотразимо, как гроза».
Герои повести
надеются посредством любви гармонично объединить духовную и практическую
стороны бытия, его «поэзию» и «прозу» в своем повседневном существовании.
Глубина чувств Аси подчеркнута контрастной параллелью между ними и сердечными
переживаниями хорошенькой немецкой служанки Ганхен. Она была так «огорчена»,
когда «жених ее пошел в солдаты», что даже не поблагодарила Н.Н. за положенные
ей в руку щедрые чаевые. Но в конце повести рассказчик вновь увидел Ганхен:
«Она сидела возле берега на скамье. Лицо ее было бледно, но не грустно; молодой
красивый парень стоял с ней рядом и, смеясь, рассказывал ей что-то…».
Любовь Аси так же
дисгармонична и напряженно-тревожна, как и вся ее душевная жизнь. Каждое
мгновение любви, каждую из ее меняющихся ситуаций героиня переживает как
единственную и решающую. Она не чувствует опоры в уже пережитом, нет для нее
опоры и в надеждах на будущее, в ожиданиях или мечтах. Для ее любви «нет
завтрашнего дня», как нет, и дня вчерашнего. Поэтому любовь Аси неизбежно
оказывается катастрофичной.
Господин Н.Н.
переживает возникновение любви иначе. Вначале он наблюдает Асю как художник. Героиня
все более и более привлекает его внимание, но он беспечно наслаждается своим
положением и не стремится понять природу душевных движений, происходящих в их
сердцах. Для господина Н. Н. возникающая любовь еще означает эстетическое
наслаждение, а для Аси – таинственное, тяжелое, ответственное испытание. У
героя возникает жажда счастья, однако она не сочетается с высоким нравственным
стремлением, как у Аси.
Сцена объяснения
героя с Асей не случайно явилась источником споров еще до появления повести в печати.
Сочетание в ней кульминации действия с мгновенной его развязкой, резкий
поворот сюжета, неожиданно выявляющий существо отношений и характер героев,
составляет отличительную черту этой повести. Именно сцена свидания нашла отклик
в целом ряде литературоведческих работ, основная часть которых была посвящена
рассмотрению личности главного героя. Можно привести многочисленные
противоположные характеристики господина Н.Н., но цель данной работы анализ
образа Аси.
В повести «Ася»,
как и в «Рудине» и «Фаусте» инициатива свидания принадлежит женщине. Тургенев
исследует нравственно-психологический облик своих героев, и их встреча является
завершающим, окончательным эпизодом в этом исследовании. Сцена объяснения,
в которой в последний раз встречается героиня повести, протекает с драматической быстротой и окончательно
проясняет сложный, противоречивый характер девушки. Испытав в короткое время
объяснения целую гамму чувств - от робости, мгновенной вспышки счастья и полной
самоотдачи ("Ваша... - прошептала она едва слышно") до стыда и
отчаяния, Ася находит в себе силы сама прекратить мучительную сцену и, победив
свою слабость, "с быстротою молнии" исчезает, оставив г. Н.Н. в
полной растерянности.
Эта сцена
наиболее ясно отражает противоречие, несовпадение психологических ритмов г.
Н.Н. и Аси. Полнота чувства, испытываемого Асей, ее робость, стыдливость и
покорность судьбе воплощены в ее немногословных репликах, едва слышных в тишине
темной комнаты. Напротив, г. Н.Н., которому принадлежит инициатива в диалоге, многословен.
О душевном состоянии Аси, о глубине ее
чувств и теперь свидетельствуют внешние проявления эмоций: ее холодные руки («Я
схватил ее руку, она была холодна и лежала, как мертвая, на моей ладони»),
бледные губы, отрывистые предложения, частое дыхание, потом – в короткие
моменты счастья – ее шепот, преданные взгляд, а наступление драматического
поворота предсказывает ее внезапное рыдание и падение на колени. Все это
подчеркивает увеличение дистанции между героем и героиней. Краска стыда на лице
Аси и ее рыдание являются не только следствие ее разочарования. Ася осознает,
что господин Н. – не герой, что в обмен на свою преданность она получает
половинчатые чувства и малодушие, а в обмен на свое бескорыстие – эгоизм.
Разность характеров героев перерастает в трагические
несовпадения, которые приводят к роковой развязке. В момент последнего
объяснения Н,Н. не может отдаться чувству, его любовь достигает своего предела
только тогда, когда Ася кажется ему потерянной и когда она действительно
потеряна для него навсегда.
Л.А.Ходанен[13], выделяя ступени становления человеческой личности,
определяет героиню, как «воплощение идеального порыва юности, Гагин – человек
взрослый даже в своей молодости («Молодость не кипела в нем ключом; она
светилась тихим светом»). Состояние Н.Н. – краткий переходный момент от юности
к зрелости. Это соотношение персонажей проясняется в разговоре Гагина с Н.Н.
Гагин точно знает, что Асе нужен «герой, необыкновенный человек или живописный
пастух в горном ущелье» и потому недоумевает, как она могла полюбить Н.Н.
Трепетные отношения своей сестры с Н.Н. Гагин переводит на язык житейской
прозы. Трижды повторенное им: «Но ведь вы не женитесь на ней», - приземляет
идеальный порыв героя, заставляет его взглянуть на историю с Асей глазами
взрослого человека. Закономерен поэтому итог этого разговора: «Жениться на
семнадцатилетней девочке с ее нравом, как это можно!» - говорит герой, почти
повторяя слова Гагина.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5 |