Контрольная работа: Особенности женской прозы
Еще одной яркой метафорой
в создании образа героя служит Черный Кот, Черный Петер, герой карточной игры,
в которую играли мальчик с бабушкой. «Только коту, Черному Петеру, не
доставалось пары, он всегда был один, мрачный и нахохлившийся, и тот, кто к
концу игры вытягивал Черного Петера, проигрывал и сидел как дурак», - а Кот
всегда, как признается позже герой, доставался всегда только ему. Так и люди:
женщины от него всегда «шарахались», когда он хотел познакомиться, а мужчины
«думали бить, но, приглядевшись, раздумывали». Ему тоже не было пары, никто не
хотел с ним «играть». Лейтмотивом рассказа и всей его жизни стала фраза «никто
с ним играть не хотел».
Даже став уже взрослым
человеком, Петерс не может вырваться из этого круга, так как загнанное внутрь
детство, не дает ему взрослеть. Он инфантилен и по жизни идет с этим детством.
У него детское восприятие действительности, детские мечты.
Он воспринимает женщин
как кукол, как вещь («ну дайте мне хоть что-нибудь», - обращается Петерс к
мнимому сопернику), потому что сам как вещь. Он хочет отношений с Фаиной, но
бездействует, ждет, когда она начнет с ним «дружить». Он может только провожать
взглядом «безбожно молодую» Валентину. Он и женился-то «как-то мимоходом,
нечаянно» на женщине, заменившей ему бабушку (« твердая женщина с большими
ногами, с глухим именем…из кошелки ее пахло черствым хлебом, она всюду водила
за собой Петерса, крепко стиснув его руку, как некогда бабушка»). И становится
понятным, что «холодный куриный юноша, не познавший ни любви, ни воли – ни зеленой
муравы, ни веселого круглого глаза подруги», которого Петерс несет домой в
затхлой сумке, - это сам Петерс, по сути не видевший самой жизни.
Жизнь Петерса – «театр
теней», сон. Все время подчеркивается, что жизнь идет, все движется: «бегали
чужие мамы, визжали и носились быстрые, ловкие дети», «по Неве прошел лед», «и
заря, заря…», «новые сугробы», «приходила весна, и уходила весна», «праздновали
Новый год» и т.д. Но жизнь эта, движение проходили мимо Петерса. Его с само
детства окружали лишь старые вещи, черные краски: «съеденные с одного боку
серебряные ложечки», старые сундуки, старые запахи, «черная девочка», «черная
зелень», весенний «желтый букет» и т.д. Вокруг Петерса очень много розового
цвета: нежные красные родинки, безволосое тело, розовый живот, сдобный
ванильный воздух. И очень важной деталью являются глаза. У дедушки – блестящие
стеклянные, у Петерса – маленькие, близорукие, перевернутые. Перевернутая
стеклянная душа. Все происходит отстраненно от него, его не задевая.
В этом ключе знаковыми
являются два эпизода с окном. Если в середине рассказа герой, «тщательно
обмотав горло шарфом, чтобы не простудить гланды», решил выпасть из окна, но
распахнуть не смог, так как сам тщательно его заклеил на зиму и жалко было
своего труда; то в конце рассказа уже «старый Петерс толкнул оконную раму», и
самая настоящая Жизнь ворвалась в распахнутое окошко. В финале рассказа явно
вырисовывается антитеза жизни и сна. Всю свою жизнь Петерс «крепко спал и
ничего не слышал» и «жил сквозь сон». И вдруг однажды, когда ушла от него жена,
а вместе с ней и образ бабушки, он «осторожно приоткрыл глаза и проснулся».
Здесь, у распахнутого окна, за которым возились «новые дети», происходит
перерождение героя, он выходит из замкнутого круга, запрограммированной жизни. Если
раньше, испугавшись жизни, он закрылся от нее, и она прошла мимо, то сейчас
«Петерс благодарно улыбнулся жизни», и пусть она чужая, равнодушная, бегущая
мимо, но она «прекрасна, прекрасна, прекрасна». Мы понимаем, что герой не
утратил веры в жизнь, и, может быть, он и останется жить в своем придуманном
иллюзорном мире, но теперь он не отталкивает жизнь, а принимает ее такой, какая
она есть. И в этом заключается перерождение Петерса.
4. Специфика «женской
прозы»
Такие разные, не похожие
друг на друга писательницы. И на первый взгляд нет ничего, что бы могло их
объединять. И все же не случайно в литературоведении появился термин «женская
проза». Это не просто произведения, написанные женщинами-писательницами. Есть в
них нечто другое, что объединяет В. Токареву, Л. Петрушевскую, Д. Рубину, Л.
Улицкую, Н. Горланову, Т. Толстую и др.
Так уж сложилось
исторически, что произведения писали больше мужчины. Но «женская проза» всегда
занимала особое место в литературе, потому что ни один мужчина не сможет
передать мир так, как воспринимает его женщина. «Женский» взгляд на мир
проявляется в том, что очень большое внимание уделяется таким понятиям, как
дом, семья, верность, муж и жена, любовь, жизнь личная, индивидуальная, а не
общественная. Зачастую герои, выстраивая свои отношения с внешним миром, должны
прежде всего разобраться с отношением к самому себе, что говорит о глубоком
психологизме «женской прозы».
«Женская проза» - это,
можно сказать, книги «о жизни». Здесь лихо закрученных сюжетов с непобедимыми
героями-одиночками. Чаще всего это бытовая история, сюжет, который может
произойти за любыми окнами. Но не это важно. Важно то, что думают обо всем
случившемся герои, какие уроки они, а вместе с ними и читатель, выносят, какова
авторская позиция по отношению к своим героям. Поэтому жанр «женской прозы»
можно определить как бытовое произведение с частыми философскими отступлениями.
Герой «женской прозы» -
герой мыслящий, размышляющий о смысле жизни; герой, лишенный гармоничной «формы
личного существования»; герои «женской прозы» - простые люди.
В произведениях,
относящихся к «женской прозе», мы не столкнемся с пошлостью, штампованностью,
клишированностью, так как в них – сама жизнь, уникальная и неповторимая.
Таким образом, к
особенностям «женской прозы» можно отнести особенности исследования
социально-психологических и нравственных координат современной жизни:
отстраненность от злободневных политических страстей, внимание к глубинам
частной жизни современного человека. Душа конкретного, «маленького» человека
для «женской прозы» не менее сложна и загадочна, чем глобальные катаклизмы
эпохи. А также, круг общих вопросов, решаемых «женской прозой», - это проблемы
отношений между человеком и окружающим его миром, механизмы оподления или
сохранения нравственности.
Список литературы
1.
Абрамович Г. Л.
Введение в литературоведение. – М., 1976г.
2.
Золотоносова М.
Мечты и фантомы // Литературное обозрение. – 1987г.,№ 4.
3.
Липовецкий М.
«Свободы черная работа» // Вопросы литературы. – 1989г., № 9
4.
Лейдерман Н.Л. и
др. Русская литература XX
века. – Екатеринбург, 2001г.
5.
Толстая Т. Петерс
// Новый мир. – 1986г., № 1
|