Контрольная работа: Образ няни в лирике Ходасевича и Пушкина
Контрольная работа: Образ няни в лирике Ходасевича и Пушкина
Министерство
образования и науки Российской Федерации
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)
Филологический
факультет
Кафедра истории русской
литературы XX века
ДОКЛАД
ОБРАЗ НЯНИ
В ЛИРИКЕ ПУШКИНА И ХОДАСЕВИЧА
Руководитель
канд. фил. наук, доцент
А.С. Сваровская
Автор работы
А.В. Петрова
Томск 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1
Общее понятие про образ няни
2 В каких стихотворениях Пушкина и Ходасевича присутствует образ
няни
3 Какую роль няня сыграла в жизни Владислава Ходасевича
4 Анализ стихотворения «Не матерью, но тульскою крестьянкой»
5 Какое влияние оказала на Пушкина его няня
6 Анализ стихотворения «Няне»
7 Анализ стихотворения «Наперсница волшебной старины»
8 Анализ стихотворения «Наша ветхая лачужка»
9 Анализ стихотворения «Вновь я посетил»
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Владислав Фелицианович Ходасевич был литературоведом, критиком,
мемуаристом, переводчиком, поэтом. Его отец был поляком, мать - из еврейской
семьи. Неизвестно, насколько хорош был их русский и насколько верно они выговаривали
слова, но, по словам Черниховского[1], сам
Ходасевич рассказывал: «Бабушка изъяснялась по-русски примерно так:
"Закрывай фэнстер"». «Судьбой уготовано ему было напряжённое
самоопределение в культуре: родившись в польско-еврейской католической семье,
он был вскормлен русской православной крестьянкой – физически – и русской
классической литературой – духовно. Обширная география невынужденных и
вынужденных скитаний (Италия до революции, Германия, Чехия, Франция – в период
эмиграции) учила его носить свою Родину в себе». [2]
[3]Начал печататься в 1905 году (одновременно стихи и критика), очень
скоро завоевал известность в литературных кругах Москвы именно как критик.
Первые стихотворные сборники - “Молодость” — 1908 г., “Счастливый домик” — 1914 г. Третья книга Ходасевича «Путем зерна», собранная в 1918 году, а
изданная в 1920-м. Позднее, в 1927 году, Ходасевич кардинально переработал
«Путем зерна», исключив несколько стихотворений, отредактировав другие и
добавив третьи, некоторые из которых написаны уже в середине двадцатых годов, в
эмиграции. Сборник «Тяжелая лира», вышедший в 1922 году и подведший черту под
пребыванием Ходасевича в России, начинается как продолжение «Путем зерна». Сам
Ходасевич рекомендовал ее как книгу, подводящую итог его "взрослой"
поэтической работе.
В 1927 году Ходасевич выпускает «Собрание стихотворений» —
переработанные «Путем зерна» и «Тяжелая лира», а также написанные в эмиграции
стихи, объединенные под общим названием «Европейская ночь». Словно по инерции,
Ходасевич написал после выхода «Собрания стихотворений» еще несколько десятков
замечательных строк, и — замолчал.
Владислав Ходасевич остро ощущал, что его стихи больше принадлежат
будущему, чем времени, в котором они рождались, поэтому он старался не обращать
внимания на оценки современников, надеялся на справедливый суд потомков.
О Ходасевиче писали многие критики, в своем докладе я расскажу о
нескольких наиболее известных, таких, как Бочаров, Богомолов, Толмачев, Вейдле.
В предисловии к собранию сочинений Бочаров напоминает нам, что
Ходасевич был выкормлен тульской крестьянкой Еленой Кузиной. «В стихотворении
он возвел этот кровно-культурный конфликт куда глубже к истокам своего существования.
<…> С молоком тульской крестьянки он именно высосал мучительную связь с
Россией и самое свое бытие в русском языке и русской поэзии. Не только
физическое, но и культурное свое бытие. Высосал, а не получил в прирожденное
наследство, какое получают “c молоком матери”»[4] По
словам Бочарова, в этом и есть корень Ходасевича: в его мучительных поисках
способов приобщения к русской культуре.
В.В.Вейдле в своей статье «Поэзия Ходасевича»[5]
пытается понять, в чем опора, национальный смысл Ходасевича, с какой реалией
русской литературы мы не должны забывать его родства? Автор статьи считает, что
язык Ходасевича не связан с его кормилицей, о которой говорится в «Тяжелой
лире», Вейдле считает, что он выходит именно из пушкинского языка. «Он
[Ходасевич] берет Пушкина всего, целиком, таким, каким он сложился к середине
тридцатых годов, и <…> переучивается всему: взвешивать мысли, сочетать
слова, слагать стихи».
Своеобразный синтез этих двух, можно сказать, противоположных
точек зрения представляет собой статья Толмачева[6], который
в очередной раз подчеркивает, что Россия не была родственно близка Ходасевичу,
но он воссоздал её в своем языке, «впитанном с молоком “тульской крестьянки”,
сконцентрированном в шепоте “святых губ” Пушкина».
Богомолов же, в своем предисловии к сборнику стихотворений
Ходасевича[7], не
сомневается в том, что своей привязанностью к русской культуре поэт обязан
именно своей кормилице, так как именно ей он посвятил самое проникновенное
стихотворение. Тут же проводится аналогия с няней Пушкина: «Для Пушкина муза и
няня являются двумя ликами одного и того же существа. Для Ходасевича же сюда
добавляется и ещё один лик – родины, России».
Единственная русская монография о Ходасевиче И. Сурат «Пушкинист
Ходасевич» рассматривает Пушкина в качестве основного мировоззренческого
ориентира Ходасевича, в ней освещается не столько поэтика его произведений,
сколько этапы творческого пути В. Ходасевича в тесной соотнесенности с его
биографией[8].
В творчестве названных выше поэтов просматривается много общего.
Языком своего творчества каждый из них обязан няне. Ходасевич первым
высказал мысль, что няня Пушкина была одним из образов его музы —
и когда Пушкин пишет о музе, он имеет в виду и свою
старенькую няню.
В своем докладе я попытаюсь проследить продолжение пушкинской
традиции образа няни в стихотворении Ходасевича «Не матерью, но тульскою
крестьянкой».
Также объектом нашего исследования является и лирика Пушкина, в
которой присутствует образ Арины Родионовны: «Няне», «Наперсница волшебной
старины», «Наша ветхая лачужка».
Целью моего доклада является выявление путем сопоставления
сходства и различия образа няни в стихотворениях Ходасевича и Пушкина.
Задачи:
1.
Что обозначает образ няни в литературе вообще, как часто
используется этот образ у русских поэтов, кто чаще всего пользуется им.
2.
Выяснить, в каких стихотворениях у Ходасевича и Пушкина
присутствует интересующий нас образ.
3.
Выяснить, какую роль сыграла няня в жизни Ходасевича.
4.
Выяснить, что значила для Пушкина его няня и как она повлияла на
его творчество.
5.
Определить, как воплотился образ няни в творчестве Пушкина и
Ходасевича, в чем сходство и в чем различие двух образов.
6.
Сделать вывод из полученной информации.
1 ОБЩЕЕ
ПОНЯТИЕ ОБРАЗА НЯНИ
Художественный образ[9] – одна
из основных категорий эстетики. Образом называется любое явление, творчески воссозданное
автором в художественном произведении. Это сложный феномен, который включает в
себя индивидуальное и общее, характерное и типичное.
В русской культуре, начиная с XVIII века, женские образы
становятся символами времени: образы императриц в мемуарах XVIII века;
знаменитые портреты воспитанниц Смольного института, в которых женщина
предстает как объект восхищения художника и существо, наделенное душой и
темпераментом, литературные женские образы XIX века, главные характеристики
которых – умение чувствовать, любить и страдать; женщины, символизирующие путь
в революцию. Прекрасные женские образы, созданные поэтами и писателями, до сих пор волнуют сердца читателей. Это и
божественная красавица А.С.Пушкина, и обаятельные образы Л.Н.Толстого, и
героини И.С.Тургенева. Поэты и писатели XX века,
следуя традициям своих предшественников, тоже создают удивительные женские
образы, достойные преклонения.
2
В КАКИХ СТИХОТВОРЕНИЯХ ПУШКИНА И ХОДАСЕВИЧА ПРИСУТСТВУЕТ ОБРАЗ НЯНИ
Няня – излюбленный литературный образ Пушкина.
Какое бы произведение солнца русской поэзии мы не вспомнили, там все равно
можно было бы найти упоминание о няне: «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»,
«Барышня-крестьянка», и это далеко не все произведения. Если говорить о лирике,
то тут тоже можно найти огромное количество примеров: «Няне», «Наперсница
волшебной старины», «Наша ветхая лачужка», «Вновь я посетил». У Ходасевича же
наряду с образом кормилицы возникает образ беременной женщины. Для него это не
только символ живой и естественной связи с корнями, но и символический образ
эпохи, вынашивающей будущее.
3
КАКУЮ РОЛЬ СЫГРАЛА НЯНЯ В ЖИЗНИ ВЛАДИСЛАВА ХОДАСЕВИЧА
В автобиографическом очерке «Младенчество»[10]
Ходасевич говорит о том, что он «опоздал родиться»: в 1886 году его родители
были уже не молоды, ближайшая по рождению сестра была на одиннадцать лет старше
него. И эту опоздалость поэт ощущает даже в своем творчестве: «Родись я на
десять лет раньше, был бы я сверстником декадентов и символистов <…> Я же
явился в поэзии как раз тогда, когда самое значительное из мне современных
течений уже начинало себя исчерпывать, но еще не настало время явиться новому».
С самого детства Ходасевич был слаб
здоровьем: почти сразу после рождения у него на языке начала расти опухоль,
из-за которой он не мог есть. Кормилицы бросали его одна за другой со словами:
«Он все равно не жилец». В конце концов, крестьянка Елена Кузина согласилась
его выходить, но ради этого ей пришлось отдать в воспитательный дом своего собственного
ребенка, и там он вскоре умер. Это беспокоило Ходасевича, поэтому в
стихотворении, посвященном кормилице поэта, об этом упоминается так же, как и в
очерке: «Моя жизнь стоила жизни другому существу».
Страницы: 1, 2, 3 |