Контрольная работа: Крошка Цахес по прозвищу Циннобер
Корысть, жажда славы и
наживы, преклонение перед властью денег проявляются в поведении людей. Мош
Терпин мечтает женить уродца на своей дочери, чтобы подняться по общественной
лестнице; министр фон Мондшейн надеется заслужить похвалу князя, дав прочитать
некий мемориал его любимчику и т.п. Через сатирический образ Цахеса Гофман
обнажает искажение понятия о ценности личности. Критерии ценности фантастически
смещаются: в обществе главенствует корыстно-материальные интересы, репутация
определяется табелем о рангах.
Сатирической осмеянию Гофман
подвергает не «пасынка природы» маленького Цахеса, глупого и беспомощного
избранника феи, а среду, способствующую процветанию Циннобера, то общество,
которое склонно принимать урода – за красавца, бездарность – за талант, тупость
– за мудрость, недочеловека – за «украшение отечества». Таким образом предстает
очень серьезная социальная проблема: механизация и автоматизация общественного
сознания. Идея, легшая в основу сказки о Цахесе, скорее страшна: ничтожество
захватывает власть путем присвоения (отчуждения) заслуг, ему не принадлежащих,
а ослепленное, оглупленное общество, утратившее все ценностные критерии,
принимая ничтожество за важного человека, творит из него кумира.
Проанализируйте
мотивную структуру текста. С какими героями и эпизодами сказки связан мотив
внешнего, поверхностного, бездуховного? С какими идеями связан мотив духовного,
подлинно гуманистического? В каких действиях персонажей он возникает и как
проявляется?
«Как высший судия, - писал
Гофман, - я поделил весь род человеческий на две неравные части. Одна состоит
только из хороших людей, но плохих или вовсе не музыкантов, другая же – из
истинных музыкантов. Но никто из них не будет осужден, наоборот, всех ожидает
блаженство, только на различный лад».
В форме непринужденного
описания похождений Цахеса, автор вводит новых героев, группирует их вокруг
Циннобера, раскрывает нравственные приоритеты и ценности персонажей, разделяя
тем самым музыкантов от филистеров. Музыкантами рождаются, а филистерами
становятся. И Гофман карает пороки не врожденные, а благоприобретенные. Человек
может посвятить или не посвятить себя служению музыке, но посвящать себя
служению кошельку и желудку он не должен.
Мотив денег как примета
нового времени, проявляется с наибольшей определенностью, в повальном психозе,
всеобщем ослепление обывателей, которому поддаются и легкомысленный Фабиан, и
доверчивая Кандида, и ее небескорыстный отец, профессор Мош Терпин, и недалекий
князь Барсануф, да и почти все остальные. Если студент Бальтазар способен
сохранить трезвость восприятия действительности, то этим он обязан своему
поэтическому мышлению. В Бальтазаре нет ничего от филистера, он и Цахес –
несовместимы. Закономерно, что гениальный итальянский музыкант Сбьокка не
попал под золотое наваждение: он живет в чистом и гармоничном мире искусства.
Но художник для Гофмана не профессия, а призвания. Им может быть человек и не
занимающийся искусством, но одаренный способностью видеть и чувствовать.
Иллюстрируя это, автор вводит в число неподверженных влиянию Цахеса чиновника
Пульхера, провозглашая тем самым, за основополагающее нравственные качества
человека, а не должность, которую он занимает.
Истинный смысл Просвещения
раскрывается в историческом отступлении о княжеском эдикте и изгнании всех фей.
С феями связано в фантастике Гофмана представление о богатстве и многообразии
животворящей природы. Недаром Бальтазар объясняет Пульхеру, что князю Пафнутию
так и не удалось изгнать из жизни чудесное и непостижимое: природа продолжает
радовать и удивлять своим очарованием и красотой. Природа дает критерии
нравственной оценки устремлений героев, которые неразрывно связаны с
гуманистическими идеями сказки. Фея Розабельверде и маг Проспер Альпанус – двое
представителей природы, которые живут в людском обществе. Через мага заговорила
природа, а вместе с нею творящая жизнь, со всей ее игрой. Проспер Альпанус
простирает свою власть вплоть до мельчайших мелочей. Он сперва только
испытывает свою власть, а позднее он через нее водворяет порядок вещей
навсегда.
Когда министр Андрес наводит
князя на мысль изгнать фей, он говорит, что свой яд они разносят «под именем
поэзии». Эта деталь знаменательна: для Гофмана фантастическое и поэтическое –
две стороны одной детали. И то, и другое противостоит сухому и пресному
мировоззрению.
Метафизический образ
мышления, порожденный просвещением, заключается в образах прославленных ученых
Птоломея Филадельфуса и особенно профессора естествознания Моша Терпина,
носителя утилитарного, грубо-рассудочного отношения к природе. Он сделал
великое открытие, что «темнота происходит от недостатка света» и «заключил всю
природу в маленький изящный компендим»; подверг «цензуре и ревизиям солнечные и
лунные затмения», изучил редкие породы дичи в зажаренном виде и производил
штудии в винном погребе.
Таким образом,
вырисовывается образ шарлатана и приспособленца, подменившего науку
«очаровательными кунштюками», думающего не об истине, а о собственном желудке.
Вся его жизнь построена на обмане, поэтому неудивительно, что свято чтит
грандиозный обман Цахеса и даже пытается извлечь из него пользу для себя.
Такого рода жрецы науки – достойный граждане княжества Пафнутия, где
метафизическое мышление возведено в ранг незыблемой основы государственного
устройства.
Комичная также и фигура
придворного лекаря, который своими запутанными объяснениями причины смерти
Циннобера совершенно сбивает с толку слушающих. Его тирады с преобладанием
латинских терминов и заумных выражений является остроумными пародиями на
«ученые» беседы и трактаты.
Сатирические образы умнейших
и знатнейших людей просвещенного княжества продолжаются образом барона
Претекстатуса фон Мондшейна. Его прекрасное образование заключается в
правильном употреблении падежей и написании своего имени французскими буквами.
Будучи министром иностранных дел, он иногда даже сам занимался делами
государства; он выдавал себя за автора мемориала, сочиненного чиновником
Андрианом, и таким образом присваивал себе чужой труд и славу.
Студент Бальтазар – один из
немногих положительных персонажей сказки. Он представляет собой «энтузиаста»,
романтического героя-мечтателя, недовольного окружающим его обществом
филистеров, схоластикой университетских лекций, и находит забвение и отдых лишь
в уединении на лоне природы. Говоря о его частом бегстве из города в тенистую
рощу, автор буквально поет гимн чарующей и исцеляющей природе. В отличие от
Моша Терпина, Бальтазар ревностно охраняет мир природы и поэзии от вторжения в
него чуждой истинной красоте мещанской обыденности. Город для него неуютен и он
находит истинное блаженство наедине с природой, которая всякий раз спасает его
от гибели и дарит надежду. Из природы появляется и спаситель Бальтазара – маг
Проспер Альпанус.
Единственной причиной,
по которой Бальтазар возвращался в общество ненавистных ему обывателей, была
любовь к дочери Моша Терпина – Кандиде – обыкновенной светской особе,
представляющая собой премиленькую мещаночку, в которой нет ничего от
романтической женщины-идеала. Прочитав пару стихотворений, она забыла их
содержание, «сносно играла на фортепьянах и даже иногда подпевала; танцевала
новейшие гавоты и французские кадрили и почерком весьма разборчивым и тонким
записывала белье, назначенное в стирку». Можно предположить, что юность и
неопытность Кандиды не дали развиться чертам, свойственным ее отцу. Поэтому
нет ничего удивительного в ее ослеплении Цахесом. Она выходит замуж за
Бальтазара, но отнюдь не потому, что она сумела распознать и оценить его
высокие духовные качества, а потому, что он оказался хорошей партией в
обыденно-мещанском смысле.
Создав образ заурядной
светской красавицы и заставив героя полюбить ее, Гофман с одной стороны,
дополнил этим образом вереницу сатирических персонажей, а с другой, чуть ли не
до основания разрушил романтику образа самого «энтузиаста». Войдя через Кандиду
в контакт с обывателями, Бальтазар делает уступку их вкусам и этикету, ему
приходится приспосабливаться и к светским обычаям, которые царят в доме Мош
Терпина.
Герои обретают свой идеал не
в стране чудес. Поэтичный Балтазар находит свое счастье с шумно-жизнерадостной,
домовитой Кандидой. И самое большое чудо, которым может наградить молодую чету
добрый волшебник, - горшки, где не подгорают и не перекипают кушанья. Валтазар
со своей возлюбленной остаются благополучно существовать в мире жалком и
недобром. И в "Маленьком Цахесе", и во всех фантастических историях,
созданных Гофманом в последние пять лет его жизни, ясно ощущается, что рядом со
счастливой сказочной развязкой притаилась невеселая правда.
Литература
1.
Берковский Н. Я,
Романтизм в Германии.-Л.,1973.
2.
Карельский А.В.
От героя к человеку: Два века западноевропейской литературы.-М.,1990.
3.
Савченко С.
Мастерство Гофмана-сатирика в повести «Маленький Цахес»//Ученые записки
филологического факультета (Киргизский ун-т).-Вып.12. – 1964.-С.211-229.
4.
Художественный
мир Э. Т. А. Гофмана.-М., 1982.
5.
Чавчанидзе Д. Л.
«Романтическая ирония» в творчестве Э. Т. А. Гофмана// Ученые записки МГПИ им.
В. И. Ленина. - №280.-М.,1967.-С.354.
[1] Скобелев А. В. К проблеме соотношения романтической
иронии и сатиры в творчестве Гофмана// Художественный мир Э. Т. А. Гофмана.-М.,
1982.-С.250.
[2] Чавчанидзе Д. Л. «Романтическая ирония» в творчестве
Э. Т. А. Гофмана// Ученые записки МГПИ им. В. И. Ленина. -
№280.-М.,1967.-С.354.
[3] Скобелев А. В. К проблеме соотношения романтической
иронии и сатиры в творчестве Гофмана//Художественный мир Э.Т. А.
Гофмана.-М.,1982.-С.247-263.
Страницы: 1, 2, 3, 4 |