Контрольная работа: Крошка Цахес по прозвищу Циннобер
Контрольная работа: Крошка Цахес по прозвищу Циннобер
Министерство высшего
образования
Карельский государственный педагогический университет
Кафедра литературы
Контрольная работа по курсу
«История зарубежной литературы эпохи
романтизма»
на тему:
«Крошка Цахес по прозвищу Циннобер»
Выполнила:
студентка 3 курса ФФ ОЗО
И.М.Зайцева
Преподаватель:
Н.Г.
Шилова
Петрозаводск, 2005
Введение
Эрнста Теодора Гофмана
(1776-1822), крупнейшего юмориста и сатирика, мастера сказки и фантастической
новеллы, можно справедливо назвать наиболее яркой и характерной фигурой
немецкого романтизма. В историю мировой литературы Гофман вошел как
представитель позднего немецкого романтизма. Основные принципы этого
направления были уже сформулированы и развиты иенскими и гейдельбергскими
романтиками. Характер конфликтов, лежащих в основе произведений Гофмана, их
проблематика и система образов, само художественное видение мира остаются у
него в рамках романтизма. Это и неудовлетворенность обществом, общественными
переменами, и полемика с идеями и художественными принципами просветителей, и
неприятие буржуазной действительности. Однако основной романтический конфликт –
разлад между мечтой и действительностью, поэзией и правдой - у писателя
принимает безысходно трагический характер.
Гофман придерживается
позиций кантовского дуализма, признававшего объективное существование мира
вещей, но считавшего эти «вещи в себе» непознаваемыми, недоступными
человеческому разуму. В представлении Гофмана внешний мир роковым образом
тяготеет над миром внутренним, духовным, превращая жизнь в трагикомедию, в
которой таинственные силы играют человеком, обрекая его на одиночество и
страдания. Стремление примирить эти два враждующих начала – идеала и
действительность, и сознание их непримиримости, неодолимой власти жизни над
поэтической мечтой придает творчеству Гофмана пессимистические тона.
В соответствии с этим
основной темой писателя становится тема искусство и жизнь, основными образами
– художник и филистер, полновластный хозяин жизни. Смысл жизни и единственный
источник внутренней гармонии Гофман видит в искусстве, а единственным
положительным представителем общества – художника. Но искусство для автора
трагедия, а художник – мученик на земле, который особенно остро и болезненно
ощущает противоречия между духовой и материальной жизнью человека.
Особенности
жанра литературной сказки. Соответствует ли «Крошка Цахес» всем параметрам
жанра?
До сих пор не существует
четкого разграничения жанров литературной и народной сказки, а также
общепринятого определения литературной сказки. Первая попытка дать определение
принадлежит Я. Гриму: отличие литературной сказки от сказки народной - в
осознанном авторстве и свойственном юмористическом начале.
Подобную точку зрения
разделяли в 30-60-е гг. ХХ века русские исследователи, отмечавшие при этом
следующие ее особенности:
1.наличие автора;
2.особый литературный стиль;
3.сочетание фантастики с реальностью;
4.глубокий психологизм;
5.тесная связь с мировоззрением писателя;
6.отражение эпохи, в которую была написана литературная
сказка.
Сказочная повесть Гофмана
завершает собой развитие немецкой романтической литературной сказки. В ней
находят отражение многие проблемы, связанные не только с эстетикой и
мировоззрением романтизма, но и с современной действительностью. Сказочная
повесть осваивает пласты современной жизни, используя при этом «сказочные»
художественные средства. В «Крошке Цахесе» присутствуют традиционные сказочные
элементы и мотивы. Это и чудеса, столкновение добра и зла, волшебные предметы и
амулеты; Гофман использует традиционный сказочный мотив околдованной и
похищенной невесты и испытание героев золотом. Но автор скомбинировал сказку и
реальность, тем самым нарушив чистоту сказочного жанра.
Гофман определил жанр
«Крошки Цахеса, по прозвищу Циннобер» как сказку, но при этом отказался от принципа
сказочной гармонии. В этом произведении компромисс «чистоты» сказочного жанра и
серьезности мировоззрения: и то, и другое половинчато, относительно. Автор
видел сказку ведущим жанром романтической литературы. Но если у Новалиса сказка
превращается в сплошную аллегорию или в сновидение, в котором исчезало все
реальное, земное, то в сказках Гофмана основой фантастического является
реальная действительность.
Сочетание реального с
фантастически, действительного с вымышленным – главное требование поэтики
Гофмана. Фантастические сказочные моменты принижены и обытовлены, они
утрачивают свою самоценность и играют подчиненную роль. Скобелев А. В.
определил «Крошку Цахеса» не как сказку, а «повесть с сильно выраженным
эффектом авторского присутствия, что для сказки не характерно; <…>
повесть, иронически оглядывающаяся на сказку, условно сказочная повесть,
играющая в сказку, иронически подражающая ей»[1].
Гофман назвал произведение
«Золотой горшок» «сказкой из новых времен». К этому определению можно отнести и
все прочие сказки. В них «столько же от сказки, сколько от нового времени:
сказочное проявляется в сфере принесенного этим временем буржуазного бытия. И
произведения его <Гофмана> совсем не воспринимаются как сказки – это
скорее до ужаса правдивые повести о силах могучих и неразгаданных, управляющих
человеком и жизнью»[2].
Хотя действия в «Крошке
Цахесе» развертываются в условной стране, но, вводя реалии немецкого быта,
подмечая характерные черты социальной психологии персонажей, автор тем самым
подчеркивает современность происходящего.
Герои сказки – обыкновенные
люди: студенты, чиновники, профессора, придворные вельможи. И если с ними порой
случается нечто странное, они готовы найти этому правдоподобное объяснение. И
испытание героя-интузиаста на верность чудесному миру заключается в способности
видеть и чувствовать этот мир, верить в его существование.
Сказочная сторона
произведения связана с образами феи Разабельверде и мага Проспера Альпануса, но
изменяется характер подачи фантастического: волшебным героям приходится
приспосабливаться к реальным условиям и скрываться под масками канониссы приюта
для благородных девиц и доктора. Повествователь ведет «ироническую игру» и с
сами стилем повествования – чудесные явления описываются нарочито простым,
обыденным языком, в сдержанном стиле, а события реального мира вдруг предстают
в каком-то фантастическом освещение, тон повествователя становится напряженным.
Смещая высокий романтический план в низкий житейский, Гофман тем самым разрушает
его, сводит на нет.
Особое значение обретает
новая для сказочного жанра категория – театральность, которая усиливает в
сказке эффект комического. Театральность определяет принципы построения
сюжетных ситуаций, характер их подачи, выбор фона, выражение персонажами чувств
и намерений. Все эти аспекты подчеркивают условность происходящего, его
искусственность.
Основной
романтический конфликт – это столкновение добра и зла, на этом основан принцип
двоемирия. Каков конфликт этой сказки? Подтвердите свою мысль примерами.
Конфликт является главным
двигателем в любом произведении. Однако у Гофмана он приобретает особое
значение. Столкновение добра и зла – конфликт универсальный и вечный, лежащий в
основе любой формы осмысления мироздания. В «Крошке Цахесе» он преимущественно
романтический, т.е. зло здесь «мировое», абстрактное, глобально разрушительное,
а добро (романтический герой) особенно беззащитно и уязвимо. Но сказочные
законы в сочетании с романтической иронией сглаживают остроту конфликта, делая
его в некотором смысле «игрушечным», что не снимает серьезности проблемы.
Наконец, сказка требует счастливого финала, и Гофман дарит его своим героям и
читателям.
Формально конфликт разворачивается между Цахесом и
Бальтазаром, но каждый герой олицетворяет некую силу, вступившую в
противоборство. Цахес-Циннобер выступает в роли некой фатальной силы,
обличающей бессмысленные законы мироустройства, несправедливое распределения
материальных и духовных благ в обществе, которое изначально предрасположено к
процветанию пороков. Дар феи Розабельверде – это условная причина сказочного
конфликта, Гофман уклоняется от рационального объяснения его истоков.
Мир, преклоняющийся перед
Цахесом – мир филистерской действительности, чуждый романтическому мечтателю
Бальтазару. Художник-энтузиаст ищет спасения от жестокости и несправедливости
жизни в поэзии, грезах, в слиянии с природой, т.е. в идеальном, сказочном
мире. В этом магическом мире он находит душевное умиротворение и помощь
волшебных сил. Но и волшебные силы живут в двух мирах – магическом и земном.
Двоемирие воплощается не
только в том, что «истинные музыканты» несчастны оттого, что филистерский мир
их не понимает, но и оттого, что они сами не могут найти естественной связи с
реальным миром. Искусственно сконструированный искусством мир тоже не выход
для души, уязвленной неустроенностью человеческого бытия.
Уродливому княжеству
Барсануфа противостоит мир мечтателей, поэтический мир возвышенных чувств.
Студент Бальтазар и волшебник Проспер Альпанус совместными усилиями разгоняют
наваждение Цахеса. Но этот мир не изымается из общей иронической стихии,
царящей в повести.
Столкновение двух миров
разрешается в повести сокрушительным поражением филистеров и триумфальной
победой энтузиастов. Но у этого триумфа есть специфическая особенность: он
оформляется автором подчеркнуто театрально. В этом фейерверке чудес отчетливо
ощутима нарочитый перебор. Режиссерская сделанность счастливой концовки
оттеняется еще одним мотивом, уже содержательного плана: свадебным подарком
Проспера Альпануса. Идиллистическая картина сельского домика, «отменная
капуста», небьющаяся посуда и т.п., оборачивается филистерским, мещанским
уютом.
Страницы: 1, 2, 3, 4 |