Контрольная работа: Философия природы в поэзии Н. Заболоцкого 30-х годов
Контрольная работа: Философия природы в поэзии Н. Заболоцкого 30-х годов
ГОУ ВПО
Череповецкий государственный университет
Гуманитарный
институт
Специальность
031001
«Филология
(русский язык)»
Заочное
отделение
Контрольная
работа №40
по
дисциплине: «Русская литература XX
века»
по теме:
«Философия природы в поэзии Н.Заболоцкого 30-х годов».
выполнил: Храмцова Н.Ю.
гр. 2ЗФР-51
проверил: Остренко И.А.
2010 г.
Содержание
Введение
Натурфилософская концепция Н. Заболоцкого
Заключение
Список литературы
Введение
В русской философии и
литературе 30-х годов XX
века антропоцентристское направление почти полностью вытесняет идею «биоцентризма»
(идея единства человека и природы). Усиление антропоцентристских настроений в
науке и культуре объясняется рядом причин: во-первых, активизацией
технократических идей мирового прогресса, обусловленной успехами науки в конце XIX — начале XX вв.; во-вторых, разрушением нравственно-религиозных
представлений русского народа, в том числе интеллигенции, которое особенно
бурно происходило в 1920-30-е гг., место Бога-создателя в массовом сознании
начинает занимать человек; в-третьих, нигилизмом общества по отношению к
прошлому (а в прошлом, в XIX
веке, господствовала идея единства человека и природы), получившим особые
условия для развития после 1917 года.
Творческим ядром
антропоцентристского направления являлись идеи «русских космистов»
К.Циолковского, В.Вернадского, Л.Чижевского и др. Характерные для этого
направления мысли о взаимоотношениях человека и природы высказывает
К.Циолковский, автор не только многочисленных научных трудов, но и
фантастических повестей.
Ученый рассматривает
Землю как неблагополучную среду обитания человека, а космос — как пространство,
имеющее экологические преимущества перед Землей. К.Циолковский предлагает
технократическую по своей сути программу изменения климата и ландшафта Земли
для удобства человека, призывает уничтожить все «несовершенные», «вредные»
формы растительной и животной жизни (это же он считает полезным сделать и на
других планетах), ликвидировать все моря и океаны, чтобы заселить
освободившиеся пространства увеличивающимся населением, создать с помощью
продуманного отбора новый вид человека (в литературе этого времени формировался
новый герой, многими своими чертами близкий предлагаемому ученым человеку
будущего) — «великодушного, общественного, долголетнего, талантливого,
здорового, плодовитого, красивого». Не случайно позиция К.Циолковского была
названа позже антропоэкокосмизмом.
В художественной
литературе подобные представления породили в 1920-30-е годы обширнейшее
направление — произведения о преображении природы руками человека, о так
называемой «второй природе». Это нашло отражение в пролетарской поэзии и поэзии
футуристов, в «производственной» и «деревенской» прозе, в художественной
фантастике и др. Произведения названного направления утверждали в массовом
сознании не только новые научные и философские идеи, но и представления о
прекрасном, гармонии (они ориентированы не на «живое», а на «мертвое», на
«язык» математики, техники), о роли и формах пейзажа в художественном
произведении. При разных жанрово-стилевых ориентациях авторы тяготели к единому
принципу изображения «второй» природы: отстраненность от реальной картины,
идеализирующая типизация, символизация изображения, метафоричность стиля.
Названное философское
направление сыграло роль связующего звена между XIX и XX
веками в понимании и художественном изображении природы и человека. Природа
виделась писателям первичной по отношению к человеку, влияющей на его жизнь,
формирующей нравственные и эстетические представления как отдельного человека,
так и целого народа. В литературе ставилась задача изучения и защиты природы
(развивается природоведческое направление, но, в силу создавшихся условий,
гораздо менее значительное, чем во второй половине XIX века), воссоздания в художественном произведении
полноты ее реальной жизни, изображения ее как самостоятельного объекта
изучения. К этим художникам следует отнести часть крестьянских писателей 1920-х
годов, часть писателей старшего поколения, верных традициям литературы XIX века; а также М.Пришвина,
Вяч.Шишкова, М.Шолохова, К.Паустовского и др. К ним присоединялись наделенные
даром предвидения писатели, ранее увлеченные антропоцентризмом, например
А.Платонов. В 1930-е годы он пишет о богатстве и красоте природы, о
необходимости облагораживания ею человечества, в человеке видит не базисную, а
надстроечную силу. Названным писателям нужно было проявить мужество, чтобы
остаться верными своей позиции, т.к. она оказалась противостоящей официальной
идеологии и политике и оценивалась как враждебная по отношению к ним.
Натурфилософская
концепция Н. Заболоцкого
Одним из поэтов, которые посвящали
свои произведения проблеме «человек и природа», был Николай Алексеевич
Заболоцкий. В своих произведениях 30-х годов он изложил свое видение этой
проблемы. Рассвет творчества поэта пришел на рубеже тридцатых годов, которые
ломали жизнь миллионам людей. Его поэзия не криклива — это разговор по душам,
вдумчивый взгляд художника на жизнь, природу, на человека. Заболоцкий старался
найти в ней выход своим мыслям о смысле жизни, о предназначении человека в этом
мире. Поэт старался найти и обосновать свое место среди людей. Его литературное
наследие невелико. Оно включает в себя томик стихотворений и поэм, несколько
томов поэтических переводов, немногочисленные заметки о поэтах и писателях,
произведения для детей. Преданность своему делу была характерной чертой
писателя, и, несмотря на трудную жизнь, он сумел вписать новое, весомое слово в
русскую поэзию.
На взгляды поэта, как он
сам признавался, огромное влияние оказали Энгельс в своей «Диалектике природы»
и Циолковский, с философскими произведениями которого он познакомился в самом
начале 30-х годов. Прежде всего его поразила близость многих идей Циолковского
к его собственным заветным мыслям. Заболоцкий полностью принимает у
Циолковского его «мысли о будущем Земли, человечества, животных и растений».
Так же в своем творчестве поэт опирался на идею Хлебникова: "Я вижу
конские свободы я равноправие коров", доводя эту поэтическую метафору до
настоящего (утопического) учения в поэмах «Торжество земледелия», «Безумный
волк», «Лодейников» и другие.
В основе натурфилософской
концепции Заболоцкого - представление о мироздании как единой системе,
объединяющей живые и неживые формы материи, которые находятся в вечном
взаимодействии и взаимопревращении. Развитие этого сложного организма природы
происходит от первобытного хаоса к гармонической упорядоченности всех ее
элементов. И основную роль здесь играет присущее природе сознание, которое, по
выражению К. А. Тимирязева, "глухо тлеет в низших существах и только яркой
искрой вспыхивает в разуме человека". Поэтому именно человек призван взять
на себя заботу о преобразовании природы, но в своей деятельности он должен
видеть в природе не только ученицу, но и учительницу, ибо эта несовершенная и
страдающая "вековечная давильня" заключает в себе прекрасный мир будущего
и те мудрые законы, которыми следует руководствоваться человеку. В 1929—30 поэт
напишет натурфилософскую поэму «Торжество земледелия», затем поэму «Безумный
волк». Это был его поэтический проект установления единства мироздания,
объединения живых и неживых форм материи, умножения чистоты и гармоничности
отношений человека с природой.
«Торжество земледелия» –
идейный итог ранней натурфилософской лирики Заболоцкого. «Человек бесклассового
общества, который хищническую эксплуатацию заменил всеобщим творческим трудом и
плановостью, не может в будущем не распространить этого принципа на свои
отношения с порабощенной природой. Настанет время, когда человек – эксплуататор
природы превратится в человека – организатора природы», – так пытался поэт
объяснить замысел своего произведения в ответ на уничтожающую критику его
поэмы. В поэме "Торжество земледелия" утверждается, что миссия разума
начинается с социального совершенствования человеческого общества и затем
социальная справедливость распространяется на отношения человека к животным и
всей природе.
Время действия поэмы – коллективизация.
Социальное переустройство рассматривалось Заболоцким как начало радикального
преображения мира. «Пролог» к поэме открывается зрелищем расхристанной, беспризорной
природы («Тут природа вся валялась В страшно - диком беспорядке»). Такой облик
мира, конечно, не реалистическое его отражение, а тот идейный образ, который
соответствует представлению о глубинном законе энтропии и смерти, царящем в
нем. Так явленная наличная, природная данность – своеобразный философский
аргумент поэта, приводящий к дальнейшим выводам о необходимости нового в ней
порядка. Природа как будто сама стремится к нему, а человек, ее разум, авангард
эволюции, выражает это стремление и осуществляет его.
Такому взгляду на природу
Заболоцкий остался, по существу, верен на протяжении всего своего творчества, изменилась
лишь художественная форма выражения. В ранний период она – резче, эксцентричнее,
в поздний – спокойнее, классически уравновешеннее, но мысль та же. В «Торжестве
земледелия» мир не просто перестраивается, а радикально преображается,
начинается настоящая онтологическая революция, призванная установить «новое
небо» и «новую землю».
Мы же новый мир устроим
С новым солнцем и травой.
Это, конечно, высшая цель,
предел дерзаний, и к ней ведет не один этап. Это утверждается в поэме «Безумный
волк» (1931), непосредственно примыкающей к «Торжеству земледелия». Природа,
явленная в восходящих формах жизни вплоть до ее вершины - человеческого
сознания, - основной предмет, занимающий ум и воображение Заболоцкого. Это
природное восхождение выстраивалось для него в иерархию возрастающей ценности.
Небытие, куда возвращается индивидуальная жизнь после смерти, где уничтожается
организация и форма - область распада и хаоса, - вообще лежит вне ценностного
определения. Только жизнь имеет настоящий смысл.
Страницы: 1, 2, 3 |