Изложение: Толстой: Война и мир. Том 2
Вскоре
после святок Николай объявляет о своем твердом решении жениться на Соне, так
как любит ее. Мать пытается этому противиться, но отец чувствует себя виноватым
за расстройство дел. Графиня враждебно относится к Соне, называет ее
интриганкой. С твердым намерением, устроив в полку свои дела, выйти в отставку,
приехать и жениться на Соне, Николай, грустный и серьезный, в разладе с
родными, но, «как ему казалось, страстно влюбленный», в начале января уехал в
полк. Здоровье графини пошатнулось, устройство дел также требовало решительных
мер, и в конце января граф вместе с Соней и Наташей едет в Москву.
Часть 5
Пьер
после сватовства князя Андрея и Наташи понимает, что вести ту жизнь, которую он
вел раньше, невозможно. Он прекращает делать записи в дневнике, избегает
общества братьев-масонов, начинает опять ездить в клуб, много пить и т. д. Он
всем подряд раздает деньги, танцует на балах, «если нет кавалера», со всеми
одинаково любезен. Пьер с ужасом вспоминает, что когда-то он то «желал
произвести республику в России, то самому быть Наполеоном, то философом, то
тактиком, победителем Наполеона... а вместо всего этого — вот он — богатый муж
неверной жены, камергер в отставке, любящий покушать, выпить и, расстегнувшись,
слегка побранить правительство, член московского Английского клуба и всеми
любимый член московского общества». Пьер понимает бессмысленность своего
существования, но не может ничего предпринять.
В
начале зимы старый князь Болконский вместе с княжной Марьей и внуком также
приезжают в Москву. Княжна Марья тяготится московской жизнью, ей не с кем
поговорить, светские увлечения ей чужды. Кроме того, характер
Болконского-старшего стал совершенно невыносимым: сказывается старость. Он
приближает к себе мадемуазель Бурьен, а по адресу княжны Марьи постоянно
злословит, отпускает колкости. Однако к графу периодически съезжаются старые
военные, которые ведут разговоры о политике. Старики осуждают новые увлечения
молодежи, в их среде господствуют антифранцузские настроения. К Болконским
приходит Пьер, они разговаривают с княжной Марьей. Пьер сообщает, что в Москву
приехал Борис Друбецкой, который, судя по всему, своей задачей поставил выгодно
жениться и теперь лишь не знает, «кого атаковать» — княжну Марью или Жюли
Карагину. Пьер с сарказмом говорит, что теперь в моду вошло «быть
меланхоличным» и, чтобы понравиться московским девицам, нужно непременно вести
себя так, что и делает Борис Друбецкой. ясна Марья ожидает приезда Андрея и его
женитьбы не без страха и не без ревности.
Женитьба
на богатой невесте в Петербурге Борису не удалась, а с этой же целью он
приезжает в Москву. Княжна Марья, которая кажется Друбецкому привлекательнее
Жюли Карагиной, холодно принимает Бориса, поэтому Борис начинает ездить в дом
Карагиных. Вокруг Жюли вьется. множество потенциальных женихов, основное
настроение в их среде - меланхолия — поются грустные романсы, пишутся стихи в
альбом о тщете всего земного. Несмотря на свои ухаживания, Борис чувствует
отвращение к Жюли, к ее неестественности, он еще верит в возможность настоящей
любви и не решается сделать предложение. У Жюли возникают сомнения, она решает
ускорить дело и, когда в их гостиной появляется Анатоль Курагин, вдруг, оставив
свою меланхоличность, начинает быть к нему очень внимательна. Мысль остаться в
дураках и даром потерять весь этот месяц «тяжелой меланхолической службы у
Жюли» неприятна Борису. На следующий день он приезжает к Жюли и, перебарывая
отвращение, признается ей в любви. Согласие получено, и скоро должна состояться
свадьба.
Приехавший
в Москву Ростов-старший вместе с Наташей идет с визитом к Николаю Андреевичу
Болконскому. Когда докладывают об их приходе, старый князь кричит из-за двери
княжне Марье, что не примет гостей, что они ему не нужны. Княжна встречает
Наташу и ее отца, и то предвзятое чувство, которое в ней уже было,
подтверждается: Наташа показалась ей «слишком нарядной, легкомысленной и
тщеславной». Наташа оскорблена таким приемом, Ростов-старший ретируется,
памятуя о своей давнишней стычке с Болконским-старшим где-то в военном штабе.
Из-за этого Наташа принимает небрежный тон, который еще больше отталкивает от
нее княжну Марью. Несколько минут продолжается притворный, неестественный
разговор, затем выходит князь в ночном колпаке и халате, критическим взглядом
окидывает Наташу, извиняется, говорит, что не знал об их приезде, и удаляется.
Княжна Марья и Наташа молча смотрят друг на друга, все больше и больше чувствуя
антипатию. Наташа холодно прощается и уезжает. До обеда она плачет у себя в
комнате, а Соня ее утешает. Вечером Ростовы едут в оперу. Там они встречают
знакомых — Бориса с Жюли, Долохова, который является «центром притяжения
блестящей молодежи Москвы». О нем ходят легенды, что он был на Кавказе, у
какого-то владетельного князя в Персии был министром, убил брата шаха и проч.
По словам знакомых, теперь вся Москва с ума сходит по Долохову и Анатолю
Курагину. На сцене начинается действие. Наташа опьянена происходящим вокруг.
Через некоторое время входит опоздавший Анатоль Курагин. Увидев Наташу, он
подходит к Элен, которая находится здесь ясе, и спрашивает ее, кто это такая. В
антракте Курагин смотрит на ложу Ростовых, Наташа поворачивается так, чтобы ее
было видно в профиль, по ее понятиям, в самом выгодном положении. После второго
акта Элен просит графа познакомить ее с дочерьми, приглашает Наташу к себе в
ложу, та идет. В следующем антракте в ложу Элен приходит Анатоль. Элен
представляет Курагина Наташе. Курагин упоминает, что у них устраивается
«карусель в костюмах» и Наташе надо непременно в этом участвовать. Наташа
замечает, что он смотрит на ее оголенные руки и плечи, и понимает, что Анатоль
восхищается ею. Ей было немного тяжело от его присутствия, «но, глядя ему в
глаза, она со страхом чувствовала, что между им и ею совсем нет той преграды
стыдливости, которую она чувствовала между собой и другими мужчинами». Наташа
почувствовала свою близость к этому человеку, они беседуют о самых простых
вещах. Анатоль говорит пошлости, Наташа слушает его. Только приехав домой,
Наташа вспоминает о князе Андрее и ахает от ужаса. Ее мучают угрызения совести,
которые не мучали, когда она была в обществе Элен и чувствовала обаяние
порочности, исходившее от этой женщины.
Анатоль
Курагин живет в Москве, так как отец поставил ему условие жениться на богатой
невесте. Но так как богатые невесты по большей части дурны собой, Анатоль ни с
кем не сближается. Кроме того, он два года уже женат, так как в Польше один
небогатый помещик заставил Анатоля жениться на своей дочери. Анатоль бросил
свою жену и за деньги, которые он условился выслать тестю, выговорил себе право
слыть холостым. «Анатоль не был игроком, не был тщеславным, ему было совершенно
все равно, что о нем думали. Он не был честолюбив и несколько раз портил свою
карьеру, смеясь над всеми почестями. Скупым он также не был и не отказывал
никому, кто просил у него. Единственное, что он любил, — это веселье и
женщины». Анатоль снова сближается с Долоховым, которому он нужен для приманки
знатных молодых людей в свое игорное общество. Дол охов с Анатолем обсуждают
достоинства Наташи, Анатоль заявляет, что «любит девочек», До-лохов напоминает,
что «один раз он уже попался на девочке». Анатоль в ответ смеется и говорит,
что два раза на одном и том же не попадаются.
Наташа
Ростова по-прежнему ждет Андрея Болконского, но в то же время не может не
вспоминать о Курагине. Вскоре к ростовым приезжает сама Элен. Несмотря на то,
что прежде у нее была Досада на Наташу за то, что она в Петербурге отбила у нее
Бориса, она постаралась об этом забыть. Элен тайком сообщает Наташе, что ее
брат «вздыхает о ней». Наташа попадает под влияние Элен, она ослеплена ее
светским блеском. Элен приглашает Наташу на маскарад, о котором упоминал в
театре Анатоль. Знакомая Ростовых Марья Дмитриевна, предостерегает Наташу от
знакомства с Без-уховои, но все-таки советует развеяться. Граф Илья Андреич
везет своих дочерей к графине Безуховой. Анатоль поджидает их у входа и тут же
увязывается за Наташей. «Как только Наташа его увидала, то же, как и в театре,
чувство тщеславного удовольствия, что она нравится ему, и страх от отсутствия
нравственных преград между ею и им охватил ее». Элен гостеприимно встречает
Наташу, восхищается ее красотой и туалетом. Во время тура вальса Анатоль
говорит Наташе, что она обворожительна и что он любит ее. «Она почти ничего не
помнила из того, что было в этот вечер». Отец предлагает ей уехать, но Наташа
просит остаться. Она выходит в уборную оправить платье, с ней выходит Элен.
Здесь же появляется Анатоль, Элен сразу куда-то исчезает. Анатоль снова говорит
о своей любви, целует Наташу. Вернувшись домой, Наташа мучается вопросом, кого
она любит: Анатоля или князя Андрея. Она не знает, что ей делать, потому что ей
кажется, что она любит обоих. На следующий день графиня делает визит
Болконскому-старшему, вернувшись домой, рассказывает, что он сумасброд и
по-прежнему ничего слышать не хочет. Графиня предлагает ехать всем в Отрадное и
там дожидаться жениха, «иначе без ссоры с отцом не обойдется». Наташа невольно
вскрикивает: «Нет!» Наташе передают письмо от княжны Марьи, в котором та просит
извинения за свое поведение при последней встрече. Одна из служанок под
страшным секретом приносит письмо от Анатоля, в котором он клянется в любви,
говорит, что знает, что родные Наташи ему ее не отдадут, обещает похитить и
«увезти на край света». В этот вечер Ростовы уезжают к знакомым, Наташа под
предлогом головной боли остается дома.
Вернувшись
поздно вечером, Соня входит в комнату Наташи и к своему удивлению видит ее
нераздетой, спящей на диване. Она замечает на столе письмо от Анатоля,
прочитывает его и ужасается. Наташа просыпается, Соня упрекает ее за
непостоянство, напоминает, что она видела Анатоля только три раза. На это
Наташа отвечает: «Мне кажется, я сто лет люблю его... Как только я увидала его,
я почувствовала, что он мой властелин, и я раба его, и что я не могу не любить
его... Что он мне велит, то я и сделаю». Соня продолжает упрекать ее, говорит,
что, возможно, он неблагородный человек, угрожает, что сама напишет письмо Анатолю
и расскажет обо всем Наташиному отцу. Наташа в ответ кричит: «Мне никого не
нужно! Я никого не люблю, кроме его!» Прогоняет Соню, расплакавшись, убегает.
Наташа садится за стол и пишет ответ княжне Марье, в котором говорит, что все
недоразумения между ними улажены и что она не может быть женой князя Андрея.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6 |