Изложение: Толстой: Война и мир. Том 2
На
бал прибывает огромное количество гостей. Ростовым шепотом сообщают последние
новости. Среди вновь прибывших они видят двух некрасивых девушек, наследниц
больших состояний, за которыми увиваются «женихи» — Анатоль Курагин и Борис
Друбецкой. Появляется Пьер, сопровождающий свою «блестящую» жену, беседует с
Андреем Болконским, который присутствует здесь же. Начинаются танцы. Наташу
никто не приглашает, и Пьер просит князя Андрея протанцевать с ней круг. Увидев
Наташу, Болконский вспоминает ночь в Отрадном. Она счастлива танцевать с ним.
После князя Андрея Наташу приглашают и другие кавалеры, в том числе и Борис.
Наташа не замечает тонкостей светского этикета, ее больше привлекает сам танец,
она по-настоящему счастлива. Один из танцев она вновь танцует с князем Андреем.
Тот рассказывает девушке, что слышал ее страстный монолог ночью в Отрадном,
Наташа словно оправдывается в ответ. Болконскому нравится ее
непосредственность, нравится и то, что она еще не испорчена светскими
условностями. Андрей любуется Наташей, а в перерыве между танцами даже
загадывает: если Наташа сейчас подойдет к своей кузине, то станет его женой.
Наташа действительно подходит к кузине. Болконский одергивает себя,
недоумевает, почему ему в голову приходят подобные глупости. Наташа видит
несчастного Пьера, который оскорблен и унижен положением, которое занимает в
свете его жена. Наташа пытается подбодрить Безухова, не понимая, как можно
такому замечательному человеку не радоваться в такой замечательный день.
На
следующий день князь Андрей вспоминает бал и Наташу. К нему приходит один из
чиновников, чтобы сообщить об открытии Государственного совета. Это событие,
которому раньше князь Андрей уделил бы много внимания, теперь кажется ему
мелким и незначительным. Он отправляется на обед к Сперанскому, где
присутствуют также и другие «реформаторы». Они «веселятся», отпуская «умные»
шутки, но их веселье кажется Болконскому вырученным. «Тонкий звук голоса
Сперанского неприятно поражал его, и неумолкавший смех своею фальшивою нотой
почему-то оскорблял чувства князя Андрея». Все, что бы ни делал Сперанский
представляется Андрею надуманным и наигранным. Болконский уходит рано, дорогой
вспоминает обо всех заседаниях Совета, членом которого состоит, в частности,
Берг, на которых много времени тратится на обсуждение формы вместо того, чтобы
решать насущные вопросы. Эта работа теперь кажется Андрею пустой и ненужной, и
он сам удивляется, как раньше не понял таких очевидных вещей. На следующий день
Болконский едет к Ростовым и остается у них обедать. После обеда Наташа играет
на клавикордах и поет. Слушая ее пение, князь Андрей чувствует «очищение». «Он
посмотрел на поющую Наташу, и в душе его произошло что-то новое и счастливое.
Он был счастлив, и ему вместе с тем было грустно. Ему решительно не о чем было
плакать, но он готов был плакать. О чем? О прежней любви? О маленькой княгине?
О своих разочарованиях?.. О своих надеждах на будущее?.. Да и нет. Главное, о
чем ему хотелось плакать, была вдруг живо сознанная им страшная
противоположность между чем-то бесконечно великим и неопределимым, бывшим в
нем, и чем-то узким и телесным, чем он был сам, и даже была она. Эта
противоположность томила и радовала его во время ее пения». После возвращения
домой князь Андрей долго не может заснуть, он думает о том, что нужно жить, что
не надо замыкать себя в узкие рамки, понимает, что Пьер тогда на переправе был
прав.
Берги
устраиваются на новой квартире и, чтобы упрочить свое положение в обществе,
приглашают гостей. Среди приглашенных — Пьер, Ростовы, Болконский. На вечере,
который ничем не отличается от других подобных вечеров, Пьер замечает, что
между князем Андреем и Наташей что-то происходит. Князь Андрей говорит, что ему
нужно побеседовать с Пьером, но во время вечера это у них не получается.
Князь
Андрей все чаще начинает бывать у Ростовых, все прекрасно понимают, зачем он
ходит, и пребывают в ожидании. Через некоторое время князь Андрей сообщает
Пьеру, что намерен жениться на Наташе. Пьер поддерживает друга, говорит, что
«эта девушка — сокровище» и что счастливее его человека не будет. Князь Андрей
уезжает, Пьер остается в унынии — «чем светлее представлялась ему судьба князя
Андрея, тем мрачнее представлялась своя собственная ».
Андрей
едет к отцу спрашивать разрешения жениться. Тот после некоторого раздумья
согласие дает, но требует, чтобы Андрей подождал год: у них с Наташей разница в
возрасте, кроме того, у князя Андрея сын. Князь Андрей не появляется у Ростовых
три недели (именно столько заняла поездка к отцу). Наташа никуда не хочет
выезжать, тайно от всех плачет и не является, как обычно, по вечерам к матери.
Наконец Болконский приезжает, говорит с графиней, делает предложение Наташе.
Родители дают согласие, в разговоре с Наташей Андрей упоминает о том, что их
свадьба не может состояться раньше, чем через год. Наташа не понимает, зачем нужен
год, если они любят друг друга. Она говорит, что полюбила князя Андрея в его
первый приезд в Отрадное.
Помолвка
широко не объявляется: Андрей настоял на этом из-за того, что, связывая себя,
не хотел в то же время связывать Наташу. Накануне своего отьезда из Петербурга
князь Андрей привозят к Ростовым Безухова, сообщает Наташе, что посвятил Пьера
в их тайну, и просит обращаться к нему, если во время его отсутствия что-нибудь
произойдет. Во время отъезда Наташа не плачет, но несколько дней после этого она
«сидела в своей комнате, не интересовалась ничем и только говорила иногда:
«Зачем он уехал?» Но через две недели после его отъезда она, «так же неожиданно
для окружающих ее, очнулась от своей нравственной болезни, стала такая же, как
прежде, только с измененною нравственной физиономиею, как дети с другим лицом
встают с постели после продолжительной болезни».
В
Лысых Горах жизнь тем временем идет своим чередом. Старый князь становится еще
более ворчливым и неуживчивым, княжна Марья воспитывает Николая, сына Андрея,
делается еще более религиозной. Она замечает перемену, произошедшую в Андрее во
время его последнего приезда, а вскоре и сам Андрей из Швейцарии сообщает о
своей помолвке с Наташей. Проходит половина от назначенного отцом времени.
Княжна Марья тем временем принимает у себя странниц, читает писание и проч. В
конце концов она тоже решает отправиться странствовать и даже припасает для
себя дорожную одежду. Но жалость к отцу и маленькому Николеньке удерживают ее
от подобного шага.
Часть 4
Ростов
по-прежнему живет в полку, он «стал загрубелым добрым малым». В 1809 году в
письмах от родных он все чаще чувствует тревогу — дела приходят в упадок. Между
прочими новостями ему сообщают о помолвке Наташи и Болконского, а в последнем
письме графиня отчетливо пишет, что если Николай не приедет и не займется
делами, то все имение пойдет с молотка. Сослуживцы устраивают Ростову
торжественные проводы, и он отправляется в отпуск. По приезде домой Ростов
видит по-прежнему любящую его Соню, Наташу, которая поражает его своей
«взрослостью». Наташа рассказывает ему свой «роман» с князем Андреем, а на
вопрос, любит ли она Болконского, отвечает: «Я была влюблена в Бориса, Учителя,
в Денисова, но это совсем не то. Мне покойно, твердо. Я знаю, что лучше его не
бывает людей, и так мне спокойно, хорошо теперь. Совсем не так, как прежде...»
Ростов
начинает заниматься хозяйством, и первое его дело —. это увольнение Митьки,
управляющего-вора. На глазах у всей дворни Ростов пинком вышвыривает его с
крыльца. На следующий день отец пытается вступиться за «Митеньку», оправдать
его. Ростов извиняется перед отцом и с тех пор перестает вмешиваться в
хозяйственные дела. Однажды графиня говорит ему, что у нее есть вексель на 2
тысячи от Анны Михайловны Друбецкой, и спрашивает, как ей поступить. Николай
отвечает, что он не любит ни Анны Михайловны, ни Бориса, но когда-то они были с
ними дружны, и рвет вексель.
В
сентябре Ростовы и их дядюшка, дальний родственник и сосед, едут на охоту.
Дядюшка — опытный охотник, он кстати и некстати повторяет присказку: «Чистое
дело — марш». На охоте затравливают волка, затем травят зайца. Ростовы
принимают предложение дядюшки ночевать у него в деревне Михайловке. Дядя
угощает их с истинно русским размахом — травник, наливки, грибки, сотовый мед и
т. д. Раскрасневшаяся и оживленная, Наташа также участвует в разговоре. Дядюшка
рассказывает, что он живет так всю жизнь, нигде не служит, потому что ничего не
понимает в службе. Кучер Митька приносит балалайку и начинает играть. Когда он
заканчивает, Наташа просит сыграть еще. Митька исполняет «Барыню» с «переборами
и перехватами». Дядюшка берет гитару и тоже поет («По улице мостовой»). Наташа
танцует. «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она
дышала, — эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, — этот дух,
откуда взяла она эти приемы, которые pas de chale давно бы должны были
вытеснить? Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые,
русские, которых и ждал от нее дядюшка... Она сделала то самое и так точно... что
Анисья Федоровна, которая тотчас подала ей необходимый для ее дела платок,
сквозь смех прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в
шелку и в бархате воспитанную графиню, которая умела понять все то, что было в
Анисье и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке»
(Анисья Федоровна управляет хозяйством у дядюшки). Дядя еще поет вместе с
Наташей народные песни, а утром Ростовы возвращаются домой.
Дела
Ростовых идут все хуже. Идет речь о продаже богатого подмосковного имения.
Графиня пытается женить выгодно Николая и предпринимает к этому определенные
шаги — пишет своим знакомым.
Наташа
тоскует без Андрея, идет серая, однообразная жизнь. Наступают святки. Приходят
ряженые. Наташа и остальные Ростовы облачаются в костюмы; Наташа наряжается
черкесом. Затем едут кататься, в гостях у знакомых рассказывают святочные
истории.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6 |