Характер, его строение и формирование. Характер и личность
Характер, его строение и формирование. Характер и личность
Характер, его строение и формирование. Характер и
личность
Характер
– совокупность устойчивых психических качеств, связанных с привычными, типовыми
способами поведения. Структурное определение (диагностический подход): характер
– прижизненное проявление темперамента в определенной социальной среде. Основа
характера: врожденный темперамент. Функциональное определение (личностный подход):
характер – форма поведения, необходимая для сохранения имеющейся структуры
мотивов. Основа – возникающие личностные проблемы. Свойства характера –
возможные способы решения проблем. А. Адлер: характер – индивидуальный
жизненный стиль.
Характер
как индивидуальный стиль. Подходы к изучению характера: 1) характер и
темперамент. Темперамент как основа характера. 2) характер и личность. Личность
как социальный индивид. Характер – объединение способностей (содержание) и
темперамента (форма). Это форма, позволяющая освоить важное для социального
индивида содержание.
Строение
характера. Единица анализа: индивидная черта. Факторный анализ. (?1) Строение
характера с точки зрения содержания. Ананьев: характер – система отношений.
Маркс: сущность человека есть весь ансамбль общественных отношений. Черта
характера – отношение социальной личности к жизненным условиям ее развития.
Связь семейной поддержки с IQ: расходящееся и перекрестное взаимодействие –
отличия в качественном различии выводов. Не всякое отношение есть черта
характера, а только существенное. Какое? 1) к природе (экосознание). 2) к
социальным условиям. 3) к самому себе. Для определения характера вводят понятие
“направленности личности”. 1) направленность личности: структура отношений
тесно связана с мотивационной структурой. 2) сила характера – выраженность
этого отношения. 3) цельность характера – согласованность отношений меду
чертами. Направленность личности: строение и развитие мотивационной сферы
личности, степень иерархизации и внутренней согласованности которой определяют
качественное своеобразие характера, его силу и цельность.
Формирование
стиля поведения и стиля жизни: характер защищает сложившуюся структуру мотивов.
Кант: “характер – форма поведение, которая обеспечивает защиту наличной структуры
мотивов и выбор в неопределенной ситуации”, “характер – достоинство человека”.
Кант говорит о том, что не у всех есть характер: “поведение человека без
характера зависит от случая”. Нет характера, но есть форма поведения. Характер
защищает структуру мотивов. Если в ней есть конфликт, то проявляются негативные
функции психологической защиты. Защитный механизм обеспечивает временное снятие
тревоги, позволяет не растеряться в конкретной ситуации. Характер удаляет от
решения проблем. В. Райх: телесно ориентированная терапия. Сначала надо
разрешить собственные проблемы, а потом помогать другим. Когда Оно начинает
говорить, то сколько не разговаривай, обнаружишь все больше вербальных проблем
(терапия Фрейда: “излечение словом”). Уход от проблемы через ее объяснение.
Представленность личностных проблем в теле – телесный защитный панцирь.
Характер препятствует выходу противоречий. Жесткая форма мешает развитию
личности, т.к. любая ситуация представляется типовой. Нужно уметь распускать
защитный панцирь. Поступок – привычка – характер – судьба. А. Адлер (учение З.
Фрейда): человек как социальный индивид. Чувство общности – чувство, с которого
начинается личность. Чувство общности блокируют: 1) авторитетное воспитание. 2)
физическая агрессия. 3) излишняя эмоциональная опека. Комплекс неполноценности
может быть компенсирован. Компенсация: 1) самого комплекса, без устранения
причины (социальный комплекс). 2) преобразование источника комплекса. Жизненный
стиль – стратегии, способы достижения цели. Конструктивный жизненный стиль
позволяет достигать цели. Уникальность характера – уникальность собственного
решения своих проблем.
Формирование
и развитие характера. Подходы: (1) структурный. Характер – прижизненное
развитие темперамента. М. М. Бахтин: многие литературные герои описываются
через постоянный характер. (2) функциональный. Характер – квазикачество.
Строение функции: человек становится кем-то ради жизненного принципа.
Выготский: черты характера, и он в целом – ВПФ, которые строятся на основе
натуральных.
3.
Основные подходы к типологии индивидуальности. Акцентуации характера.
Индивидуальность
– совокупность психических качеств, способов поведения субъекта, которая
отличает его от других. Она определенным образом организована.
Проблема
выделения типов характера: емкость и тип. 1) емкость – совокупность свойств и
типов поведения. Тип – их взаимосвязь и взаимообусловленность. Свойства
предполагают друг друга. 2) емкость – сумма. Тип – целое. Понимание
целостности: у типа выделяют несколько структурных качеств (2 – 3), которые
объединяют, задают структуру остальным. Стратегии построения типов: 1) снизу –
эмпирическая. Индукция. 2) сверху – стратегическая. Дедукция. Задачи выделения
типологии: 1) объяснительная. Возможность установления психотелесных
соответствий. Гиппократ, Кречмер, Шелдон. 2) описательная. Описание классов
характера. Тип характера– отклонение, связанное с социальной
неприспособленностью. Аномалия – индивидуально-типовой портрет. Ганнушкин,
Личко. 3) терапевтическая. Получение возможности понять свой характер, получить
возможности управления социальным поведением. Дедукция: через выделение общих
черт индивидуальности. К. Г. Юнг: психологические типы.
Строение
тела и характер. Э. Кречмер (немецкий психиатр). Выделение и описание основных
типов телосложения. Связь телосложения с психическим обликом. “Тип” – целостная
структура, а не совокупность. Шаг № 1: факты. Типы телосложения – идеальные
типы. Проблема: чистые и смешанные типы. 3 основные конституции. Ключевой
признак типа: лицо. Тип (1) Астеник (Чехов: “тонкий”): слабое развитие
мускулатуры, узкие плечи, впалая грудная клетка, впалый живот. Лицо: угловой
профиль (вытянутый нос и скошенный подбородок). (2) атлетик: развитая
мускулатура, широкие плечи, крупная голова, узкие бедра. (3) пикник (Чехов:
“толстый”). Лицо: фас – пятиугольник (скулы особо выделяются за счет жировых
отложений). Соотнесение типа телосложения с психическими заболеваниями. Выделил
типовые на основе 2 заболеваний: 1) шизофрения (Sch). Э. Блейлер: “шизофрения”
(впервые). Основной признак – аутизм. Ориентация на себя – искаженное
восприятие мира. Аутистическое мышление – уход от реальности. 2) циклический
(маниакально-депрессивный) психоз. Резкая смена настроения: беспричинная
радость – беспричинное уныние. Вывод: связь шизофрении и типов астеник,
атлетик; связь МДП и типа пикник (надежный факт). Шаг № 2: интерпретация. 1)
Кречмер и др. Отсутствие качественной грани между нормой и патологией.
Количественные отличия: малая психиатрия – невроз. Шизофрения и МДП – центры
более общих образований (изучал истории болезни не только пациентов, но и
родственников). Аномалии характера, соответствующие им: шизоид (испытывает
трудности в социальной жизни) и циклоид. Малая психиатрия: индивидуальные типы
характера. Ганнушкин: типы – психопатии. Циклоид: общителен, открыт миру,
доброжелателен. Принимает мир таким, каков он есть. Активный, деятельный
(сангвиник Гиппократа; Павлов, Айзенк). Редко доводит дела до конца. Существует
зависимость от окружения, т.к. в эмоциональных ситуациях ему необходимо
выговориться. Может потерять себя, раствориться в среде. Эмоциональная шкала:
постоянная радость – постоянная грусть. Не в состоянии контролировать эмоции.
Шизоид: замкнут, крайне раздражителен. Противостоит миру. Навязывает ему свои
нормы. Ориентирован на себя: “напоминает готический замок – снаружи скромен и
бесцветен, внутри – роскошные пиры”. Редко имеет друзей, его партнер должен
отвечать некоторому идеалу: “если я тебя придумала, стань таким, как я хочу”.
Эмоциональная сфера: крайняя чувствительность (ранимость) – эмоциональная
тупость (полное внешнее безразличие к окружающим). 2) только Кречмер. От
пограничных расстройств – к нормальной индивидуальности. Предположение о
существовании общих биотипов. Биотип – единство телесных и психических черт.
Изучение на вождях и героях. Исследователи, писатели, политики: нашел мало.
Только описание, нет объяснения. Циклотимик: доверяет чувствам, а не разуму.
Богатая интуиция мыслителя. В политике склонен к компромиссам. Шизотимик:
предпочитает науки, где нужно обобщать. Мир изначально схематизируется.
Основная ориентация на себя. Ориентация на поиск внутренних причин. В политике
– яркие революционеры.
У.
Шелдон. Выделяет индексы – показатели ключевого типа телосложения. Соответствие
признаков, их корреляции. Типы как группы свойств.
Психопатии
и акцентуации характера. Объяснительные теории. Они построены снизу,
эмпирически.
Проблема
выделения общих психических типов. Построение сверху, дедуктивно. Назначение:
дать человеку средства к пониманию своей индивидуальности. Юнг, 20е годы. Книга
“Психологические типы”. Часть 1: историческая, исследует взаимодействие типов,
везде находит пары. Часть 2: подведение итогов. Шаг №1. Выделение
направленности, общей установки субъекта. Везде есть взаимодействие сил:
расширение и сжатие. Художник стремится во вне – экстраверт. Мыслитель
стремится внутрь – интраверт. Итог: выделение двух, взаимодополняющих
направленностей субъекта. Шаг №2. Проблема эмпирического соответствия. Каждый
человек обладает обеими установками. Наличие двух психических сфер у человека:
сознание и бессознательное. Шаг №3. Идея равновесия. Анализ психических
функций: экстраверт – эмоциональный человек. Интраверт – рациональный человек.
Попытка выделить две оси, четыре типа. Шаг №4 отражение полного цикла контакта
человека с миром. Стадии: а) ощущение (восприятие) – сенсорика, способность
воспринимать мир объективно. Б) эмоции – ориентировка на отношение к событиям.
В) мышление – вскрытие существенных свойств. Г) интуиция – способность к
прогнозированию будущих результатов. Замечания. 1) выделяя типы, можно
различать больше параметров. Э. Шпрангер: выделяет типы по основному
социальному мотиву человека. 2) а. Ф. Лазурский: типы как уровни развития
личности, познание себя предполагает развитие.
№
2. Ганнушкин: изучение взрослых. Психопатия – аномалия характера, которая (1)
определяет весь психический облик человека, (2) относительно неизменна при
жизни, (3) связана с социальной дезадаптацией. Классификация: 10 типов. А. Е.
Личко: изучение детей. Акцентуация – крайний вариант нормы, связанный с резким,
излишним подчеркиванием определенной черты, что приводит к болезненной
чувствительности в одних социальных ситуациях при относительной устойчивости к
другим. Любой подросток имеет акцентуация, иногда это является признаком
возраста. Задача: выявить социально неприемлемые реакции акцентуанта.
Классификация: 12 типов (10 типов Ганнушкина + циклоид, шизоид).
Ганнушкин:
психопатии. Личко: акцентуации.
Группа
циклоидов (I – II как ее полюса).
I
Конституционально-возбужденная группа. Гипертинный тип.
Выражение
МДП. Постоянно приподнятое настроение, повышенная активность. Часто увлекается,
интерес к миру, неформальный лидер, разносторонние интересы. Неустойчивость
интересов (следствие в жизни: скромные успехи). Азартный игрок. Склонность к аферам.
С легкостью принимает жизненные невзгоды. Часто это возрастная черта.
II
Конституционально-депрессивная группа. Сенситивный тип.
Основной
признак: беспричинное понижение настроения, повышенная утомляемость,
болезненная чувствительность (Павлов: чистый слабый тип НС). Ситуации,
связанные с проверкой, вызывают излишнюю раздражительность. Основной признак:
боязнь проверок. Многие шаблонные ситуации воспринимаются как неопределенные.
Трудности в повседневном общении. Стремится компенсировать это, привлечь к себе
внимание, победить тревогу, но возникает чувство стыда.
III
Группа лабильных.
Неустойчивость
эмоциональной сферы. Эмотивно-лабильный тип: эмоциональность.
Реактивно-лабильный: смена настроения из-за внешних обстоятельств. Не имеет
долгих привязанностей, размытые интересы, не может долго сдерживать обещания.
Не умеет правильно выразить, оформить и сохранить привязанность, удержать в
поведении.
Группа
психастеников.
IV
Группа неврастеников. Астено-невротический тип.
Болезненная
чувствительность вплоть до мнительности в отношении собственных телесных
переживаний. Часто посещает поликлинику сразу в нескольких кабинетах.
Болезненное отношение к физическому и психическому здоровью.
V
Группа психастеников. Психастенический тип.
Чрезмерная
нерешительность. Нет внутренних средств для принятия решений. Компенсация с
помощью внешних (гороскопы и др.) средств. Даже собственное решение принимает с
опорой на внешние средства (Л. Н. Т.: “Воскресение”, заседатель суда).
VI
Группа параноидов. Не выявлены.
Склонность
к созданию сверх ценных идей. Кажется ориентированным на себя, оценивает других
и относится к ним в соответствии со своими сверхценными утверждениями.
Требователен, жесток, злопамятен, капризен и раздражителен. Он – резонер
(человек, склонный к обоснованию своих убеждений), но его словесный поток
однообразен, не оригинален.
VII
Группа эпилептоидов. Эпилептоидный тип.
Ключевые
признаки: наличие эмоциональных приступов, наличие вязких эмоциональных
состояний, наличие моральных дефектов. Находится на гране выполнения нормы.
Ханжа, подчеркивает свое соблюдение норм. Стремится к лидерству, но редко
достигает его. Положение ближайшего подчиненного у лидера, перед которым
заискивает. Жесток по отношению к слабым. Может быть деятельным, упорным.
Склонен дойти во всем до предела. Часто что-нибудь коллекционирует. Склонен
овладевать ручными умениями, склонен тренироваться один.
VIII
Группа истероидов. Истероидный тип.
Необходимость
привлечения внимания любой ценой. Неожиданные, немотивированные поступки.
Склонность к фантазированию: неверное представление реальности. Человек уходит
от сознания своей мотивации, придумывает себе тяжкие грехи. Патологически лгун.
Крайний случай – фанатик. Это особенность подросткового возраста, которая может
сочетаться с другими.
IX
Группа неустойчивых. Неустойчивый тип.
Невозможность
действовать без образца. Отсутствие сложившихся способов поведения, зависим от
окружающих. Компенсация: выбор яркого образца. Гипертинный подросток: лидер в
подростковых компаниях, склонен к употреблению химических возбудителей, но
потом испытывает долгий и тяжкий стыд.
X
Группа конституционально-глупых. Конформный тип.
Интеллектуальная
сниженность. Будет успешен, если выберет себе средний образец. Ханжа, резонер.
Дежурные, обыденные мнения. Необходимость подражать, быть как все.
Итог:
т.к. характер – образование на основе врожденных свойств, то он есть у всех.
Ганнушкин: нормальный характер – условность, которая реально не существует.
Норма создается человеком как личностью (создается обществом).
Леонгард:
“Акцентуированные личности”. На материале художественной литературы выделяет
типы. Акцентуации и психопатии – попытки природы наметить те точки, в которых
возможна социальная дезадаптация.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.medictime.ru
|