Воспитание младшего школьника как часть педагогического процесса
Воспитание младшего школьника как часть педагогического процесса
Воспитание младшего школьника как часть
педагогического процесса.
Мугалова Ж. А.
Образовательный
процесс, который усилиями сотен и тысяч педагогов строиться в учебных
заведениях России, как и жизнедеятельность россиян в целом , реализуется в
сложной и во многом противоречивой ситуации. Изменение общественного строя в
стране привело к обострению социально-экономических проблем. Ученые отмечают,
что нарастают тенденции социальной, региональной, этнической и конфессиональной
дезинтеграции общества. Возрастает степень его криминализации, растет
безработица. Значительная часть молодежи подвергается опасности стать
наркоманами, снижается уровень психического и физического здоровья молодого
поколения, все чаще говорят о бездуховности молодежи.
Что
может быть реально противопоставлено этим негативным тенденциям? Какие цели
выбирать: благодарные, но нелегкие, или сомнительные, но зато легко достижимые?
Как сохранить идеалы в наше непростое время? От того, как решит эти вопросы сам
педагог, зависит его способность воспитать ребенка. Поэтому воспитание других
надо начинать с воспитания самого себя, с выработки своей системы ценностей.
Психологи
утверждают, что основной движущей силой развития ребенка, тем ключиком, который
позволяет полностью “ включить” его деятельность и получить максимальный
эффект, является мотивация. Именно мотив заставляет ребенка во время выполнения
заданий на уроке или игры “ в школу” полностью отключиться от других мыслей и
вкладывать в это дело всю свою душу. Можно с уверенностью сказать , что тот
педагог, который умеет “собирать” внимание детей, увлекать их перспективами
предлагаемого дела, заинтересовывать их , формировать сильное стремление к
деятельности, является мастером своего дела . Формирование мотива – очень
сложная задача всего для того , чтобы сформировать мотив, недостаточно
поставить перед ребенком одну цель и разъяснить ее преимущества. Каждая цель
имеет свой масштаб ( это и победить в игре, научиться ставить палатку или
готовить какое-либо блюдо, сходить в поход весной , выработать в себе
какое-либо качество и т. д. ) и конечно же , свой временный период.
Воспитатель
должен бороться не с плохими качествами, которые есть у ребенка, а за хорошие качества,
которые у него еще только
будут.
В этом основное отличие между учителем-ремесленником, отбывающим на уроках
время, и мастером, умеющем найти в детях хорошее. Недопустимо акцентировать
внимание учащихся на их промахах и недостатках. Мастера воспитания действуют
наоборот – выявляя и поддерживая отдельные положительные стороны учащихся,
формируют у них ощущение постоянного успеха, атмосферу эмоционального подъема.
Спокойная и уверенная обстановка, где каждый занят своим делом, никто не мешает
друг другу, где высокая организация труда и сам труд в радость, а отдых веселый
и радостный, где чувствуется слаженность действий и заботливое отношение друг к
другу, не может не оказывать благоприятного воздействия.
Воспитывать
может любая деятельность: умственная, физическая, организаторская. Необходимо
только, чтобы она была педагогически инструментирована, а именно развивала
ребенка, его дарования и вместе с тем помогала ребенку почувствовать
удовольствие, наслаждение, радость от делания, от труда и благодарности
окружающих. Но не раздражение, обиду, отвращение( а это бывает тогда, когда
дело связано с принуждением: “ Делай, что говорят, вырастишь – спасибо
скажешь!” Запрет воспитателю может быть только один: нельзя заниматься с детьми
противозаконной или безнравственной деятельностью.
Радость,
удовольствие – вот что делает ту или иную деятельность привлекательной для
ребенка ( да и для взрослого). Только эти чувства и эмоции могут приохотить
воспитанника к тому или иному делу, воспитать нужные педагогу и ценные для
общества мотивы поведения. Умственная радость от учебы, мышечная – от занятий
физкультурой, нравственная – от доброго деяния. Сегодня надо признать: наши
школьники не любят учиться, не делают по утрам зарядку, не занимаются
самовоспитанием.
Но
что такое удовольствие, радость? Не призываю ли я к развлечениям детей, к
безделью? Категорически нет! Кстати и сами дети не любят пустого время
провождения. От чего же и в каком случае ребенок испытывает высшие удовольствие
и радость? От победы на собой! От успеха! От признания окружающих! А подлинные
победа и успех, связанные с трудностями, с их преодолением, с усилием. С трудом
для других!
Но
самое главное для ребенка, когда эти победы личностно значимы! Когда они
содействуют решению внутренних психологических проблем. Мы знаем что базовые
потребности человека – это основные жизненные, программные задачи, которые
индивид в своей жизни должен научиться решать: защищать себя, быть признанным и
уважаемым среди окружающих, обрести цель и смысл жизни, научиться эффективным и
социально-культурным способам самореализации, научиться радоваться жизни.
Каждая из этих проблем становится актуальной в свое время, в соответствующем
возрасте и требует выработки соответствующих умений, способностей
(новообразований), необходимых возрасту и возрастной ситуации развития.
Проблема
социализации, а стало быть, и воспитания заключается в том, что ребенок
возможно скорее осознал это и получил подтверждение на опыте. Кажется, все
просто. Вместе с тем, данная проблема в педагогике является самой сложной. Дело
в том, что процесс социализации выработка и освоение индивидуальных способов
поведения происходит в основном стихийно, самим ребенком не осознается, а мы,
педагоги, мало учим этому. К тому же этот процесс начинается задолго до школы. Родители,
отправляя ребенка, часто единственного, в коллектив сверстников в детский сад,
позднее – в школу, в сущности, бросают свое чадо в воду, не научив его плавать.
И получается: выплывет – повезло, не выплывет – катастрофа для ребенка.
В
школу ребенок приходит , с одной стороны, с многочисленными проблемами в
развитии, с другой - с нежелательными психическими новообразованиями:
внутренними препятствиями, защитами, неадекватными реакциями. А педагоги могут
“приговорить”: у него гены плохие.
Между
тем ребенок нормальный, т. е. хороший, и гены у него нормальные. И всем своим
поведением он стремится доказать это многочисленным старшим. Но у ребенка не
получается! Он хочет, но не может. Плохое, ненормальное поведение у ребенка
всегда поведение вынужденное. Оно спровоцировано, его заставили!
Кто
заставил? Почему? Как образуются “трудности” в поведении, а с ними – “трудные”
дети?
У
многих детей в процессе подобной (стихийной) социализации обнаруживаются
препятствия. Они могут быть самые разные: заиканье, косоглазие, шепелявость,
рыжий цвет волос, веснушки, разный цвет глаз, излишний вес, излишняя худоба,
расторможенность нервной системы и т. д. Как эту “не норму” часто воспринимают
сверстники? Вспомним детское: “рыжий”, “серый”, “косолапый”, “доходяга”, “жиртрест”
и т. д. Детские прозвища так изобретательны, так точны и так обидны! Защищаясь,
ребенок не всегда выбирает правильное поведение. И это становится серьезным
препятствием на пути взаимодействия с другими.
Школьный
ярлык – это не безобидное прозвище, это социальная роль, которую общество
навязывает своему члену. Это клеймо, выжженное буквально каленым железом даже
не на лбу, а на душе, на всей психике юного гражданина. Вспомним свое детство,
и вы обязательно найдете в нем свою малую или большую драму, которая в той или
иной степени живет в вашей душе и поныне. Ведь в традиционной массовой школе
хорошистов и отличников не более 10- 15 процентов. Конечно, не все двоечники
становятся преступниками, но всякий преступник, как правило, вырастает из
двоечника. Хотя неудачником может ощущать себя и отличник.
Как
образуются “трудности” в поведении, а с ними –“трудные” дети? Каковы причины
психосоциального “заболевания” личности на почве, скажем, не успешности в учебе
младшего школьника?
Каждый
первоклассник мечтает быть отличником, ведь он подсознательно чувствует, что
учеба _ это самая серьезная “работа” по сравнению с тем, что он делал раньше.
Он стал уже “большим”! Но вдруг у него не получается. Причины могут быть
разные: недостаток подготовленности (неразвитость внимания, усидчивости, кисти
рук и т. д. ) нездоровье, несовершенство методики учителя и т. д. И вот учитель
недоволен, родители ругают, ребенок растерян, обижен, подавлен. Он пребывает в
постоянном психологическом дискомфорте. Он старается, собирает все силы, но …
не получается. И так может быть долгие годы начальной школы. В пятом классе
появляются новые предметы, приходит много учителей и … ребенок обречен! Он
понимает: все бесполезно, честным путем препятствия не одолеть. Он устал
бороться за себя. Ищет выход и находит его в обмане: в фантазировании, подделке
оценок, вырывании страниц из дневника, уход с уроков и т. п. В итоге:
отставание катастрофическое, конфликты с учителями, разрыв с родителями. Но
самое губительное – ребенок усвоил опасную позицию и жизненную тактику: не
преодолевать препятствие, а обходить его, обманывая всех и себя. Ребенок
сорвался в сторону безнравственного выбора. Страшны не двойки, а приобретенная
установка, потеря веры в себя и пока тихая обида на всех. А чувство обиды – это
не такое преходящее чувство, как радость или грусть. Обида накапливается,
растет. Формируется психическое новообразование – обидчивость,
раздражительность, неадекватная реактивность и т. д. Обнаруживается
неуспешность в общении, в отношениях с товарищами. Ребенка не принимают, не
уважают, у него нет друзей, он не может занять удовлетворяющий его статус среди
сверстников. Растет внутренний дискомфорт, ему плохо. Он не может понять,
почему у всех получается , а у него нет. Старается, но это не приносит успеха.
Это
трудность в ребенке и для ребенка. Она пока скрыта от окружающих. Лишь родители
чувствуют неладное, учителя казенно советуют “ надо больше заниматься”. Как
помочь ребенку?
Ребенок
нуждается в педагогической поддержке. Ему нужно и можно помочь, чуть-чуть
“подтолкнуть”, чуть-чуть доразвить. Он с удовольствием откликается на вашу
помощь. Расцветает от похвалы и одобрения, удесятеряет активность и энергию.
Главное для педагога не дать ему потерять веру в себя. Успех зависит, конечно,
от гуманизма, мастерства педагога, образованности и чуткости родителей. Сам
себе ученик начальных классов помочь не может: он бы рад, но у него не
получается.
Нет
явления более непостижимого, чем человеческое поведение. “Нет работы более
изнурительной для сердца, чем работа педагога” (В. А. Сухомлинский). Что
говорить, насколько трудно в сегодняшних условиях сделать так, чтобы для
учеников стала привлекательной модель поведения, в основе которой лежат
доброта, великодушие, благородство, не приносящие быстрого признания или денег.
Главное
в воспитание это педагогическая интуиция, нравственное чувство и горячее
желание помочь ребенку в его самый драматический период жизни, зная его
конкретные проблемы. Тот, кто считает пору своего детства розовой и
безмятежной, или очень стар, или просто глуп.
Но,
может быть, самое главное – собственно человеческий пример. Когда ученик видит
умного, оптимистического, успешного, уважаемого детьми и коллегами наставника,
честный образ жизни, стиль и необыкновенную манеру одеваться, вести себя, то …
Так учитель передает воспитанникам самого себя! Безусловно, сегодня ( а может
быть, всегда) воспитывает только тот педагог, кому воспитанники осознанно или
неосознанно стремятся подражать, манеру поведения которого хотят сделать своей.
Список литературы
Байбародова
Л. В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе. Ярославль
:ЯГПУ, 1991.
Байбородова
Л. В. , Рожков М. И. Воспитательный процесс в современной школе.
Ярославль:ЯГПУ, 1997
Беспалько
В. П. Слагаемые педагогические технологии. М. . :Педагогика, 1989.
Гребенюк
О. С. Педагогика индивидуальности. Калининград, 1995.
Корчак
Я. Как любить ребенка. М. , 1990.
Петровский
А. В. Психология о каждом из нас. М. , Российский открытый университет, 1992.
Цукерман
Г. А. Виды общения в обучении. Томск, 1993.
Франкл
В. Человек в поисках смысла. М. , Прогресс, 1990.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru
|