Визитные карточки
Визитные карточки
Визитные карточки
Чтобы у читателей не сложилось
впечатление, что правила, которых мы часто не знаем и не соблюдаем, придуманы
мною, а потому совсем не обязательны, в своих статьях я привожу много цитат.
Надеюсь, что мнения авторитетных бизнесменов, известных имиджмейкеров и
протоколистов убедят вас в том, что существуют единые стандарты общения,
принятые в мировом деловом сообществе.
Статью о визитных карточках я
хочу начать с рассказа американского специалиста в сфере деловых коммуникаций
Лэйл Лаунсенд. Она говорит об ошибках американки, прилетевшей в Японию:
"Чтобы чувствовать себя удобно во время длительного авиаперелета в Токио,
она надела свои любимые стильные джинсы и курточку. Четырнадцать часов спустя
четверо безупречно одетых джентльменов приветствовали ее в аэропорту Нарита.
Улыбаясь и низко кланяясь, они вручили ей свои визитные карточки. Держа одной
рукой сумку, она взяла их другой. Поблагодарив, она бросила взгляд на визитки и
положила их в задний карман джинсов. Затем достала свою визитную карточку.
Решив, что иностранцам будет трудно произнести напечатанное на карточке ее
полное имя Джеральдина, сверху надписала уменьшительное - Джерри. Джентльмены
склонились над визиткой, изучая ее, и даже несколько раз взглянули на обратную
сторону, прежде чем один из них спрятал карточку в портфель.
Ошибкой Джерри было
пренебрежительное обращение с визитками. В Азии визитная карточка является
одним из важнейших элементов протокола. Ее всегда дают и принимают обеими
руками с подчеркнутым уважением. Кроме того, Джерри слишком быстро спрятала
визитки. В Азии с их помощью стараются завязать разговор, читая информацию на
карточке своего собеседника и не откладывая ее до тех пор, пока он осторожно и
почтительно не уберет вашу. Положить визитку в задний карман джинсов -
проявление предельного неуважения.
Джентльмены несколько раз
переворачивали визитную карточку Джерри, пытаясь на оборотной стороне найти ее
имя и информацию о компании, в которой она работает, на японском языке.
Оборотная сторона визитки была, конечно, чистой. Джерри не следовало
приписывать на карточке свое имя. Визитные карточки в Азии если и не священный
предмет, то во всяком случае нечто такое, что нельзя портить беспорядочными
надписями, сделанными от руки".
Ритуал обмена визитками
характерен не только для азиатских партнеров. Каждый бизнесмен понимает:
деловая визитная карточка - это документ, а потому необходимо соблюдать
определенные требования не только к ее внешнему виду, но и к церемонии обмена,
в которой особенно много "проколов в протоколе".
Этикет обмена визитными
карточками
Не навязывайте свою визитку! Ее
вручают, когда возникла заинтересованность в продолжении контактов. А это
далеко не всегда происходит при знакомстве. Но что же делать, если вам вручили
визитку? Обязательно вручите в ответ свою карточку. Но если не желаете
продолжать контакты, воспользуйтесь не обычной рабочей, а представительской. На
представительской карточке нет адреса, телефонов и других данных для
продолжения контактов. Такая визитка необходима в первую очередь тем, кто часто
вынужден общаться с публикой: артистам, представителям модельного бизнеса,
политикам. Представительскую визитку также можно использовать при регистрации
на конференциях и съездах, на выставках.
Запомните: обмен визитками - это
церемония, сценарий, где каждому отведена определенная роль, которая не
меняется в зависимости от ее исполнителей. Обмениваются карточками согласно
этикетному старшинству: по рангам, начиная с высокопоставленных чинов (если вы
сами не сможете разобраться, кто есть кто, поинтересуйтесь заранее); при
равенстве чинов принимают во внимание возраст, затем учитываются женские
привилегии.
При вручении визитку поворачивают
для чтения: это свидетельствует об учтивости и внимании к получателю. Партнерам
из Азии (например, Япония, Сингапур, Тайвань) визитку подают двумя руками с
поклоном. Чем важнее персона, тем больше поклон. Представителям Передней Азии
визитку (как и подарки, пищу) вручают только правой рукой (по местным традициям
левая рука считается грязной).
"Церемониальное"
вручение визитки оправдано и тем, что на карточке написано не только имя
владельца, но и название его фирмы! Это напоминает "Стихи о советском
паспорте": "Я достаю из широких штанин дубликатом бесценного груза. Читайте,
завидуйте…". Пожалуй, такое почтение к своему деловому документу, каким
является визитка, вполне объяснимо, но вот только из карманов брюк визитку
доставать нельзя. Карманы мужских брюк предназначены для личных вещей (носовой
платок, таблетки и др.). Нагрудный карман пиджака - только для декоративного
платка, а не для ручек, расчесок и визиток. Ручки и расчески носят во
внутреннем кармане, визиткам там тоже не место. Где же их тогда хранить? Можно
все, что не запрещено, - выбор за вами.
Не вручают визитки во время
застолий (исключением, пожалуй, является деловая встреча в ресторане).
Получатель, выражая почтение,
должен внимательно (хотя и непродолжительно) рассмотреть карточку и обязательно
произнести фамилию, имя или должность ее владельца. Это может быть фраза
вежливости: "Спасибо, господин Кононов", "Очень приятно,
Маргарита Алексеевна". Или просто: "Господин вице-президент!".
Признайтесь: вы так поступаете? Нет? Увы, это этикетная демонстрация
пренебрежительного отношения к партнеру на языке символов. То есть nonverbal communications - бессловесное общение!
Однако представьте себе: вам
вручают визитку, на которой написано Gochenour
или Schlesinger. Сможете ли вы, глянув на
карточку, с легкостью произнести такую фамилию? Да еще если партнеров
несколько! А иностранец, вы считаете, без затруднений прочтет Shevchenco или Pshenyshnyuk? Поэтому при вручении визитки иностранцу обычно называют себя - четко, не
спеша. Если вы все же не расслышали, и текст визитки также не помог вам, можно,
извинившись, переспросить. Не смущайтесь! Невежливо, если в дальнейшем вы
будете называть человека неверно.
Отправляясь куда-либо с визитом,
помните: первыми вручают визитку хозяева, а не посетители. Но коммерческий или
рекламный агент вправе возразить мне: "Такое правило этикета может
помешать заключить сделку, если хозяин кабинета (предполагаемый заказчик), не
вручив своей карточки, скажет: "Да, ваши предложения неплохие, мы их
обдумаем и обратимся в вашу фирму". Но ведь процент от заказа хочу
получить я, и нужно, чтобы обратились именно ко мне, а у партнера не останется
моей визитки!". Немного терпения - сейчас мы найдем выход.
Дело в том, что, рассчитывая на
установление контактов или отправляясь куда-либо, можно переслать карточку (это
будет равноценно визиту) или оставить в офисе лично (если есть такая
возможность - это будет правильнее).
Предположим, вы едете в Москву на
конференцию, но попутно хотите посетить еще несколько фирм и организаций, где о
вас еще никто не знает. Рассчитав время приезда, вы заранее, по почте, отсылаете
в эти организации свои визитки, на которых в верхнем углу справа (при
разработке дизайна карточки нужно предусмотреть для этого свободное место)
сделаете надпись "для кого" (например: "г-ну Кравцову",
"менеджеру по сбыту" и т. п.). Но поймут ли получатели, с какой целью
вы послали им визитку? Для этого будет необходима еще одна пометка, но об этом
речь пойдет позже.
А пока подробнее остановимся на
другом варианте доставки визитной карточки - с помощником-коллегой или с
сотрудником вашего партнера, который возьмется передать о вас необходимую
информацию. В случае если карточку в организации оставляете не вы лично, а
помощник, нужно загнуть левый край визитки. Можно не указывать "для
кого" - об этом скажет уполномоченное вами лицо, а пометку о цели сделать
все-таки придется. Но в обоих случаях карточку надо вложить в конверт
(специальный фирменный или любой другой). Заклеивают конверт лишь в случае
передачи личного послания, но не в официальной сфере - это стоит взять на
заметку при передаче личных визиток в светской жизни (но об этом ниже).
Надписывают конверт с визиткой, только если его отправляют с заказанным товаром
из магазина.
Итак, посетитель, которому хозяин
кабинета не вручил визитку, может передать свою карточку через секретаря (или
другого сотрудника своего партнера) до или после встречи, сделав пометку о цели
вручения визитки и вложив ее в незапечатанный конверт. Предполагается, что на
визитку, доставленную по почте или с помощником, получатель отвечает не позже,
чем через 24 часа: звонит, посылает письмо или вручает в ответ свою визитку.
Такой выход на новый контакт весьма обнадеживает.
При пересылке (по почте или с
помощником) на визитках необходимо сделать некоторые пометки.
Список литературы
Для подготовки данной работы были
использованы материалы с сайта http://www.monakhov.com.ua/
|