Условия и этапы социализации мифа
Условия и этапы социализации мифа
Условия и этапы социализации мифа
Михаил Дымшиц
Любой
миф начинает свое существование как индивидуальный. Миф ли это о себе, миф ли
это о грозе и дожде, миф ли это о предметах вокруг нас или отношениях между
нами (далее по тексту "объект" мнения): возникают они как мнение у
конкретного человека о своем отношении к чему-то (отношение - интерес, страх и
т.д. - возникают при встрече с предметом и являются причиной формирования
мнения).
Это
мнение исчерпывающе, понятно и самодостаточно для автора и на этом этапе не
является собственно "мифом". Но человеку свойственно делится своим
мнением с окружающими (части человечества свойственно рефлексировать свое
мнение и рефлексия является случаем интроспективной "социализации",
что при определенной интенсивности может породить известную убежденность
".. но это-то знают все") и в процессе попытки поделиться может
выяснится, что:
неинтересен
объект мнения (как предельный случай: просто не известен)
мнение
не понятно (строго говоря, мнение не понятно тогда, когда нет согласия по
критериям описания и допустимым операциям с этими критериями)
мнение
не исчерпывающе (использованы не все возможные критерии)
мнение
не самодостаточно (требуется дополнительный источник информации для обсуждения
мнения)
В
случае индивидуального общения можно и рассказать об объекте, и согласовать
критерии и операции, и ограничить круг используемых критериев и остаться
настолько довольными друг другом в результате обсуждения, что дополнительные
источники информации не потребуются.
В
случае ли многочисленности субъектов обсуждения (будь ли это семинар из трех
или более человек или ситуация массовой, в миллионы человек, коммуникации)
возникает необходимость в формировании интереса к объекту (пункт 1),
возможность однозначной интерпретации всеми участниками обсуждения высказанных
критериев падает практически до нуля (пункт 2), количество привлекаемых для
оценки критериев возрастает многократно (пункт 3) и предлагаются эти критерии
многочисленными источниками (пункт4).
В
этой ситуации (т.е. необходимости или желания поделиться своим мнением с как
можно более многочисленной аудиторией) для того, чтобы рассказать "о
чем-то", необходимо "этому" дать ИМЯ, то есть ограничить
описание объекта. Последующее согласование критериев и операций описания и
возникающая необходимость сократить число используемых критериев (прежде всего,
для уменьшения времени трансляции, т.к. внимание обратно пропорционально
времени коммуникации) приводит к еще большему ограничению описания объекта. На
определенном этапе это сокращение описания оказывается элементарно
информационно недостаточным для описания объекта и не позволяет его
дифференцировать от других аналогичных объектов.
В
результате в "сухом остатке" после многочисленных актов коммуникации
остается только рассказчик (1), имя объекта (2) и то, что у инициатора
коммуникации было "отношением к объекту", а у остальных формируется
как "переживания от называния имени объекта" (3). Вот эта троица - рассказчик,
имя объекта и переживания о имени - и составляет, собственно говоря,
"миф".
Хотелось
бы обратить внимание, что:
сам
объект мифотворчества может быть к этому моменту уже утерян и предельный случай
мифотворчества - религия - демонстрирует это в переходе от тотемизма к теизму,
пример того же ряда - мифологизация вождя после его смерти, или,
"обратный" эффект, приобретение объекта мифотворчества - упаковку
товара - после нескольких встреч с рекламой этой торговой марки (устойчивость
"обратного" эффекта гораздо меньше, чем "прямого":
несколько недель по сравнению со столетиями).
"переживания
от называния имени объекта" хотя и описываются через слова (так называемая
"ключевая лексика" - молитвы, например, - и "модели
описания"), к ним не сводятся и ими не описывается.
В
современных условиях, как правило, нет столетий для самостоятельной
"кристаллизации" мифа (как, например, было это время у религиозных
конфессий), он требуется или сейчас (в организационном консультировании), или
должен выполнять определенную задачу в ближайшем - до нескольких лет - будущем
(в маркетинговом или политическом консультировании). Соответственно, эти три
составные части разрабатываются консультантами в соответствии со своим
пониманием поставленных задач при соблюдении условий, соответствие которым
необходимо для успешной социализации мифа.
Условия
успешной социализации мифа делятся на содержательные и количественные.
Первым
и основным, содержательным, условием является совпадение кодов рассказчика и
реципиентов: описание должно проводиться с использованием только той лексики,
которая используется реципиентами для описания соответствующих объектов, и
только с использованием тех операций, которые используются реципиентами.
Проблема
"совпадения кодов" была осознана в рамках европейской традиции около
15 столетий назад и выразилась в запрете перевода Библии на национальные языки,
а в восточной традиции была осознана гораздо раньше и признана, по сути, не
решаемой. Такое решение выразилось в формировании процесса обучения через
"личное созерцание", а не через коммуникацию, как в европейской
традиции.
Проблема
спецификации кода очень интересна сама по себе и имеет огромное практическое
значение, особенно для системы образования и массовой коммуникации в условиях
глобализации информационного пространства. На сегодняшний день считается, что
прямому переводу на все языки подлежат всего около 60 понятий (например
"истина", но не "правда", которое является
культурно-специфическим для русского семантического кода, не во всех языках есть
отдельные слова для противопоставление "право - лево", но всегда есть
понятие "сторона", подробнее см. Wierzbicka A., Semantics: Primes and
Universals, 1996). Остальные слова любого конкретного языка (т.е., как минимум,
на порядок, а в развитых языках в сотню раз, больше "переводимых")
всегда содержат определенные специфические смыслы, теряемые при переводе на тот
или иной язык.
Проблема
несовпадения кодов различных социальных и политических групп в рамках одной
культуры или одного государства имеет еще более "горячее" значение,
т.к. в предельных случаях приводит к использованию оружия для навязывания
своего варианта кода соседям. В последующем единство понимания описания
возможно поддерживать только в условиях информационной изолированности, что
хорошо продемонстрировала советская и все остальные авторитарные системы (как в
Европе, так и в Азии), разваливающиеся при возрастании свободы поступления или
даже внутреннего обмена информации.
В
более "мирном" приложении задача выявления особенностей кода решается
при рекламировании. Спецификация рекламных текстов по лексике и грамматике для
конкретной потребительской группы повышает эффективность коммуникации
(измеряемой как необходимое количество контактов с рекламой для запоминания
сообщения) в 1,5-4 раза. Ошибка же даже в одном слове может приводить к потере
всех затрат на коммуникацию.
Вторым,
также содержательным, условием является соответствие рассказчика образу
"тот , кому я могу доверять". В современных условиях технически это
часто и "не человек вовсе" (газета, журнал, телепередача и т.д.),
также должны оцениваться как "имеющие доверие в данных вопросах" для
использования в качестве рассказчика. Учитывая, что все виды носителей и
персонифицируются реципиентами через конкретных людей и в обыденной жизни
антропологизируются ("Комсомолка" написала..."), то практическое
сведение критерия к антропоморфному вполне допустимо.
Степень
доверия к информации в зависимости от еЁ источника осознается даже на уровне
обыденного сознания (вопрос "откуда ты это знаешь?" в ответ на
неожиданное сообщение является стандартным). В условиях опосредованной
коммуникации значение имеет газета или телепередача, первая сообщившая о
событии или факте, издательство, в котором вышла книга, посвященная той или
иной проблеме, и т.д.
Третьим,
количественным, условием является необходимый уровень интенсивности
воздействия, обеспечивающий удержание внимания реципиентов и не позволяющий
занять внимание конкурирующим сообщениям.
Необходимая
интенсивность и длительность воздействия определяется характером распространяемой
информации и, вопреки распространенному мнению, практически не зависит от
наличия конкурирующей информации по данной теме. В случае равной интенсивности
воздействия конкурирующей информации по конкретной теме общество выбирает ту,
которая больше соответствует указанным выше критериям - соответствие по коду и
по "рассказчику". Сама зависимость эффективности от интенсивности
воздействия описывается S-образной кривой.

Если
указаpные условия соблюдаются, то социализация мифа состоит из четырех
последовательных этапов:
1.
Этап "вывода имени": уровень знания имени от 2.5% (типичный уровень
"фантома" по знанию брендов, событий и т.д.) до 30%-35% интересующей
социальной группы. В это время понимание имени характеризуется исключительно
"предвосхищением" людей, формируемым звучанием имени, восприятием
упаковки и т.д., а источник информации ("рассказчик") о имени не атрибутирован.
2.
При превышении уровня знания в 30-35% начинается этап "формирование
понимания": начинается этап активного присвоения характеристик объекту и
атрибутирования источников информации. Крайне опасный этап: разнообразие мнений
о характеристиках объекта и наиболее достоверных источников о нем, может
привести к конфликту между ними и отказу общества от дальнейшей
"работы" с именем. Может сформироваться группа активных
последователей "имени", смещения мифа в маргинальные социальные
группы, но массовым данный миф уже не станет никогда.
3.
При превышении уровня знания в 70% происходит "мифологизация": потеря
незначимых, с точки зрения реципиентов, характеристик, уменьшения их числа, что
облегчает продвижение в широкие массы. Также происходит "потеря"
источников информации, что также облегчает принятие мифа всЁ большим
количеством людей и формирование "самодостаточности" мифа, когда его
приверженцы начинают адаптировать миф к изменяющимся условиям внешней среды без
активного участия "источников" или без осознания таких источников
("рассказчиков").
4.
Этап "демифологизации" наступает в случае "обрастания"
объекта мифа дополнительными характеристиками, атрибуции источника мифа и т.д.
В этом случае при сохранении высокого знания начинает падать приверженность
мифу и он "умирает".

Cуществует
несколько "контрольных" областей, в которых можно проверить ту или
иную гипотезу о мифе на валидность и операционность. И хотя по сути эти области
различаются только временными перспективами, из-за принципиально разных
коннотаций, которые вызывает обсуждение этих сфер, используется проверка по
всем ним. Этими контрольными областями является конфессиональность (не
религиозность как таковая!), идеологическая работа и брендинг (раздел
маркетинга, описывающий формирование предпочтения той или иной торговой марки,
т.е. товара под определенным названием и/или упаковкой). Предлагаемая гипотеза
подобную проверку проходит, но привлечение данных по брендингу дает объяснение
на давний вопрос: почему распространение и сохранение конфессиональных и
идеологических мифов как доминирующих всегда связано с насилием? По данным
брендинга, доля приверженцев лидирующей торговой марки конкретной товарной группы
никогда не превышает 40-45% всех потребителей этой группы, а чаще всего и того
меньше (отчасти это зависит от количество конкурирующих марок в товарной
группе, но не только от этого). Нет никаких оснований считать, что относительно
возможности поддержки той или иной формы идеологических взглядов будут
действовать другие закономерности, чем в брендинге. Соответственно, увеличение
доли приверженцев определенных взглядов в определенной группе более 45% может
быть реализовано только насилием, примерами которого заполнены исторические
хроники. Правда, это приводило к довольно интересному результату: часть
приверженцев "победившей" точки зрения через небольшой промежуток
времени опять формировали "альтернативное" мнение (не обязательно в
рамках первичной темы, в средневековой Европе обычно шло чередование
религиозных и династических споров, в коммунистическом движение чередовались
экономические и философские ревизии и т.д.) и цикл борьбы за победы
"единственно верного учения" повторялся.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.psycho.ru
|