рефераты рефераты
Главная страница > Типологии индивидуальности  
Типологии индивидуальности
Главная страница
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника и сельское хоз-во
Бухгалтерский учет и аудит
География экономическая география
Геодезия
Геология
Госслужба
Гражданский процесс
Гражданское право
Иностранные языки лингвистика
Искусство
Историческая личность
История
История государства и права
История отечественного государства и права
История политичиских учений
История техники
История экономических учений
Биографии
Биология и химия
Издательское дело и полиграфия
Исторические личности
Краткое содержание произведений
Новейшая история политология
Остальные рефераты
Промышленность производство
психология педагогика
Коммуникации связь цифровые приборы и радиоэлектроника
Краеведение и этнография
Кулинария и продукты питания
Культура и искусство
Литература
Маркетинг реклама и торговля
Математика
Медицина
Реклама
Физика
Финансы
Химия
Экономическая теория
Юриспруденция
Юридическая наука
Компьютерные науки
Финансовые науки
Управленческие науки
Информатика программирование
Экономика
Архитектура
Банковское дело
Биржевое дело
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
География
Кредитование
Инвестиции
Информатика
Кибернетика
Косметология
Наука и техника
Маркетинг
Культура и искусство
Менеджмент
Металлургия
Налогообложение
Предпринимательство
Радиоэлектроника
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Сочинения по литературе и русскому языку
Теория организация
Теплотехника
Туризм
Управление
Форма поиска
Авторизация




 
Статистика
рефераты
Последние новости

Типологии индивидуальности

Типологии индивидуальности

Типологии индивидуальности

Индивидуальность - совокупность психических качеств, способов поведения субъекта, которая отличает его от других. Она определенным образом организована.

Проблема выделения типов характера: емкость и тип:

емкость – совокупность свойств и типов поведения. Тип – их взаимосвязь и взаимообусловленность. Свойства предполагают друг друга.

емкость – сумма. Тип – целое. Понимание целостности: у типа выделяют несколько структурных качеств (2 – 3), которые объединяют, задают структуру остальным.

Стратегии построения типов:

снизу – эмпирическая. Индукция.

сверху – стратегическая. Дедукция.

Задачи выделения типологии:

объяснительная. Поиск психотелесных соответствий (психического типа и телесного) и их объективное обонование. Гиппократ, Кречмер, Шелдон.

описательная. Описание классов характера. Тип характера - отклонение, связанное с социальной неприспособленностью. Аномалия – индивидуально-типовой портрет. Задача - описать как можно больше индивидуальных типов аномалий характеров, увеличить, насколько возможно, разнообразие индивидуальностей. Но конечная цель – не только диагностика, вслед за ней следуют определенные способы коррекции. Ганнушкин, Личко.

терапевтическая. Дедукция: через выделение общих черт индивидуальности. Построение типологии не имеет здесь ни объяснительного, ни диагностического характера (хотя и может быть использовано диагностами), но строится, чтобы каждый человек, например, пациент терапевта, мог бы воспользоваться типологией для осознания собственных индивидуальных черт, для осознания проблем и их постановки. Т.е. здесь типология – средство терапии и самотерапии. К. Г. Юнг: психологические типы.

Поиск психотелесных соответствий, или строение тела и характер . Э. Кречмер (немецкий психиатр). Выделение и описание основных типов телосложения. Связь телосложения с психическим обликом. «Тип» – целостная структура, а не совокупность свойств. Задачи:

установление связи между особенностями телосложения человека и его предрасположенности к отдельным психическим заболеваниям;

установление связи между особенностями телосложения человека и его характером

а) выделение 3 чистых типов телосложения и установление их связи с психическими заболеваниями. Астеник – средний рост при малой толщине, тонкие руки и ноги, бледная кожа, практически полное отсутствие жира, слабое развитие мускулатуры, узкие плечи, впалая грудная клетка, впалый живот. Лицо: угловой профиль - вытянутый нос и скошенный подбородок, анфас – длинное, узкое, худое лицо, слабо развит и не выражен подбородок. Атлетик – сильно развитая мышечная и скелетная система, тело трапециевидной формы, развитая мускулатура, широкие плечи, крупная голова, узкие бедра, умеренная жировая прослойка. Голова – крупная, плотная, сидит на короткой шее. Форма головы яйцеобразная, с развитыми лобными долями. Пикник – плотная фигура, с большим животом, короткими конечностями, дряблая кожа, ярко выражен жировой слой. Лицо: анфас – пятиугольник (скулы особо выделяются за счет жировых отложений), череп имеет округлые очертания.

Выделил корреляционные связи с двумя заболеваниями: 1) шизофрения (Sch). Э. Блейлер. Основной признак – аутизм. Полная погруженность в себя и неверное представление о мире. Аутистическое мышление – уход от реальности. 2) циклический (маниакально-депрессивный) психоз. Резкая смена настроения: беспричинная радость – беспричинное уныние.

Вывод: связь шизофрении и типов астеник, атлетик; связь МДП и типа пикник.

б) выделение аномалий характеров, сходных с названными заболеваниями. Между нормой и патологией не качественные отличия а количественные. Шизофрения и МДП – центры более общих образований из области малой психиатрии. У Ганнушкина - психопатии, пограничная, промежуточная область между нормой и психическим заболеванием. Аномалии характера, соответствующие им: шизоид и циклоид. Шизоид: замкнут, крайне раздражителен. Противостоит миру. Навязывает ему свои нормы. Ориентирован на себя: «напоминает готический замок – снаружи скромен и бесцветен, внутри – роскошные пиры». Редко имеет друзей, его партнер должен отвечать некоторому идеалу: «если я тебя придумала, стань таким, как я хочу». Эмоциональная сфера: крайняя чувствительность (ранимость) – эмоциональная тупость (полное внешнее безразличие к окружающим). Циклоид: общителен, открыт миру, доброжелателен. Принимает мир таким, каков он есть. Активный, деятельный (сангвиник Гиппократа; Павлов, Айзенк). Редко доводит дела до конца. Существует зависимость от окружения, т.к. в эмоциональных ситуациях ему необходимо выговориться. Может потерять себя, раствориться в среде. Эмоциональная шкала: постоянная радость – постоянная грусть. Не в состоянии контролировать эмоции.

в) выделение двух общих (глобальных) биотипов для нормальных индивидуальностей.

Биотип – единство телесных и психических черт. Изучение на вождях и героях. Исследователи, писатели, политики: нашел мало. Только описание, нет объяснения. Циклотимик: доверяет чувствам, а не разуму. Богатая интуиция мыслителя. В политике склонен к компромиссам. Шизотимик: предпочитает абстрактные науки, где нужно обобщать. Рациональны, не доверяют эмоциям. Мир изначально схематизируется. Основная ориентация на себя. Ориентация на поиск внутренних причин. В политике – яркие революционеры.

У Шелдона другой метод и иное представление о типе. Вводит массу характеристик строения тела. Выделяет индексы – показатели ключевого типа телосложения. Соответствие признаков, их корреляции. Типы как группы свойств.

Шелдон, индекс телосложения

Кречмер, тип телосложения

Шелдон, индекс темперамента

Эктоморфный (кожа, НС)

Астеник

Церебротония

Мезоморфный (костно-мыш.)

Атлетик

Соматотония

Эндоморфный (внутр. органы)

Пикник

Висцеротония

Корреляция не есть причинно-следственная связь и нельзя сказать что одно зависит от другого нельзя. Возможно, оба этих показателя зависят от чего то третьего – образа жизни, области деятельности и т.д.

Психопатии и акцентуации характера.

Объяснительные теории. Они построены снизу, эмпирически.

Ганнушкин: изучение взрослых. Психопатии – аномалии характера, которые (1) определяют весь психический облик человека, (2) относительно неизменны при жизни, (3) связаны с социальной дезадаптацией. Критерии и особенности: Тотальность, стабильность, социальная дезадаптация. Психопатия – психическое заболевание. Причина - неудачное сочетание наследственных задатков. Психопатические особенности с одной стороны бывает трудно отличить от нерезко выраженных психозов, с другой стороны они совершенно незаметно сливаются с т.н. нормой. Ибо между психопатическими особенностями и соответствующими им «простыми человеческими недостатками» разница большей частью только количественная, а не качественная. Классификация: 10 типов.

А.Е.Личко: изучение детей. Акцентуации – крайний вариант нормы, при которой отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость человека в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Акцентуации – ярко выраженные черты характера, но при этом три особенности психопатий не присутствуют одновременно. Это либо лишь локальное проявление в какой-то области, либо особенности присутствуют не всегда, либо не влияют на социальную дезадаптацию. Любой подросток имеет акцентуация, иногда это является признаком возраста. Задача: выявить социально неприемлемые реакции акцентуанта. По степени выраженности черт подразделяются на явные и скрытые ацентуации. Классификация: 12 типов (10 типов Ганнушкина + циклоид, шизоид).

Ганнушкин: психопатии.

Личко: акцентуации.

Группа циклоидов (I – II как ее полюса).

I

Конституционально-возбужденные

Гипертимный тип.

Выражение МДП. Постоянно приподнятое настроение, повышенная активность. Часто увлекается, интерес к миру, неформальный лидер, разносторонние интересы. Неустойчивость интересов (следствие в жизни: скромные успехи). Азартный игрок. Склонность к аферам. С легкостью принимает жизненные невзгоды.

/Часто это возрастная черта (слабое место – ограничение свободы)

II

Конституционально-депрессивная группа.

Сенситивный тип.

Основной признак: беспричинное понижение настроения, повышенная утомляемость, болезненная чувствительность (Павлов: чистый слабый тип НС). Ситуации, связанные с проверкой, вызывают излишнюю раздражительность.

/Основной признак: боязнь проверок. Многие шаблонные ситуации воспринимает как неопределенные. Трудности в повседневном общении. Стремится компенсировать это, привлечь к себе внимание, победить тревогу, но возникает чувство стыда (постоянные упреки и насмешки, эмоциональное неприятие)

III

Группа лабильных.

 Лабильный тип

Неустойчивость эмоциональной сферы. Эмотивно-лабильный тип: эмоциональность.

Реактивно-лабильный: смена настроения из-за внешних обстоятельств. Не имеет долгих привязанностей, размытые интересы, не может долго сдерживать обещания. Не умеет правильно выразить, оформить и сохранить привязанность, удержать в поведении.

/Лабильный (отрицательная оценка со стороны окружающих)

Группа психастеников (IV-V).

IV

Группа неврастеников.

Астено-невротический тип.

Болезненная чувствительность вплоть до мнительности в отношении собственных телесных переживаний. Часто посещает поликлинику сразу в нескольких кабинетах. Болезненное отношение к физическому и психическому здоровью.

/(экстремальная ситуация)

V

Группа психастеников.

Психастенический тип.

Крайняя нерешительность, трудности в принятии решений, мнительность

/(ситуация неопределенности)

VI

Группа параноиков.

Не выявлены.

Склонность к созданию сверх ценных идей. Кажется ориентированным на себя, оценивает других и относится к ним в соответствии со своими сверхценными утверждениями. Требователен, жесток, злопамятен, капризен и раздражителен. Он – резонер (человек, склонный к обоснованию своих убеждений), но его словесный поток однообразен, не оригинален.

VII

Группа эпилептоидов.

Эпилептоидный тип.

Ключевые признаки: наличие аффективных приступов, наличие вязких эмоциональных состояний, наличие моральных дефектов. Находится на гране выполнения нормы. Ханжа, подчеркивает свое соблюдение норм. Стремится к лидерству, но редко достигает его. Положение ближайшего подчиненного у лидера, перед которым заискивает. Жесток по отношению к слабым. Может быть деятельным, упорным. Склонен дойти во всем до предела. Часто коллекционирует. Склонен овладевать ручными умениями, склонен тренироваться один.

/(противодействие принципам и заведенному порядку)

VIII

Группа истероидов.

Истероидный тип.

Необходимость привлечения внимания любой ценой. Неожиданные, немотивированные поступки. Склонность к фантазированию: неверное представление реальности. Человек уходит от сознания своей мотивации, придумывает себе тяжкие грехи. Патологически лгун. Крайний случай – фанатик.

/Это особенность подросткового возраста, которая может сочетаться с другими (невнимательность со стороны окружающих)

IX

Группа неустойчивых.

Неустойчивый тип.

Невозможность действовать без образца. Отсутствие сложившихся способов поведения, зависим от окружающих. Компенсация: выбор яркого образца.

/Гипертимный подросток: лидер в подростковых компаниях, склонен к употреблению химических возбудителей, но потом испытывает долгий и тяжкий стыд. (внешнее влияние, исходящее от других людей)

X

Группа конституционально-глупых.

Конформный тип.

Интеллектуальная сниженность. Будет успешен, если выберет себе средний образец. Ханжа, резонер. Дежурные, обыденные мнения.

/Необходимость подражать, быть как все (новая ситуация)

Ганнушкин: психопатии

болезнь_______явн. латент. (компенсир.)_______ норма

 Типологии индивидуальностиЛеонгард (взрослые)

болезнь ______ аномалии_акцентуир лич-ти__норма

Личко (подростки)

болезнь_______психопатии__акцентуации___норма

явн. I латент.

Личко =Ганушкин+Леонгард.

Ганнушкин: нормальный характер – условность, которая реально не существует.

Леонгард: аномальная личность - люди, которые до такой степени отклоняются от средней нормы, что даже при отсутствии внешне неблагоприятных условий испытывают трудности приспособления к жизни.

Построение типологии индивидуальности как терапевтического средства

Построение сверху, дедуктивно. Проблема выделения общих психических типов. Назначение: дать человеку средства к пониманию своей индивидуальности. Юнг, 20е годы. Книга «Психологические типы». Нормальный характер – равновесие разных черт. Если есть перекос, то необходимо вернуться к равновесию.

Выделение двух основных взаимодополняющих направленностей, общих установок субъекта. Везде есть взаимодействие сил: расширение и сжатие. Традиционное разделение -эмоциональность – рациональность. Юнг выделил две общие направленности – экстраверсия и интроверсия. Экстраверты – установка на внешний мир, внешние события, предметы окружающего мира. Интроверты – установка на внутренний мир, мысли и чувства.

Необходимость существования двух направленностей у каждого человека. Наличие двух психических сфер у человека: сознание и бессознательное. Если в сознательном – интраверсивная направленность, то в бессознательном – экстраверсивная.

Разделение направленностей по доминирующей психической функции. Анализ психических функций: экстраверт – эмоциональный человек, интраверт – рациональный человек – обычные сочетания. Найдя экстравертных мыслителей и эмоциональных интровертов расширяет число типов, вводя понятие доминирующей психической функции: ощущение, мышление, чувство, интуиция. Отражение полного цикла контакта человека с миром. Стадии: а) ощущение (восприятие) – сенсорика, способность воспринимать мир объективно. Б) эмоции – ориентировка на отношение к событиям. В) мышление – вскрытие существенных свойств. Г) интуиция – способность к прогнозированию будущих результатов.

Принцип дополнительности:

Доминирующая функция представлена в сознании, развита и диффференцирована. Дополнительная к ней – недоразвита, неосознанна. Они взаимодействуют в форме компенсации. Кроме доминирующей сознательно представлена еще одна функция из другой пары.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://psy.piter.com/



рефераты
Новости