Возраст
|
Социальная Ситуация Развития
|
Ведущая Деятельность
|
Новообразования
|
1.Период младенчества
а) новорожденность (от 1 до 4 недель);
б) собственно младенчество
(до 1 года)
|
Определяется двумя моментами:
а) биологической беспомощностью младенца, зависимостью удовлетворения его
потребностей от взрослых; б) при этой максимальной зависимости, включенностью
всего поведения ребенка в социальное, он лишен основных средств социального
общения речи. Таким образом, противоречие между максимальной социальной
включенностью младенца и минимальными возможностями общения определяют основу
развития ребенка в этом возрасте.
|
Сенсомоторное развитие,
заключающееся в научении моторными навыками (овладение рукой, умение сидеть и
ходить)и появлении познавательных (функциональных) действий (т.е. познание
физической стороны предмета и имитация действий взрослым с этим предметом).
|
Основное новообразование инстинктивная
психическая жизнь, которая характеризуется двумя особенностями: а)
неспособностью выделения не только себя, но и других людей из слитной
ситуации, возникающей на основе его инстинктивных потребности; б)
«несуществованием» для ребенка объекта переживания, т.е. переживаются
состояния, а не объективные содержания. Последнее говорит об такой
особенности сознания как «прамы». К другим новообразованиям можно отнести
формирование «автономной речи»: слова имеют функции наименования и указания,
но не имеют значащую функцию; значение слова не постоянно; нет отношения
общности между отдельными значениями слов. и развитие активное сенсомоторных
навыков. Развитие автономной речи является центральным новообразованием
кризиса первого года жизни
|
Раннее детство
(от 1 года до 3 лет)
|
В этом возрасте ребенок приобретает
некоторую степень самостоятельности: появляются первые слова, ребенок начинает
ходить, развиваются действия с предметами. Однако диапазон возможностей
ребенка еще очень ограничен. Социальную ситуацию развития в раннем возрасте
можно описать схемой: "ребенок ПРЕДМЕТ взрослый". Эта система
отношений содержит в себе противоречие: способ действия с предметом, образец действия
принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное
действие. Это противоречие решается в новом типе деятельности, который рождается
в период раннего возраста. Им является предметная деятельность, направленная
на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами.
|
Предметно-орудийная деятельность,
с ведущим мотивом овладения действиями с предметом. На этом этапе происходит
дальнейшее выделение смыслового компонента предмета и освоение
операционально-технической стороны.
|
Благодаря отделению действия от
предмета, происходит сравнение своего действия с действием взрослого. Как
только ребенок увидел себя в другом, он увидел себя самого и появился феномен
"внешнее Я сам" («Ясам» является новообразование кризиса 3х лет).
Появляется структурное и системное строение сознания (формирование отношения
между отдельными функциями и развитие обобщения как функции всего сознания в
целом).
Личностное новообразование формирование
системы Я (появление и развитие самооценки, самоуважения, самосознания).
Появление субъекта деятельности. Все это сопровождается значительным
развитием речи, которое характеризуется увеличением словарного запаса,
попытками построения предложений с учетом согласованности слов; началом
фонематического анализа; поиском смысловых связей. К 3м годам освоение
грамматического состава речи.
|
3. Дошкольный возраст
(от 3 до 7 лет)
|
Ребенок выходит из кризиса 3х
лет с желанием действовать автономно и с системой самооценки. Благодаря
развитой речи и способности передвигаться он может чувствовать соразмерность
со взрослыми. Но он понимает, что взрослые делают, чтото не на основе умений
(как делать), а на смысловой основе (почему делать), т.е. у него не развита
мотивационнопотребностная сфера. Задача ребенка в этом периоде развитие этих
смыслов, путем участия в человеческих отношениях. Поскольку взрослые
ограждают его от этого активного участия, ребенок реализует это стремление в
играх. В них он моделирует мир взрослых и правила функционирования в нем.
|
Сюжетноролевая игра (где игра это
своеобразное отношение к действительности, характеризующееся созданием мнимых
ситуаций или переносом свойств одних предметов на другие). К концу этого
периода эти игры приобретают «режиссерский» характер). Они позволяют
постигнуть систему отношения между людьми и способствуют развитию
знаковосимволической функции и речи.
|
Новообразования:
произвольность (как возможность
приостанавливать аффект для оценки ситуации и прогнозирования);
появление «внутреннего мира»:
научение дифференциации своих состояний и переживаний, как полностью открытых
другим людям;
способность к обобщению
переживаний (как появление стойкого отношения т.е. чувств);
в начале этого периода
возникает нагляднодейственное мышление, а к его концу оно изменяется на
нагляднообразное; появляется также способность к опосредованному запоминанию;
нравственное развитие: переход
от принятия культурных и нравственных норм как данность к сознательному их
принятию;
к концу периода появляется
способность к перцептивному моделированию и социализованная речь.
Этот период заканчивается кризисом 7и лет,
среди временных новообразований которого можно назвать появление манерничания
и кривляния как гипертрофированного подражания взрослым.
|
4. Младший школьный возраст
(7 11 лет)
|
Характеризуется следующими
особенностями:
в систему отношений появляется учитель («чужой
взрослый»), который является непререкаемым авторитетом;
в этом периоде ребенок впервые сталкивается
с системой жестких культурных требований, предъявляемых учителем, вступая в
конфликт с которым, ребенок вступает в конфликт с «обществом» (при этом он не
может получить эмоциональной поддержки как в семье);
ребенок становиться объектом оценки, при
этом оценивается не продукт его труда, а он сам;
взаимоотношения со сверстниками переходят из
сферы личных предпочтений в сферу партнерских;
преодолевается реализм мышления, что
позволяет видеть закономерности, непредставленные в плане восприятия;
|
Ведущая деятельность учебная.
Она поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, "чем
я был" и "чем я стал".
|
Новообразования:
1. формирование теоретического
мышления;
2. рефлексия как осознание своих
собственных изменений;.
способность к планированию.
Интеллект опосредует развитие всех остальных
функций: происходит интеллектуализация всех психических процессов, их
осознание и произвольность. Так, память приобретает ярко выраженный
познавательный характер. Это связано с тем, что ребенок, начинает осознавать особую
мнемическую задачу и отделяет эту задачу от всякой другой. Вовторых, в
младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания.
В области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия
дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом,
подчиняющемуся определенной задаче. Происходит также развитие волевых
процессов.
|
5. Подростковый возраст
а) собственно подростковый
(1114 лет);
б) юношество
(14 18 лет).
|
ССР в этом возрасте
характеризуется следующими особенностями:
подросток продолжает находиться в тех же
условиях, что и ранее (семья, школа, сверстники), но у него появляются новые
ценностные ориентации. Так, стремление к независимости сталкивается в семье с
тем, что родители могут относиться к подростку еще как к «ребенку». У него
меняется отношение и к школе она становиться местом активных взаимоотношений;
в то же время, подросток находится под
действием амбивалентно направленных сил: он стремиться оторваться от детства,
которое, одновременно, является для него привлекательным (в нем меньше
ответственности и т.п.);
происходит расширение социальных условий
бытия: как в пространственном отношении, так и в увеличении диапазона «проб
себя», поиска себя;
|
Общение со сверстниками
является ведущей деятельностью в этом возрасте. Здесь осваиваются нормы социального
поведения, морали и т.п.
|
Основное новообразование этого
возраста перенесенное внутрь социальное сознание, т.е. есть самосознание
(иначе интериоризированный опыт социальных отношений). Его появление
способствует большей регуляции, контролю и управлением поведения, более
глубокому пониманию других людей, создает условия дальнейшего личностного
развития и др. Среди других новообразований
чувство взрослости;
на первый план выступают мотивы, которые связаны
с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. Они соподчинены на
основе ведущих общественно значимых и ставших ценными для личности мотивов.
Регуляция ими осуществляется на основе сознательно поставленной цели и сознательно
принятого намерения;
нравственные убеждения и нравственное
мировоззрение. Последнее представляет собой систему убеждений, которая приводит
к качественным сдвигам во всей системе потребностей и стремлений подростка;
самоопределение: с субъективной точки зрения
оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется
в новой общественно значимой позиции.
|
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://flogiston.ru/