Способности, их измерение и развитие
Способности, их измерение и развитие
Способности, их измерение и развитие
Б. М. Теплов.
1)
способность есть индивидуальное свойство, которое различно проявляется у разных
людей. Это переменная. Ее можно измерять. 2) способность есть свойство,
связанное с успешным освоением / осуществлением деятельности. Это успех. Его
можно измерять. 3) способности не тождественны ЗУН. Способность – не результат,
а условие, готовность, процесс освоения ЗУН. Итог: способность – индивидуальное
качество, связанное с готовностью к успешному освоению определенной
деятельности. (1) capacity – условие, возможность (связь с телом, организмом).
Capacity – анатомические и физиологические особенности, которые определяют
возможность развития органа в оптимальных условиях. Это задатки. Вход:
возможности развития. (2) ability – умение, имеющееся средство. Это реализация
возможностей. Выход: результат развития. Между ними – “черный ящик”. Изучение
способностей – изучение процесса их формирования (процесс реализации задатков).
Способности – задатки, проявляющиеся в деятельности. Способности впервые
появляются в деятельности. Способности могут не сводиться к реализации
задатков.
Измерение
способностей: основатель дифференциальной психологии – Ф. Гальтон (Англия).
Впервые – метод опроса (анкетирование). Для измерения – тестирование (точный
метод). Mental test – умственный, психический тест. Тест – короткое испытание с
целью установить наличие, степень выраженности определенного свойства.
Сначала
изучались совокупности способностей – тесты на общий интеллект. А. Бине, Симон
(Франция). Задача: выявить детей с различными способностями к школьному
обучению. Понятие общего интеллекта: на житейском уровне – мышление, т.е.
“интеллектуальный” – “ментальный” – психический в целом. А. Бине не исследовал
интеллект, а искал его показатели. Общее представление об интеллекте: только
критерии отличия одной группы от другой. Тесты Айзенка: изучение интеллекта, а
не способностей.
А.
Бине: ограниченное число заданий (30) для выборки детей (3 – 13). Устанавливает
группы заданий, которые успешно решаются детьми определенного возраста.
Выделение “умственного” возраста. “Умственный” возраст – набор заданий, которые
успешно выполняется детьми определенного хронологического возраста. Успешно
выполненная задача – операциональный критерий для возраста.
США,
Стэнфорд, 10-е годы. IQ – процентное соотношение умственного возраста к
хронологическому, показатель психического развития. Тест Стэнфорда-Бине (тест
Векслера).
На
основании измерения сложившихся знаний (операций) делаются выводы о будущих
действиях. Проблема диагноза и прогноза. Готовность к решению задач - уровень
IQ. Решение о повышении надежности и валидности теста. Надежность –
воспроизводимость результатов на новых испытуемых. Повышение надежности –
увеличение количества испытуемых, заданий в тесе, проб. Появляется возможность
построить несколько заданий для каждой конкретной способности. Если решение
нескольких заданий коррелирует между собой, то повышается их надежность.
Валидность – “полноценность” – степень соответствия содержания выполняемого
теста измеряемой способности или изучаемой деятельности. Если между
способностями и задатками есть явная связь, то нет проблемы валидности
(музыкальный слух и музыкальная способность).
Вместо
диагностического возникает исследовательский подход. Построение структуры
интеллекта.
Проблема
базовых способностей. Проблема группировки тесов решения с помощью
статистического метода – факторного анализа (автор – Спирмен). Факторный анализ
– установление корреляции результатов отдельных тестов. Анализ факторов –
выделение групп факторов, которые коррелируют между собой. Способность –
внутренний источник средств. Вопрос о названии для выявляемых групп. А)
способность в психодиагностике – психический процесс в общей психологии, их
соотнесение. Б) обработка конкретного материала, с которым работает испытуемый.
Базовая способность – та способность, которая тестируется с помощью нескольких
методик, и результаты этих методик коррелируют между собой. Например, работа с
речевым, семантическим материалом – (а) вербальная способность. В нее входит:
понимание высказываний, темп речи, разгадывание анаграмм, придумывание рифм,
порождение ассоциаций. Объем способности – количество материала, которое в
принципе может быть порождено. Индивидуальность (оригинальность) способности –
измерение частотных характеристик материала. Другие способности: (б)
пространственная способность: восприятие пространственных отношений, наглядное
представление объекта в различных ситуациях, порождение сложных конфигураций.
(в) логический фактор: возможность составлять правильный силлогизм, возможность
установить последовательность, возможность сравнить 2 суждения и др. (г) числовой
фактор и др.
Структура
интеллекта. Изучение способностей не на уровне операций, а на уровне действий.
Гилфорд. Способность как решение задачи. 5 * 4 * 6 = 120 способностей. Сейчас
изучено около 100 отдельных способностей (+ прогностическая функция).
Ось
У (1) – выполняемое действие (Гилфорд: “операция”) – то действие по решению
задачи, которое выполняется при выполнении теста. 1. Восприятие и понимание
материала. 2. Память. 3. Дивергентность (тест: назвать способы употребления
предмета, результаты: объем и оригинальность, или “спонтанная гибкость
интеллекта” у Гилфорда). 4. Конвергентность – способность опознать объект по
его качественно разным свойствам (тест: отделенные ассоциации, где разные
свойства нужно объединить в одном предмете). 5. Оценка – способность сделать
вывод, правильно сравнить полученный результат и цель.
Ось
Х (2) – материал, с которым работает испытуемый (условия решения задачи). 1.
Изобразительный, наглядный материал. 2. Знаковый, символический. 3. Смысловой,
семантический. 4. Поведенческий.
Ось
З (3) – полученный результат. 1. Элементы. 2. Класс. 3. Отношения. 4. Системы.
5. Преобразование (систем). 6. Умозаключение (выводы).
Примеры:
1) дивергентность / семантический материал / элементы. Тест: легкость
воспроизведения (назвать как можно больше предметов, относящихся к данному
классу). Дивергентность / наглядный материал / элементы. Тест: возможность
дополнения геометрических фигур. 2) дивергентность / семантический материал /
классы. Тест: варианты применения (необычное применение привычных объектов). 3)
дивергентность / семантический материал / отношения. Тест: легкость
ассоциирования (ассоциации к данному слову – значения, различаемые по
контекстам). 4) дивергентность / семантический материал / системы. Тест:
легкость порождения высказываний (заполнение готовых форм для предложений).
Дивергентность / наглядный материал / системы. Тест: интерпретация сравнений
(сравнить высказывание по логической форме, закончить предложений будет
стремиться доопределить ситуацию и найти эти средства.
Прямая
инструкция, которая указывает на будущий результат. Косвенная инструкция,
которая не связана с ожидаемым конечным результатом (испытуемый не мотивирован
экспериментатором на креативность).
Д.Б.
Богоявленская: метод креативного поля. Методика “цилиндрические шахматы”
(изучение креативности учащихся Гнесинского училища). Шахматная доска соединена
в цилиндр. Шахматная задача: есть 2 слона и король, нужно поставить максимально
опасный мат. Дан алгоритм: слона нужно поместить на пересечении диагоналей.
Фиксация: обучаемость на уровне действий (как быстро осваивается алгоритм).
Существует и другой способ решения задачи. Если сказать, что оно есть, то
испытуемый его найдет. А если нет? Смекалистый заметит, что между фигурами все
время есть определенное расстояние. Может применить эвристику вместо алгоритма.
2
уровня креативности: 1) стимульно-продуктивный уровень. Креативность = 0, но
начинает все быстрее применять алгоритм (мотивация извне). 2) эвристический:
переход к поиску / созданию новых средств постановки цели (мотивация изнутри).
3) креативный: не только поиск эвристик, но и постановка собственной цели.
Выход за пределы проблемной ситуации – надситуативность.
Развитие
способностей. (1) Диагностический (= структурный) подход: способности – базовые
понятия, единицы анализа, элементы структуры. Задатки определяют область
возможностей для развития способностей. Они проявляются в деятельности,
осваивающей что-то.
Б.
М. Теплов: изучение музыкальных способностей. Прямая связь между задатками
(абсолютный музыкальный слух) и предметной спецификой. Н. С. Лейтес: проблема
одаренности. Развитие способностей во времени: задаток чувствителен ко времени
развития человека. Наличие сенситивных периодов – оптимальные временные условия
для развития способностей.
(2)
личностный подход (= функциональный). Способность – функциональное образование,
которое появилось в связи с решением жизненной личностной задачи. Б. М. Теплов:
если испытуемый мотивирован стать музыкантом, то слух можно сформировать.
Способности формируются в деятельности.
Человеку
нужны какие-то функциональные свойства, с которыми можно освоить данную
деятельность, и он хочет этого. Такие способности (2) отличаются от (1)
способностей. Это псевдоабсолютный слух (К. Левин: при решении задачи
появляются новые потребности, которых ранее не было, – квазипотребности). Эти
способности построены путем преобразования других природных задатков.
Итог:
(1) диагност подталкивает к развитию задатков. Наличие средств – возможность
поставить цель. (2) наличие цели (мотива) – возможность создать средства. Но:
развитие одних способностей приводит к изменению / утрате других.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.medictime.ru
|