Различия осознаваемых мотивов у подростков с разной степенью компьютерной ориентированности
Различия осознаваемых мотивов у подростков с разной степенью компьютерной ориентированности
Различия
осознаваемых мотивов у подростков с разной степенью компьютерной
ориентированности
В связи с
нарастающей интенсификацией процессов компьютеризации общества все больший вес
приобретают вопросы, связанные с тем, какое влияние оказывает глобальная
информатизация на личность. Различные аспекты этой проблемной области
разрабатываются психологами сравнительно давно. В частности О.К.Тихомировым и
его учениками О.Н.Арестовой, Л.Н.Бабаниным, Ю.Д.Бабаевой, А.Е.Войскунским и
многими другими велись и ведутся исследования структурных и функциональных
изменений в психической деятельности человека при взаимодействии с компьютером.
Эти изменения затрагивают познавательную, коммуникативную и личностную сферы,
трансформируют операциональное звено деятельности, пространственно-временные
характеристики взаимодействия субъект-субъект и субъект-информационная система,
процессы целеполагания, потребностно-мотивационную регуляцию деятельности.
Вместе с тем,
несмотря на имеющиеся фундаментальные разработки этой проблемы, осуществленные
в школе О.К. Тихомирова и вскрывающие общие закономерности мотивации
пользователя, несмотря на разработку проблем виртуальной реальности, мотивация
различных групп пользователей, относящихся к разным возрастным или
профессиональным категориям, еще мало изучена.
Исследование
этих аспектов мотивации могло бы уточнить некоторые общие положения, уже
известные психологической науке, а также решить ряд прикладных задач. Особенный
интерес может представлять изучение мотивации взаимодействия с компьютером у
подростков и юношей - в период, когда образование важнейших составляющих
личности и самосознания человека во многих аспектах только начинается и далеко
от своего завершения, но вместе с тем, уже можно говорить об автономизации
личности ребенка от взрослых и об открытии им возможностей дальнейшего
самостоятельного развития. Этот период является своеобразным переломным моментом
в развитии человека, и увлечение компьютером может способствовать как
дальнейшему прогрессу в становлении личности, так и формированию пассивной
зависимости от компьютера, тормозящей ее развитие.
Исследования в
области психологии мотивации компьютерно-ориентированных подростков только
начинаются, и их результаты позволяют ставить новые проблемы.Одной из них
становится проблема того, каким образом деятельность с компьютером, в которую
включены подростки, отражается в их самосознании со стороны своих мотивов.Именно
этот аспект послужил отправной точкой нашего исследования.
Нас
интересовало, с какой системой мотивов компьютерно-ориентированые подростки
соотносят различные ситуации взаимодействия с компьютером (ситуации, игры,
обучения и др.). Мы опирались на понимание мотивов, сложившееся в школе
А.Н.Леонтьева. Различные виды мотивов выделяют в зависимости от того предмета,
на который направлена деятельность. Под мотивацией в широком смысле
подразумевается то, ради чего человек выполняет ту или иную деятельность.
Всякая деятельность осуществляется вследствии какого-либо внутреннего импульса
(потребности) и ради некоторой внешней по отношению к ней ценности. Эти
отношения и образуют два полюса реальной мотивационной системы. Таким образом,
мотив - это предмет, на который направлена деятельность, соответствующий
некоторой человеческой потребности.Феноменологически мотивация проявляется в
эмоциональной окраске событий и действий субъекта, в направленности и
селективности человеческой деятельности в системе ценностей и предпочтений.
Изучение
системы мотивов компьютерно-ориентированных подростков прежде всего выдвигало
методическую задачу поиска способа определения как наличия такой
ориентированности, так и степени ее выраженности. В качестве такового была
использована анкета "Я и компьютер", разработанная Петербургскими
психологами О.Н.Черемисиной, Б.Л.Бардиер с целью создания инструмента,
способного оценить, "измерить" компьютерную увлеченность. Кроме того,
для определения компьютерной ориентированности подростков в качестве косвенного
метода мы использовали тест смысложизненных ориентаций (СЖО) в адаптации
Д.А.Леонтьева. Основанием для выбора этого теста послужило следующее: в
исследовании Ю.В.Фомичевой, А.Г.Шмелева, И.В.Бурмистрова было показано, что с
увеличением игрового опыта с компьютером локус контроля сдвигается в
интернальную область. Все 6 шкал теста СЖО значимо коррелируют с общей
интернальностью по тесту уровня субъективного контроля. Мы предполагаем, что
увеличение игрового опыта можно рассматривать как следствие ориентации
подростка на взаимодействие с компьютером. Наличие связи показателей анкеты и
СЖО может дать дополнительную инфомацию о природе влияния информационных
технологий на подростка. Забегая вперед, скажем, что наши предположения подтвердились,
при сравнении показателей анкеты и теста выявлена значимая корреляционная
связь(r=0.65, p<0.001).
Предположив,
что деятельность, опосредованная современными информационными технологиями,
отражается в системе мотивов личности, мы поставили перед собой задачу
адекватного описания этой системы. Для этого мы решили воспользоваться методами
психосемантического подхода к исследованию мотивации через исследование
категориальных структур индивидуального сознания. Исходным образцом для
составления методики мы взяли исследование мотивационной сферы личности,
проведенное В.Ф.Петренко; также использовались рекомендации к составлению
оценочных решеток Дж. Келли. Методика была составлена таким образом чтобы
изучить мотивацию в трех сферах: общение, компьютерная игра и компьютер. На
основании данных анкеты и теста в изучаемой выборке были выделены две
подвыборки: подростки с высоким индексом компьютерной ориентированности и
подростки с низким индексом компьютерной ориентированности.
Данные,
полученные с помощью психосемантических решеток были подвергнуты факторному
анализу центроидным методом. В каждой изучаемой сфере выделилось по три
значимых фактора, только в одном случае их было четыре: в сфере взаимодействия
с компьютером в у испытуемых с низкой компьютерной ориентированностью, причем,
все факторы оказались однополюсными. Отсюда можно сделать вывод о низкой
дифференцированности осознаваемых мотивов взаимодействия в системе
"человек-компьютер" у подростков этой группы.
Рассмотрим
различия, выделенные в мотивационной сфере у подростков с высоким и низким
индексом компьютерной ориентированности.
Первые такие
различия мы наблюдаем в системе мотивов, прявляющихся в общении. Если в группе
с высокой ориентированностью первый фактор связан с мотивами достижения (желание
сделать карьеру, желание самосовершенствования), то в группе с низкой
ориентированностью первый фактор связан с мотивами, выражающими потребность во
внимании, с желанием утвердиться в глазах других. Это можно понимать так, что
ситуация общения актуализирует у представителей разных групп разные системы
мотивов, если для первых общение - это в первую очередь возможность развития,
самосовершенствования, то для вторых это возможность привлечь к себе внимание,
показать себя; также разницу осознаваемых мотивов в сфере общения можно
объяснить тем, что в обоих случаях ведущим мотивом является повышение
собственной значимости в глазах окружающих, но реализуются они разными
способами: в первом случае мы видим направленность в будущее, во втором -
удовлетворение сиюминутных потребностей. В первом случае порождаются смыслы,
выполняющие такую функцию, как создание перспективы развития, во втором случае
смысл ситуативный и этой функции не выполняет.
В обеих группах
выделился фактор, нагруженный такими мотивами, как желание отдохнуть,
отвлечься. В группе с высокой ориентированностью он на втором месте, в группе с
низкой ориентированностью - на третьем. Видимо для первой группы ситуация
общения актуализирует гедонистические мотивы в большей степени, чем у второй
группы. Во второй группе второй фактор собрал такие мотивы, как боязнь быть
непонятым, любовь к другому, т. е. связанные с потребностью аффилиации. В
группе с высокой ориентированностью такие мотивы не выделились.
Третий фактор в
группе подростков с высокой ориентированностью включает такие мотивы, как
эгоизм, негативизм, это может быть, связано с переживанием собственной ценности
и может быть одним из эффектов сдвига локуса контроля в интернальную область.
Сравним
различия мотивации в интересующей нас области взаимодействия с компьютером.
В группе с
высокой ориентированностью ведущий фактор собрал такие мотивы, как желание
самоутвердиться, стремление к знаниям. Интересно, что сюда же попал такой
мотив, как подражание, который, возможно, отражает стремление идентифицироваться
с референтной группой. В ситуации взаимодействия с компьютером у этой группы
актуализируются познавательные мотивы, мотивы самореализации, потребность быть
с социумом.
В группе с
низкой ориентированностью ведущий фактор собрал такие мотивы как эгоизм,
негативизм, боязнь наказания и, с отрицательной нагрузкой, желание общаться,
стремление к знаниям. Вероятно, в ситуации взаимодействия с компьютером
представители этой группы видят в первую очередь уход от общения, ориентацию на
собственные интересы, отказ от познания.
Второй фактор в
обеих группах собрал мотивы привлечения к себе внимания.
Третий фактор в
группе с высокой вовлеченностью собрал мотивы, отражающие ориентированность
подростков на себя. Можно предположить что в ситуации взаимодействия с
компьютером актуализируются мотивы, интерпретированные нами "Я как
ценность".
В группе с
низкой ориентированностью третий фактор собрал мотивы саморазвития. Четвертый
фактор в этой группе отражает гедонистические мотивы. Подростки этой группы,
видят в компьютере средство отдыха и развлечения.
По блоку
"компьютерная игра" первый фактор в обеих группах собрал одинаковые
мотивы, компьютерная игра выступает как способ привлечения внимания.
В обеих группах
выделился фактор, нагруженный мотивами аффилиации, но в группе с высокой
ориентированностью этот фактор имеет больший удельный вес и находиться на
втором месте, тогда как в группе с низкой ориентированностью - на третьем. В
группе с низкой ориентированностью второй фактор собрал мотивы ухода от общения,
центрации на себе.
Третий фактор в
группе с высокой ориентированностью включает мотивы отдыха, развлечения, скорее
всего, компьютерная игра для этой группы выполняет развлекательную функцию.
Следует
отметить, что в разных изучаемых сферах взаимодействия в каждой группе
выделились сквозные системы мотивов. Так, в группе с высокой компьютерной
ориентированностью и в сфере общения, и в сфере взаимодействия с компьютером
наибольший удельный вес имеют мотивы достижения, в то время как в группе с
низкой ориентированностью во всех сферах выделился блок мотивов привлечения
внимания, (эти мотивы выделились и в первой группе но при этом они не занимали
высокого положения в иерархии).
Обобщая, можно
сказать, что взаимодействие подростков с компьютером отражается на системе
мотивов таким образом: у подростков с высоким индексом компьютерной ориентации
более высокая осмысленность жизни; Локус контроля сдвинут в интернальную
область, преобладает мотивация достижения успеха; ориентированность на будущее;
ими в большей степени осознаются мотивы самореализации; для них характерна
большая степень дифференцированности осознаваемых мотивов в области
взаимодействия с компьютером.
У подростков с
низким индексом компьютерной ориентированности отмечается тенденция к малой
осмысленности жизни; Локус контроля чаще находится в экстернальной области;
преобладает мотивация избегания неудачи; мотив повышения собственной оценки в
глазах окружающих реализуется через привлечение внимания произведенным
эффектом; осознаваемые мотивы самореализации имеют малую представленность как в
сфере общения, так и в сфере взаимодействия с компьютером.
Данные,
полученные с помощью факторного анализа, не дают возможности установить
причинно-следственные связи, но позволяют при содержательном анализе увидеть
мир "глазами испытуемого", реконструировать определенную картину мира
как микрокосм значений и смыслов.
Список
литературы
Сакбаев А.А.
Различия осознаваемых мотивов у подростков с разной степенью компьютерной
ориентированности.
|