Психологические характеристики малых групп как объекта социальной психологии
Психологические характеристики малых групп как объекта социальной психологии
Психологические характеристики малых групп, как объекта социальной психологии
Под малой группой понимается совокупность индивидов, которые оказались в одном
месте, пространстве и в одном времени. Диффузные группы – группы которые не связаны одной целью. Малые группы – совокупность индивидов которая
взаимодействует между собой для достижения общих целей и осознают свою принадлежность в данной общности.
Пространственное и временное соприсутствование.
Наличие постоянной цели совместной деятельности.
Малая группа характеризуется наличием совместной деятельности.
Малая группа характеризуется разделением и дифференциацией ролей.
Наличие эмоциональных отношений. – Характеризуется выработкой и функционированием
определенных групповых культур.
Размеры: min – 2-3 чел. Max – 20-30 чел. Оптим. – 7+-2
В зависимость от характера малой группы делятся на условные и реальные.
Реальные делятся на лабораторные и естественные. Естественные: неорганизованные и
организованные.
С точки зрения совместной деятельности и характера отношений в этой группу их
называют ассоциациями, корпорациями и коллективами.
Сложившиеся малые группы выполняют ряд функций:
Фун-я социализации – включение людей в систему общественных связей.
Инструментальная функция подключения совместной деятельности.
Экспрессивная функция – удовлетворение потребности человека в доверии, уважении.
Поддерживающая функция проявляется в том, что люди стремятся к объединению в трудных
ситуациях.
Структуры:
Коммуникативная стр-ра;
Стр-ра социальной власти;
Социометрическая – система взаиморасположения членов группы по степени проявления ими симпатии и
антипатии группы;
Психологическая характеристика коллектива, стадии и уровни его развития
Коллективом называется разновидность социальной общности и совокупности индивидов, определенным образом
взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной общности и признающихся его членами с точки зрения других. Коллектив
характеризуется следующими основными чертами:
• члены коллектива устойчиво взаимодействуют. Это взаимодействие способствует прочности и стабильности существования коллектива;
• коллектив должен отличаться ярко выраженной однородностью состава;
• члены коллектива должны иметь относительно высокую сплоченность в связи с единством взглядов, установок, позиций;
• коллектив должен быть структурирован и организован;
• коллектив отличается открытостью - готовностью принять новых членов.
Социально-психологический климат и основные факторы его формирования
Социально-психологический климат коллектива отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон
общественного настроения в коллективе, связанный с удовлетворением условий жизнедеятельности,
стилем и уровнем управления, другими факторами. Каждый член коллектива влияет на социально-психологический климат коллектива, создавая и изменяя его. Но и
сам социально-психологический климат коллектива оказывает воздействие на каждого отдельного члена коллектива, заставляя его мыслить и поступать
адекватно общим настроениям.
Общее понятие об общении, как основе межличностных отношений
В образе жизни человека, как и в образе жизни высших животных, можно выделить две основные стороны:
• контакты с природой и с живыми существами. Человек познает и преобразовывает окружающий мир. Это входит в первую часть
деятельности;
• контакты, которые ведут к взаимодействию живых существ друг с другом для обмена информацией. "Этот тип внутривидовых и'межвидовых
контактов называют общением"18. Общение свойственно всем живым существам, но у человека оно приобретает самые высшие формы.
Общение становится осознанным, сопровождается речью.
Под содержанием общения понимают информацию, которую сообщают друг другу люди в процессе общения. Люди обмениваются друг с
другом огромным количеством информации. Вот только некоторые ее типы:
• знания о мире;
• имеющийся опыт;
• приобретенные умения и навыки;
• имеющиеся способности;
• сведения о наличных потребностях;
• сведения об эмоциональных состояниях.
2. "Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности".
У людей количество целей общения по сравнению с животными сильно увеличилось. Общение людей используется ими как средство
удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, творческих, познавательных, творческих, эстетических. Психологи выделяют восемь основных
целей общения:
• контактная - "установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения";
• информационный обмен сообщениями - прием и передача сведений, информации;
• побудительная стимуляция - склонение человека к каким-либо поступкам или действиям;
• координационная - взаимное ориентирование при совместной деятельности;
• понимание;
• эмотивное возбуждение - обмен эмоциями;
* установление отношений;
• оказание влияния.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://stroy.nm.ru
|