Психологические особенности созависимых семей подростков-наркоманов
Психологические особенности созависимых семей подростков-наркоманов
Психологические особенности созависимых семей
подростков-наркоманов
М.И. Христофорова, Л.М. Шипицына
Кафедра специальной психологии СПбГУ
Санкт-Петербург
Долгое
время психологическим проблемам, связанным с наркоманией, в нашей стране не
уделялось должного внимания. К ним относится и сфера особенностей межличностных
отношений в семьях, в которых ребенок употребляет наркотики.
Можно
полагать, что с одной стороны, неблагополучие в семье имеет большое значение в
формировании аддиктивного поведения подростка, а с другой - очевидно, что при
наркотизации одного из членов семьи, деформируется вся система внутрисемейных
взаимоотношений.
Особое
внимание необходимо уделить проблеме созависимости. Психиатры считают, что в
результате совместной жизни с наркоманом его родственники зарабатывают себе
настоящую психическую патологию (которая, в свою очередь, вызывает и другие
болезни), - созависимость - комплекс особых черт характера, мешающих нормальной
и счастливой жизни, появляющийся у родственников и близких наркомана в
результате постоянной психической травмы и попыток приспособиться к ней.
При
этом, созависимость родственников препятствует выздоровлению наркозависимого,
то есть служит фактором, "подкрепляющим" болезнь.
Можно
выделить следующие стратегии созависимых лиц, способствующие развитию
аддиктивного поведения: чувство чрезмерной лояльности к наркоману, желание
(искреннее) справиться с трудностями его поведения; своеобразное чувство
ответственности за то, что у кого-то развилась наркозависимость (на интуитивном
уровне созависимые это понимают, и в какой-то степени они правы); стремление
сохранить положение, впечатление о семье в обществе, респектабельность;
стремление предотвратить опасные ситуации (угрозу ухудшения социального
положения из-за аддикции одного из членов семьи); желание сохранить семью;
желание смягчить агрессию наркомана; давление других людей (родственников,
знакомых); избегание помощи извне (психологической, медицинской и др.);
отсутствие осознания болезни, характера ситуации; подсознательное желание быть
незаменимым, необходимым для наркозависимого (это желание может превращаться в
желание осуществлять контроль и власть).
Когда
выясняется, что подросток употребляет наркотики, за помощью к психологам и
наркологам обращаются чаще всего напуганные, беспокоящиеся за своего ребенка,
родители (как правило, матери). Чаще всего они искренне хотят помочь своему
ребенку и себе избавиться от этого кошмара. В этих случаях у специалистов
появляется возможность работать с самим подростком и его родителями.
Целью
нашего исследования явилось изучение психологических особенностей
взаимоотношений матерей и наркозависимых подростков.
Обследованы
две группы подростков в возрасте от 13 до 18 лет и их матери. Экспериментальную
группу составили подростки, проходящие курс социальной реабилитации и адаптации
в Медицинском Центре "Группа Помощь" и их матери. Длительность курса
реабилитации индивидуально варьировалась. Диагноз - героиновая наркомания.
Количество обследуемых семей - 21.
Контрольную
группу составили подростки, не употребляющие наркотики, и их матери. Количество
обследуемых семей в данной группе - 15. Испытуемые подростки как в контрольной,
так и в экспериментальной группах живут в родительских семьях.
Для
наркозависимых подростков и их матерей были предложены анкеты, анализ которых
выявил статистические значимые положительные взаимосвязи в ответах матерей
между возрастом матери и наличием конфликтов с подростками (r=0,64), а также
сотрудничеством с ним (r=0,48). Статистически значимые, но отрицательные
корреляции в анкетах матерей отличались между возрастом матери и доверием к ней
подростка (r=0,52). В анкетах подростков выявлены статистически значимые
положительные взаимосвязи доверия подростков с общностью интересов с матерью
(r=0,53) и авторитетом матери (r=0,48).
Матери
чаще указывают на доверительность отношений, общность интересов и считают, что являются
авторитетом для своего ребенка, в то время, как подростки более склонны считать
отношения с матерью сотрудничеством и чаще подчеркивают конфликтность
отношений.
Вопреки
бытующему мнению, что чем больше разница в возрасте между матерью и подростком,
тем меньше у них общих интересов, что и служит во многом причиной возникающих в
отношениях проблем, анализ полученных данных не выявил этой закономерности.
Однако, установлено, что, чем старше мать, тем меньше доверия между ней и
подростком и больше конфликтов в отношениях между ними.
Как
показал корреляционный анализ, матери чаще склонны видеть взаимоотношения со
своим ребенком в более благоприятных тонах, чем подростки. Это, видимо, связано
с манипулятивным характером отношений наркозависимых подростков к своим
родителям.
Для
изучения нарушений семейного воспитания и выявления их психологических причин
была использована методика "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ)
Э.Г.Эйдемиллера и В.В.Юстицкис.
В
результате сравнения были выявлены следующие статистически значимые различия в
распределении признаков в экспериментальной и контрольной выборках, измеренных
с помощью методики АСВ (табл.1.).
Таблица
1
Статистически
значимые показатели по методике АСВ
Показатели нарушений воспитания и их причин
|
Средние значения
|
Экспериментальная группа (n=21)
|
Контрольная группа (n=15)
|
Гипоопека
|
5,85
|
3,53
|
Недостаточность требований-запретов
|
3,28
|
1,73
|
Недостаточность требований-обязанностей
|
3,42
|
1,73
|
Недостаточность санкций
|
3,28
|
2,46
|
Воспитательная неуверенность
|
3,85
|
2,93
|
Фобия утраты
|
3,76
|
2,2
|
Проекция негативных качеств
|
3,38
|
1,6
|
Можно
видеть, что для семей экспериментальной группы характерны такие нарушения как
гипопротекция, недостаточность запретов, недостаточность обязанностей -
требований к ребенку, недостаточность санкций, применяемых к ребенку.
Психологическими причинами нарушений семейного воспитания чаще является
воспитательная неуверенность матери, фобия утраты ребенка и проекция негативных
качеств на ребенка.
В
ситуации, когда мы говорим о гипопротекции, имеется ввиду, что подростку
оказывается недостаточно внимания родителей, до него "не доходят
руки"; за воспитание ребенка родители берутся лишь время от времени, когда
случается что-то серьезное.
В
случае недостаточности требований - обязанностей и требований - запретов
подросток имеет минимальное количество обязанностей в семье, что проявляется в
высказываниях родителей о трудности привлечения ребенка к какому-либо делу по
дому. При этом ребенку "все можно". Даже если и существуют какие-либо
запреты, подросток легко их нарушает, зная, что никто с него не спросит. Он не
отчитывается перед родителями, которые не хотят или не могут установить
какие-либо границы его поведения.
Минимальность
санкций свидетельствует о том, что родители предпочитают обходиться либо вовсе
без наказаний, либо применяют их крайне редко. Они уповают на поощрения,
сомневаясь в результативности любых наказаний.
Воспитательная
неуверенность родителя (в данном случае матери) и фобия утраты ребенка
относятся к нарушениям взаимного влияния членов семьи, что обусловлено
нарушением воспитания по типу потворствующей гиперпротекции либо пониженным
уровнем требований к подростку. В этом случае как бы происходит
перераспределение власти в семье между родителем и подростком в пользу
последнего. Родитель "идет на поводу" у подростка, уступает даже в
тех вопросах, в которых уступать, по его мнению, никак нельзя. Это происходит
потому, что подросток сумел найти к своему родителю подход, нащупал его
"слабое место" и добивается для себя положения "минимум
требований - максимум прав". Фобия утраты связана с нарушением воспитания
по типу потворствующей или доминирующей гиперпротекции. "Слабое
место" - неуверенность, боязнь ошибки, преувеличение представления о
хрупкости ребенка, его болезненности, беззащитности. Страх заставляет одних
родителей тревожно прислушиваться к любому пожеланию ребенка и спешить
удовлетворить его (потворствующая гиперпроекция); либо мелочно опекать его
(доминирующая гиперпротекция).
Проекция
на подростка собственных нежелаемых качеств обуславливает эмоциональное
отвержение, жестокое обращение. Причиной такого воспитания нередко бывает то,
что в подростке родитель как бы видит те черты характера, которые чувствует в
самом себе.
Корреляционный
анализ взаимосвязей между психологическими причинами отклонений и нарушениями в
семейном воспитании в контрольной и экспериментальной группах показал, что
структура взаимосвязей в экспериментальной группе является гораздо более
разветвленной, с большим количеством корреляций по сравнению с контрольной
группой.
При
этом необходимо отметить, что в общих чертах структура зависимостей между
изучаемыми параметрами как в контрольной, так и в экспериментальной группах,
сходна. Например, в обеих группах проекция негативных качеств на ребенка и
неразвитость родительских чувств связывается с таким нарушением как
гипопротекция, а фобия утраты ребенка с недостаточным количеством требований -
обязанностей, предъявляемых ребенку со стороны матери.
Однако
интересным является факт, что если неустойчивость стиля воспитания по данным
контрольной группы связана с воспитательной неуверенностью прямой, то по данным
экспериментальной группы - обратной зависимостью.
Для
выяснения отношений матери к семейной роли и эмоциональных контактов с ребенком
были применены методика PARI Е.Шеффера и Р.Белла в адаптации Т.В.Нещерет.
В
результате сравнения были выявлены следующие статистически значимые различия в
распределении признаков в экспериментальной и контрольной выборках, измеренных
с помощью методики PARI (табл.2).
Таблица
2
Статистически
значимые показатели методики PARI
Показатели методики
|
Средние значения
|
Экспериментальная группа
|
Контрольная группа
|
Ограниченность женщины рамками семьи
|
13,57
|
11,33
|
Сверхавторитет родителей
|
16,76
|
14,13
|
Раздражительность
|
14,33
|
11,06
|
Подавление агрессивности
|
13,24
|
10,8
|
Было
выявлено, что для семей экспериментальной группы в большей степени характерны
следующие особенности: ограниченность женщины рамками семьи, заботами
исключительно о семье, стремление к сверхавторитету родителей, раздражительность
и подавление агрессивности ребенка.
Кроме
того, наблюдалась тенденция в различиях выборок по параметру "уклонение от
контакта с ребенком" (р=0,080, среднее по экспериментальной группе =
12,71, среднее по контрольной группе = 10,86).
Представлялось
интересным рассмотреть структуру зависимости между отношением матери к семейной
роли и особенностями эмоционального контакта с ребенком (рис.1). Для этого были
построены корреляционные плеяды с использованием значения коэффициентов
корреляции r³0,7 (данные по экспериментальной группе).
Установлено,
что излишняя концентрация, как и излишняя эмоциональная дистанция, с ребенком
связаны с доминированием матери в семье и неудовлетворенностью женщины ролью
хозяйки. Излишняя эмоциональная дистанция также связана с
"безучастностью" мужа, а излишняя концентрация на ребенке - с
зависимостью матери и ограниченностью рамками семьи. Особый интерес вызывает
взаимосвязь оптимальности эмоционального контакта и сверхавторитета родителей.
Такая взаимосвязь может быть связана с приравниванием матерями оптимальности
эмоционального контакта и "послушностью" ребенка, признанием
авторитарности родительского мнения.

Рис.1.
Отношение матери к семейной роли и особенности эмоционального контакта с
ребенком.
(Условные
обозначения: ОК - оптимальный контакт, Д - излишняя дистанция, К - излишняя
концентрация на ребенке; цифрами указаны соответствующие номера шкал в
методике).
С
целью изучения мнения подростков по поводу установок, поведения и методов
воспитания родителей был использован опросник "Подростки о родителях"
(АDOR), разработанный в Психоневрологическом институте им.В.М.Бехтерева
(Санкт-Петербург). В результате статистической обработки результатов выявлено,
что для семей экспериментальной группы (как считают подростки) в большей
степени характерны "автономность" (3,66) самого подростка и
"непоследовательность" (3,61) воспитательных воздействий со стороны матери
(рис.2).

Рис.2.
Особенности родительско-детских взаимоотношений глазами подростка (АDOR)
Высокие
баллы по шкале "автономность" означают параллельное, автономное
существование членов семьи. В том случае, когда мы говорим о
непоследовательности, то имеем ввиду оценку подростком поведения матери как
чередование господства силы, амбиций и покорность, деликатность и
сверхальтруизм и недоверчивая подозрительность.

Рис.3.
Статистически значимые взаимосвязи между показателями "внутри"
методики ADOR в экспериментальной группе подростков
Обращает
на себя внимание тот факт, что в экспериментальной группе
"директивность" связана прямой зависимостью с
"враждебностью" и обратной - с "позитивным отношением". Это
может быть интерпретировано следующим образом: проблемные отношения между
матерью и подростком, отсутствие оптимального контакта связано с попыткой
матери применять директивные формы воздействия, использовать давление на
подростка, неприятие во внимание мнения ребенка, что, в свою очередь,
подростком воспринимается как негативное отношение к себе.
По
результатам факторного анализа, предпочтительной оказалась 4-х факторная модель
признаков со следующими названиями факторов: "Отношение матери к семейной
роли и близость эмоциональной дистанции с подростком", "Уровень опеки
над подростком", "Отношение матери к подростку глазами самого
подростка", "Отношение подростка к матери".
В
перечисленные факторы с ведущими факторными нагрузками вошли следующие
показатели:
Фактор
1 - "Отношение матери к семейной роли и близость эмоциональной дистанции с
подростком" (имеет наибольший вес): чрезмерность запретов (0,87),
исключение несемейных влияний (0,84), раздражительность (0,82), зависимость
матери (0,79), доминирование матери (0,76), неудовлетворенность ролью хозяйки
(0,75), подавление агрессивности (0,72), семейные конфликты (0,65), ощущение
самопожертвования в роли матери (0,63), чрезмерная забота (0,62),
гиперпротекция (0,61).
Фактор
2 - "Уровень опеки над подростком": недостаточность удовлетворения
потребностей подростка (0,87), желание ускорить развитие подростка (0,8),
гипопротекция (0,75), уклонение от контакта с подростком (0,74), неразвитость
родительских чувств (0,73), проекция качеств на подростка (0,71), строгость
(0,63).
Фактор
3 - "Отношение матери к подростку глазами самого подростка":
позитивное отношение к подростку (-0,72), директивность (0,67), автономность
(-0,62), враждебность (0,54).
Фактор
4 - "Отношение подростка к матери": общность интересов (-0,69),
доверительность отношений (-0,65), авторитет матери (-0,63).
Первые
два фактора относятся к взгляду матери на семейные отношения, а вторые два - к
мнению подростка о родительско-детских отношениях в семье. Как известно,
результаты факторного анализа могут быть использованы с целью типологии. Нами
были использованы первые два фактора, так как они имеют наибольший вес, и,
следовательно, можно предположить, что выделенные типы взаимоотношений в
экспериментальной группе являются наиболее часто встречающимися.
Исходя
из этого, представляется возможным выделить черты семей, наиболее характерные
для обследованной выборки.
Первую
группу, наиболее многочисленную, составили семьи:
с
нарушением воспитания по типу гиперпротекция и недостаточность запретов;
с
характеристиками отношения матери к семейной роли как зависимость матери,
доминирование матери, неудовлетворенность ролью хозяйки дома, самопожертвование
в роли матери;
с
особенностями контакта и эмоциональной дистанции между матерью и подростком,
для которых характерно исключение внесемейных влияний, подавление
агрессивности, что свидетельствует об излишней концентрации матери на ребенке.
В
таких семьях родительско-детские взаимоотношения строятся по принципу либо
потворствующей, либо доминирующей гиперпротекции. Подросток в такой семье
находится в центре внимания, семья стремится к максимальному удовлетворению его
потребностей.
Вторую
группу составили семьи со следующими особенностями:
с
нарушениями воспитания по типу гипопротекция, с недостаточным удовлетворением
потребностей ребенка и действием таких психологических причин как неразвитость
родительских чувств, проекция нежелаемых качеств на ребенка;
с
особенностями контакта и эмоциональной дистанции между матерью и подростком как
уклонение от контакта с ребенком.
В
данных семьях родительско-детские взаимоотношения строятся либо по типу
гипопротекция, либо по типу эмоционального отвержения. В первом случае ребенок
предоставлен самому себе, родители не интересуются им и не контролируют его. В
основе второго типа лежит осознаваемое, а чаще неосознаваемое отождествление
ребенка с какими-либо отрицательными моментами в жизни родителей. Ребенок
ощущает себя помехой в жизни родителей, устанавливающих большую дистанцию в
отношениях с ним.
Полученные
результаты позволяют судить о том, что родительско-детские отношения в семьях
наркозависимых подростков носят дисгармоничный характер. Отмечается нарушение
эмоционального контакта между матерями и подростками, подтверждается
существование эффекта созависимости. Все это свидетельствует о необходимости
семейной психотерапии при наркомании.
Не
возникает сомнений, что, во-первых, нарушенные, дисгармоничные внутрисемейные
отношения являются одним из базовых факторов становления аддиктивного поведения
у подростков, а, во-вторых, эти отношения могут значительно деформироваться в
связи с наркотизацией подростка.
Поэтому,
можно лишь с определенной осторожностью предположить, какие из выявленных нами
нарушений родительско-детских взаимоотношений являются причиной, а какие
следствием обращения подростка к наркотикам. Так, фобия утраты ребенка, может быть
условно отнесена к "приобретенным", в то время как воспитательная
неуверенность матери и проекция на ребенка нежелаемых качеств могут быть как
причиной так и следствием становления наркоманического поведения подростка.
Обращает
на себя внимание тот факт, что, несмотря на то, что исследование проводилось на
базе коммерческого Цента, и это позволяло предположить, что там лечатся
подростки, которых совсем нельзя назвать заброшенными и забытыми, тем не менее,
характерной чертой семейных взаимоотношений данной группы является гипоопека.
Следовательно, материальный достаток семьи и готовность родителей тратить
деньги на лечение ребенка не свидетельствует об оптимальности эмоционального
контакта между матерью и подростком и наличии достаточного уровня опеки над
ребенком.
Выводы:
Для
семей наркозавизимых подростков в большей степени, чем для группы здоровых,
характерны такие нарушения воспитания как гипопротекция, недостаточность
запретов, недостаточность обязанностей и санкций, применяемых к подростку.
Наиболее
часто встречающиеся психологические причины нарушений воспитания в семьях
наркозависимых подростков - это неуверенность матери в вопросах воспитания,
фобия утраты ребенка и проекция на ребенка нежелаемых качеств.
Особенностями
отношения созависимых матерей подростков-наркоманов к своей семейной роли
являются ограниченность женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье и
стремление к сверхавторитету родителей.
По
результатам обследования созависимых выявлены следующие особенности
эмоционального контакта между ними и подростками: раздражительность и
авторитарное подавление матерью агрессивности подростка.
По
результатам обследования подростков-наркоманов взаимоотношения в их семьях
характеризуются как автономное, параллельное существование матери и подростка,
а также непоследовательность воспитательных воздействий, применяемых к
подростку.
Выделено
два типа семей: семьи с типом воспитания - доминирующая или потворствующая
гиперпротекция; семьи с воспитанием либо по типу гипопротекция, либо по типу эмоционального
отвержения.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.rusmedserv.com/
|