Психологические функции мышц
Психологические функции мышц
Психологические функции мышц
Марк Евгеньевич Сандомирский, кандидат медицинских
наук, доцент кафедры управления в социальных и экономических системах УГАТУ,
практикующий психотерапевт, член Общероссийской профессиональной
психотерапевтической лиги.
В
классическом психоанализе показателем душевного здоровья человека считается
сила Эго, а целью терапии — воспитание зрелого Эго. По аналогии с этим в
бодинамическом анализе вводится понятие телесного Эго, функциями которого
являются:
мышление;
эмоциональный
контроль;
жизненная
позиция (убеждения и стереотипы поведения);
баланс
«Я» (внутренний психологический баланс между «Я» и «другими», между чувствами и
разумом);
приближение/отдаление
(внешний баланс в отношениях с людьми);
отношения
с окружающими людьми;
центрирование
(самоуважение);
заземление
и тестирование реальности;
формирование
границ (ассертивность);
самовыражение.
Зрелое
телесное Эго является условием как психологической, так и социально-психологической
адаптации. На его основе выстраивается целостность, единство человека как с
самим собой, так и с другими людьми, являющееся отражением общечеловеческой
взаимосвязи.
Термин
«бодинамический» (bodynamic) образован от слияния двух корней: тело (body) +
изменение (dynamics). Тем самым можно расшифровать его как «бодидинамический»
анализ или анализ телесного развития. В основе метода лежат представления
психологии возрастного развития, анатомии и возрастной физиологии
нервно-мышечной системы, описывающие динамику телесного развития ребенка, ее
параллелизм с развитием личностным. Разработан метод датским психотерапевтом Л.
Марчер (Lisbeth Marcher), последовательницей В. Райха, опиравшейся на его
представления о «мышечном панцире».
Из
представления о телесности Эго, о телесной «привязке» тех или иных личностных
качеств вытекает и метафорическое представление о психологических функциях
отдельных мышц или мышечных групп, которые лежат в основе телесно-психического
единства. Если это представление признается верным, то справедливо и
противоположное: через нормализацию состояния мышц может осуществляться
коррекция психологических проблем (принцип обратной связи). Диагностика же
состояния отдельных мышц может использоваться для диагностики психологических проблем.
Л.
Марчер подошла к описанию формирования структуры характера на телесном уровне
как составной части психомоторного развития, а на психологическом уровне — как
закономерно развивающейся во времени последовательности альтернативных выборов
(табл. 2), формирующих структуру личности. Соответствующие этим наиболее общим
выборам частные личностные свойства как бы запечатлеваются в мышцах (см. табл.
1).
Таблица
1. Метафорические психологические функции мышц по Л. Марчер
Группы мышц
|
Психологические функции мышц
|
Голова, шея
|
Мимические мышцы в целом
|
Выражение чувств, социальные контакты
|
Мышцы вокруг глаз
|
Направленность внимания и краткосрочное планирование
|
Мышцы области рта и язык
|
Эмоциональное принятие
|
Мышцы передней поверхности шеи
|
Речевое самовыражение
|
Мышцы задней поверхности шеи
|
Сила воли, гордость, ориентация в обстоятельствах
|
Плечевой пояс и руки
|
Разгибатели и сгибатели плеча, а также мышцы, приводящие и
отводящие плечо
|
Личное пространство в отношениях
|
Мышцы, поднимающие плечо
|
Способность нести психологическую «ношу»
|
Ротаторы плеча
|
Самозащита и способность принимать поддержку от других
|
Разгибатели предплечья
|
Отталкивание, удерживание на дистанции
|
Сгибатели предплечья
|
Привлечение и удержание
|
Ротаторы предплечья
|
Брать и отдавать
|
Сгибатели и разгибатели запястья
|
Позиционирование или социальный контроль поведения
|
Мышцы, противопоставляющие большой палец и мизинец
|
Обострение восприятия; письменная речь
|
Разгибатели пальцев
|
Тонкое приспособление (изменение границ); умение
«отпускать от себя»
|
Сгибатели пальцев
|
Прикосновение, изучение и удержание; способность брать и
отдавать
|
Туловище
|
Мышцы передней области грудной клетки (большая и малая
грудная и передняя зубчатая мышцы)
|
Ощущение собственной ценности и личной силы (как в
поверхностных, так и в глубинных контактах)
|
Межреберные мышцы (первичные дыхательные мышцы)
|
Ощущение полноты бытия, «пространство дыхания»
|
Диафрагма (вторичная дыхательная мышца); поверхностные
мышцы живота
|
Эмоциональный самоконтроль; удержание и «переваривание»
эмоций
|
Большая и малая поясничные мышцы
|
Интимная привязанность
|
Разгибатели туловища (позвоночника)
|
Способность противостоять эмоциональным и физическим
стрессорам
|
Квадратная мышца поясницы
|
Баланс между ориентацией на собственные чувства или на
эмоции окружающих
|
Мышцы тазового дна
|
Сексуальные чувства
|
Ноги
|
Сгибатели бедра
|
Инициация движения вперед и психологического контакта
|
Разгибатели бедра
|
Самоутверждение, способность «стоять на своем»
|
Ротаторы бедра
|
Сексуально-чувственное самоосознавание
|
Мышцы, приводящие бедро
|
Интимные и чувственные контакты
|
Разгибатели голени
|
Персональные границы во взаимоотношениях
|
Сгибатели голени
|
Выбор направления и контроль движения вперед
|
Малоберцовая мышца
|
Персональный баланс в групповом взаимодействии
|
Разгибатели стопы и пальцев
|
Контакт с реальностью
|
Сгибатели стопы
|
Самоутверждение, способность «крепко стоять на ногах»
|
Сгибатели пальцев
|
Ощущение контакта с землей
|
Бодинамический
анализ внес существенные дополнения в райховские представления о структуре
характера и «мышечном панцире». В телесной психотерапии структура характера
первоначально понималась, по сути, как набор подсознательных, иррациональных
стереотипов поведения в стрессовых ситуациях — набор, который формируется у
каждого человека, начиная с раннего возраста (именно с воспроизведением
детского опыта и связаны элементы иррациональности). При этом складывается он
во многом стихийно, под влиянием обстоятельств (уточним: возможно, и путем
подражания окружающим). Набор типичных психологических защит составляет, по
Райху, «панцирь характера», а их отражение в виде участков повышенного
мышечного тонуса — «мышечный панцирь».
При
этом, по мысли Л. Марчер, в процессе развития различные группы мышц «созревают»
в разное время. И психомоторное развитие представляется как последовательное
«созревание» определенных мышц (и освоение связанных с ними движений). Под
«созреванием» здесь имеется в виду достижение такой степени зрелости
нервно-мышечного аппарата, которая делает активность данной мышцы в полной мере
доступной сознательному контролю. Переход мышцы в «зрелое» состояние связан с
конкретным возрастным периодом, причем ограниченным достаточно узкими
временными рамками. Это так называемый критический или сензитивный период
развития, с которым также ассоциируется неизгладимый опыт, приобретенный в
ситуации первичного научения (импринт).
Когда
ребенок сталкивается с психотравмирующими ситуациями, то возникают две
проблемы. Во-первых, нарушение психомоторного развития, его частичная задержка
на данном возрастном этапе (телесный аналог фрейдовской фиксации). Поначалу она
призвана играть защитную роль, но в дальнейшем становится «тормозом»
дальнейшего развития, основой комплекса неполноценности. Во-вторых, возникающий
импринт, как правило, содержит биографические сцены, насыщенные травматичными
переживаниями. Хотя эти воспоминания и подвергаются вытеснению, но вследствие
того, что подобная защита не является абсолютной, они создают своего рода
«ахиллесову пяту», островки повышенной психологической уязвимости в структуре
личности. Связанные же с «проблемными» мышцами кинестетические ощущения
частично вытесняются, становятся недоступными для сознания.
Таблица
2. Периодизация возрастного психологического развития по Л. Марчер
Этап развития
|
Возрастные границы
|
Психологическое содержание
|
Существование
|
Внутриутробный период и до 3 месяцев после рождения
|
Связь с матерью
|
Потребность
|
От 1 месяца до 1,5 лет
|
Интернализация чувства заботы со стороны окружающих,
удовлетворения потребностей
|
Автономия
|
От 8 месяцев до 2,5 лет
|
Самостоятельное передвижение и общение с окружающими
|
Воля
|
От 2 до 4 лет
|
Способность добиваться цели и оказывать влияние на
окружающих
|
Любовь
|
От 3 до 6 лет
|
Способность к поддержанию сердечных отношений
|
Формирование мнения
|
От 5 до 8 лет
|
Становление логического мышления, способности принимать
решения на основе норм культуры
|
Коллективизм
|
От 7 до 12 лет
|
Способность быть членом группы/общества
|
Отсюда
вытекают две задачи телесной психотерапии. Тактическую задачу составляет
выявление мышечных «блоков»; задачу же стратегическую, осуществляемую на основе
устранения этих «блоков», — развитие недостающих телесно-психологических
ресурсов. Начальным этапом работы с пациентом является телесная диагностическая
процедура — составление индивидуальной мышечной «карты». При подобном
картировании проводится исследование около 200 мышц. При этом, в отличие от
традиционной телесной терапии, анализируется не только статическая,
«механическая» характеристика — мышечный тонус (то есть состояние мышцы в
покое), но и динамическая характеристика состояния мышцы. Это так называемая
реактивность, то есть рефлекторный ответ мышцы на ее механическую ручную
стимуляцию — пальпацию. Подобный ответ мышцы можно сравнить с каналом обратной
связи, с сигналом подсознания о приемлемости/неприемлемости данного телесного
контакта. Если тонус мышцы и ее реактивность соответствуют срединному диапазону
на условной шкале (диапазон нормы), то считается, что данная мышца находится в
ресурсном состоянии. Иначе ее состояние расценивается как отклонение от нормы —
соответственно гипо- или гиперреактивность.
Сопоставление
со схемой возрастного психомоторного развития позволяет предположить, в каком
возрасте произошли психотравмирующие ситуации, повлиявшие на состояние мышц.
Психологическая травма, перенесенная в течение критического периода возрастного
развития либо в еще более в раннем возрасте, проявляется в гипотонусе
(гипореактивности) соответствующей мышцы. Если же психотравма имела место в
более старшем возрасте, то ее результатом становится мышечный гипертонус
(гиперреактивность).
В
отличие от райховского подхода, бодинамический анализ отказывается от попыток
насильственного снятия «мышечного панциря», чтобы не оставлять пациента
беззащитным. Вместо этого предлагается обучать пациента осознаванию присутствия
собственного «панциря» в различных жизненных ситуациях, как способу контроля
эмоций и доступа к внутренним ресурсам. В конечном итоге наряду с
восстановлением ресурсного состояния соответствующих мышц это приводит к
укреплению или «пробуждению» телесного Эго, гармонизация функций которого и
служит главной целью психокоррекционной работы.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.elitarium.ru/
|