Психологическая реабилитация подростков, находящихся в местах социальной изоляции
Психологическая реабилитация подростков, находящихся в местах социальной изоляции
Психологическая реабилитация подростков, находящихся в местах социальной
изоляции
Дисциплина работы:
Содержание и методика социальной, медицинской работы
Москва 2009 год
1.
Введение
В
настоящее время в России становится очевидными неблагоприятные социальные
тенденции, связанные с кризисным снижением благосостояния большой части
населения, слабой законодательной защищённостью семьи и детства, ослаблением
влияния образовательных заведений на воспитание и других факторов. Наступление
этих неблагоприятных условий способствует увеличению количества
правонарушителей из числа несовершеннолетних.
Многие
исследователи-психологи говорят о наметившейся тенденции к устойчивому снижению
возраста правонарушителей. Многие несовершеннолетние совершают в пять раз
больше преступлений до достижения возраста уголовной ответственности. Учащаются
случаи применения несовершеннолетними огнестрельного оружия.
В
среде несовершеннолетних все больше распространяются такие виды
преступлений,
которые ранее были присущи, в основном, взрослым, - торговля оружием и
наркотиками, сутенерство, разбойные нападения на иностранцев и
предпринимателей, посягательство на жизнь и здоровье с использованием пыток;
другие способы обращения: мошеннические действия с валютой и ценными бумагами,
компьютерные преступления, торговля краденым, рэкет в своей среде, участие в насильственном
перераспределении дефицитных товаров. Все это позволяет сделать вывод о том,
что рост преступности несовершеннолетних в Российской Федерации - это реальный
факт.
В
такой ситуации места социальной изоляции должны выполнять по отношению к несовершеннолетним
воспитательную функцию не только в виде наказания, но и в виде перевоспитания,
способствующего развитию у подростка конструктивной жизненной позиции,
позволяющей ему войти в открытое сообщество и полноценно жить в этом динамично
меняющемся мире.
В
настоящем реферате я постараюсь раскрыть особенности реабилитации подростков,
находящихся в местах социальной изоляции.
3.
Психологические особенности подростков, находящихся в местах социальной
изоляции
Больше
всего настораживает активизировавшийся в последнее время процесс подчинения
подростковых групп организованной преступности и расширение социальной базы для
пополнения подростковых групп за счет безработных, несовершеннолетних,
занимающихся мелким бизнесом, а также вернувшихся из мест лишения свободы и не
нашедших место в жизни, подростков из малообеспеченных, обнищавших семей.
Наблюдается процесс все более массового вовлечения несовершеннолетних в
структуры теневой экономики и организованной преступности. Лидеры
организованной преступности охотно вводят в зону своего влияния подростков,
следят за их профессиональным преступным формированием и ростом.
Примечательно,
что рост преступности среди подростков и юношей значительно опережает рост
подростково-юношеской популяции: преступность среди несовершеннолетних за 10
лет выросла приблизительно в два раза, а подростково-юношеское население
уменьшилось на 15-20%. Причем, за последние 15 лет средний возраст особо
опасного рецидивиста снизился на 4-5 лет (с 28-30 лет до 23-25 лет).
Примечательно,
что в течение года "пик" преступных проявлений подростков приходится
на каникулы, что связано с ослаблением социального контроля за
несовершеннолетними, свертыванием работы лагерей труда и отдыха, разрушением
существовавшей в советское время системы работы с учащимися в каникулярное
время. Еще один всплеск подростковой преступности приходится на март месяц, что
некоторые специалисты объясняют перестройкой организма подростка в связи с
наступлением весеннего времени и изменением уровня тестостерона в крови.
Также
примечательно, что подростковая преступность носит групповой характер.
Преступные группы несовершеннолетних, сложившиеся на антиобщественной основе и
преследующие асоциальные цели деятельности, относятся к числу тех сообществ,
чей статус и отношения между участниками возникают на базе не столько общих
симпатий, а сколько общности криминальных интересов, потребности в поддержке в
совместной преступной деятельности. Криминальная деятельность подростковых
криминальных групп, как правило, имеет налет ложной романтики.
Давно
известно, что человеку для того, чтобы соответствовать современной ему
действительности, необходимо адекватно реагировать на происходящее и быть
способным адаптироваться к новым ситуациям. Но совершенно иные умения требуются
от человека, находящегося под воздействием закрытой группы. Взаимосвязь
закрытости группы и изоляции очень хорошо раскрыта М.Ю.Кондратьевым, который
определял "Закрытость" – как закрытость конкретной социальной группы
и рассматривал несколько закрытых групп: криминальные сообщества, находящиеся в
колониях и тюрьмах до участников долговременных научных экспедиций, команд
подводных лодок, находящихся в плавании и других.
Согласно
М.Ю.Кондратьеву, закрытые группы бывают двух типов:
1)
институциональные, закрытость которых регулируется нормами
или
общественными отношениями. Например, закрытость преступных со-
обществ
в местах социальной изоляции регулируется нормами уголовно-исполнительного
права, а закрытость воинских подразделений - постановлением правительства;
2)
внутренне закрытые, возникающие все зависимости от норм общественных отношений.
К этому виду закрытой группы можно отнести преступное сообщество, например,
шайку или банду разгуливающую на свободе, группу наркоманов, группу сектантов.
Закрытым
группам свойственны свои правила поведения, свои ценности и мораль. Потому
учреждения социальной изоляции подростков в большей степени формируют у
подростков специфическую криминальную субкультуру, характерную для групп
закрытого типа, принадлежность к которой в дальнейшем препятствует вхождению
несовершеннолетнего правонарушителя в открытые сообщества, но в тоже время
облегчает его интеграцию в криминальных группировках.
Специалисты
традиционно рассматривают подростковый возраст как важнейший период развития
личности, так как он характеризуется активным интересом к предметному и
социальному миру и бурным развитием самосознания. Под подростковым возрастом
обычно понимается стадия онтогенетического развития между детством и
взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными
изменениями, связанными с половым созреванием индивида и вхождением во взрослую
жизнь. Этому периоду характерны следующие особенности: повышенная возбудимость,
импульсивность, на которые накладывается неосознанное половое влечение
индивида. И основой психического развития личности в подростковом возрасте
является становление самосознания и формирование новой Я-концепции (так
называемая оперативная самооценка), попытки понять себя и оценить свои
возможности. В подростковом возрасте происходит формирование абстрактного,
теоретического мышления и появляется чувство принадлежности к особой
„подростковой“ общности, ценности которой являются основой для нравственных
оценок собственного поведения. Этап детства заканчивается вместе с половым
созреванием, после которого большинство молодых людей сразу же вступают во
взрослый мир. И, следовательно, в подростковом возрасте у большинства индивидов
происходит становление жизненных стереотипов, которыми этот индивид будет
руководствоваться всю свою жизнь.
Из
всего вышесказанного видно, что подростки, находящиеся в местах социальной
изоляции и подвергающиеся влиянию специфической криминальной группы закрытого
типа, представляют собой индивидов, которые в большей степени зависят от оценок
социума, в котором они вращаются. Таким образом, антисоциальное поведение,
которое явилось причиной социальной изоляции подростка, ещё больше укореняется
в личности подростка под воздействием навязываемых ему стереотипов
антисоциального поведения. Эта особенность ещё больше усугубляется тем
обстоятельством, что большинство подростков, подвергающихся социальной
изоляции, вырастают в неблагополучных семьях или не имеют семей вовсе, а это
значит, что у таких подростков полностью отсутствует положительный опыт общения
взрослых, базирующийся на таких понятиях как «любовь», «нежность», «доверие».
Таким образом, негативный опыт общения нескольких индивидов при наложении в
рамках одной закрытой группы может приобретать очень причудливые формы и
зачастую проявляется в извращениях.
Социальная,
педагогическая, правовая, юридическая, воспитательная, психологическая работа с
несовершеннолетними, совершившими преступления, является важным направлением
профилактической работы в местах социальной изоляции. Именно эти направления
работы составляют суть психологической работы с подростками, совершившими
преступления и находящимися в местах лишения свободы.
На
протяжении веков изоляция применялась, прежде всего, как средство наказания
людей за совершенные ими проступки, а также использовалось как воспитательное
средство в отношении детей через запрет играть с другими детьми, выходить из
дома, посещать общественные места и так далее. Изоляция применялась и
применяется в отношении больных людей, когда это требовали интересы больного и
его окружения (например, в случаях инфекционного заболевания). Но изучение
проблемы изоляции тесно связано с изучением проблемы депривации. Постоянные
миграционные процессы, когда массы людей снимаются с обжитых мест по
национальным, религиозным, экономическим и политическим побуждениям, и
вынуждены перемещаться по континентам, также связаны с отрывом от привычной
среды, устоявшегося уклада жизни, то есть с различными видами депривации.
Эмигранты вынуждены создавать свои закрытые общности (гетто) в новых условиях в
связи с взаимным отчуждением с новой средой, с последующим долгим и болезненным
вживанием в новую культурную среду.
Социальная
дезадаптация в детском возрасте ведет к воспитанию из подающих надежды детей
малообразованных людей, не имеющих навыков и желания трудиться, создавать
семью, быть хорошими родителями. Такие дети легко переходят границы моральных и
правовых норм.
3.
Метод реабилитации подростков, находящихся в местах социальной изоляции
Под
«реабилитацией» авторы сборника «Социально-психологическая реабилитация
осужденных подростков» понимают в социально-психологическом смысле «… возврат
необходимых возможностей и способностей к здоровой и полноценной жизни в
обществе самой личности освобожденного из мест заключения…». В данном случае
определение понятий «здоровая жизнь» и «полноценная жизнь» дать очень сложно. В
буквальном смысле «здоровая жизнь» означает хорошее состояние здоровья, но,
скорее всего, данная цель является недостижимой, так же как и стремление к
«полноценной жизни». Понятие «полноценности» может определять только сам
индивид, потому как для каждого индивида критерии полноценности жизни разные.
И, следовательно, стремиться к достижению как здоровой жизни, так и полноценной
жизни может только сама личность. Для того чтобы говорить о полноценности жизни
в рамках реабилитации имеет смысл определить какие-то минимальные границы
полноценной жизни. Таковыми границами, на мой взгляд, являются способность
человека освобождающегося из мест лишения свободы адаптироваться в обществе.
Очевидно, что такого эффекта можно добиться только путём приобщения подростка к
нормальной социальной среде и к трудовой деятельности посредством его
исправления.
Из
всего вышесказанного под «реабилитацией» можно понимать целенаправленный
процесс возвращения и приобретения подростком, подвергшимся социальной
изоляции, необходимых навыков и способностей к жизни в обществе с соблюдением
норм права.
По
мнению М.Н.Садовниковой, вся деятельность по реабилитации несовершеннолетних,
находящихся в местах лишения свободы и освобождающихся из них, должна строиться
на принципах, которые могут иметь общий и индивидуализированный характер.
К
общим принципам, то есть распространяющимся на всех несовершеннолетних,
относятся следующие:
-
в мероприятиях по реабилитации подростка должны принимать участие не только
специалисты различного профиля, но и люди из различных социальных групп,
разного возраста (к молодым людям проще найти подход тем, кто находится ближе
по возрасту и социальной принадлежности); отношения подростков к людям «без
погонов» более открытое и доверительное, что, вполне может способствовать
процессу реабилитации подростков;
-
процесс реабилитации должен быть этапным и носить плановый характер; все
мероприятия, осуществляемые в ходе этой деятельности, должны делиться на два
основных этапа: пенитенциарный и постпенитенциарный;
-
процесс реабилитации должен идти непрерывно во времени;
-
реабилитационный процесс должен быть максимально индивидуализирован и должен
учитывать как субъективные особенности личности подростка, так и объективные
условия;
-
соблюдение прав и свобод несовершеннолетнего в ходе реабилитационного процесса
поможет избежать негативного влияния двойных стандартов, когда, с одной
стороны, подростка призывают к уважению прав окружающих, а, с другой стороны,
унижают его достоинство, используют насилие (физические и психическое), но и
даст уверенность в важности соблюдения норм права, важности прав человека,
самой личности человека;
-
активное участие самого несовершеннолетнего в реабилитационном процессе означает,
что подросток выступает не столько объектом реабилитации, сколько субъектом,
что позволит лучше узнать подростка, его проблемы;
-
активизирование позитивного в несовершеннолетнем, т.е. найти что-то хорошее,
позитивное, развить это и именно это должно стать стержнем процесса
реабилитации.
Но
надо иметь в виду, что реабилитация каждого подростка зависит не только от
реабилитационных программ, но и от индивидуальных психологических установок,
мировоззрения, характера самого подростка.
На
IX Конгрессе ООН по предупреждению преступлений и обращению с преступниками
(Каир, апрель-май 1995 года) было принято практическое руководство по
эффективному применению международных тюремных правил. Так, правило 58 гласит:
«Целью и оправданием приговора к тюремному заключению или вообще к лишению
свободы является в конечном счете защита общества и предотвращение угрожающих
обществу преступлений. Этой цели можно добиться только в том случае, если по
отбытии срока заключения и по возвращению к нормальной жизни в обществе
правонарушитель оказывается не только готовым, но и способным подчиниться
законодательству и обеспечить свое существование».
Задача
специалистов социальной реабилитации многогранна:
снять
остроту психического напряжения,
провести
первичную адаптацию подростка к жизни в социально-здоровой среде,
восстановить
или компенсировать утраченные подростком социальные связи,
вернуть
его к важнейшим формам человеческой жизнедеятельности: игре, познанию, труду,
общению.
Для
того, чтобы добиться выше указанных целей необходимо помнить о специфике
адаптации несовершеннолетних правонарушителей, которая состоит в необходимости
включать подростка в социально-культурную среду и формировать у него
общественно и личностно значимые потребности и интересы; создавать условия для
предупреждения, регулирования и корректировки противоправного (или
делинквентного) поведения.
Модель
реабилитации подростков с делинквентным поведением в учреждениях временной
социальной изоляции, представляет собой целенаправленный педагогический процесс
социальной адаптации подростков с учетом различных средств и технологий
социально-культурной деятельности, позволяющий смягчить условия дезадаптации, в
которых оказываются подростки. Социально-культурными условиями адаптации
несовершеннолетних правонарушителей в учреждениях временной социальной изоляции
являются:
-
учет возрастных, индивидуально-личностных особенностей подростка,
-
социальной ситуации развития и воспитания подростка;
-
комплексное использование интегрированных технологий педагогического,
социального и психологического воздействия;
-
разработка и внедрение программы с использованием интегрированных
социально-культурных технологий, направленных на стабилизацию
эмоционально-личностного состояния подростков, формирование у них позитивных
ценностных установок и моделей поведения;
-
целенаправленная подготовка персонала центров временной изоляции
несовершеннолетних по вопросам реабилитации несовершеннолетних.
Применение
различных технологий социально-культурной деятельности для адаптации
несовершеннолетних в условиях временной социальной изоляции формируют
социально-регулятивные механизмы поведения личности, а также развивают
способности подростков к самоанализу и самоконтролю.
В
контексте социальных отношений культура представляет собой меру развития
человека, становления личности в процессе деятельности и усвоения социального
опыта. Общекультурный, гуманистически содержательный смысл деятельности
заключается в формировании человеком своей социальной сущности. Такого рода
творческая деятельность выступает как реальный способ наиболее полного
самовыражения личности через активные общественные действия. Культура создает
мир человеческих взаимоотношений на основе единства и многообразия, которые
наиболее полно выражают связи человека, культуры и социальной системы общества.
Разноуровневые социальные проявления культуры свидетельствуют о ее
многообразном ценностном содержании, которое выступает в качестве
интегрирующего механизма адаптации, социализации, идентификации, самореализации
индивидов, взаимодействия между социальными общностями и процессами
общественной жизни.
Программа
с использованием интегрированных технологий способствующая повышению культурной
компетентности личности и предотвращающая усиление деформации личности
подростка при применении по отношению к нему мер временной социальной изоляции.
4.
Заключение
В
заключении, немного статистики по данным доктора психологических наук, одного
из самых известных специалистов в области пенитенциарной психологии
В.Ф.Пирожкова:
1)
среди несовершеннолетних преступников удельный вес лиц мужского пола всегда
существенно выше (90-95%) их удельного веса в населении данной возрастной
группе, проживающей в соответствующих регионах страны (48-52%);
2)
доля девушек, совершивших преступления (4-10%), наоборот, значительно меньше их
удельного веса в населении;
3)
прирост преступности среди подростков и юношей
значительно
опережает рост подростково-юношеской популяции: преступность среди
несовершеннолетних за 10 лет выросла приблизительно в два раза, а подростково-юношеское
население уменьшилось на 15-20%. Причем, за последние 15 лет средний возраст
особо опасного рецидивиста снизился на 4-5 лет (с 28-30 лет до 23-25 лет);
4)
чаще всего несовершеннолетние совершают преступления в свободное от учебы время
в учебные дни (с 15.00 до 24.00). А "пик" преступных проявлений
приходится на 20.00-21.00. До 7% преступлений совершается в учебное время,
когда подростки должны быть на занятиях в школе. До 10% преступлений
совершаются в период производственной практики и других работ. При этом 18-20%
преступлений совершается в
и
праздничные дни.
Необходимо
создавать различные теории и разрабатывать новые методики, позволяющие ускорить
и сделать более качественным процесс реабилитации подростков, находящихся в
социальной изоляции. При осуществлении реабилитационных мероприятий необходимо
учитывать обстоятельства совершения правонарушения, условия воспитания и
характер подростка в каждом конкретном случае. При назначении наказания
необходимо индивидуализировать наказание и надо избегать назначения подростку
наказания не соответствующего совершенному им проступку, так как в этом случае
наказание может сыграть противоположную роль и привести к ещё большему
углублению асоциального поведения подростка.
При
определении метода реабилитации подростков, находящихся в местах социальной
изоляции необходимо помнить, что все осужденные, находящиеся в местах лишения
свободы, рано или поздно возвращаются в наше общество, и от того, какими они
вернутся, зависит благополучие общества и наше будущее.
Список литературы
Лихтарников
А.Л., Чеснокова Е.Н., Социально-психологическая реабилитация осужденных
подростков - СПб. Мемориал: Penal Reform International, 2001.
Курганов
С. И. О применении амнистий и условного осуждения к несовершеннолетним/Материалы
круглого стола «Несовершеннолетние в уголовно-исполнительной системе России:
проблемы исполнения наказаний, социальной адаптации и их совершенствования»/
Под ред. засл. деятеля науки России, д-ра юрид. наук, проф. А. С. Михлина. М.,
2002.
Васильев
В.Л. Юридическая психология. 5-е изд., доп. и перераб. СПб., 2002.
Садовникова
М.Н. Ресоциализация несовершеннолетних, находящихся в местах лишения свободы:
Понятие и принципы /Опубликовано: Сибирский Юридический Вестник. - 2004. - № 2.
Бреслав
Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и
отношение. М., 1990.
Кон
И.С. Психология старшеклассника. М., 1982.
Ред.
А.А.Реан. Возрастной кризис. Психология подростка. СПб., 2003 .
Ремшмидт
Х. Подростковый и юношесткий возраст: проблемы становления личности. М., Мир
1994. Развитие, стадии, кризисы возрастные, взросление, зрелость, Я-концепция,
секты юношеские.
Вайзер
Г.А. Смысл жизни и «двойной кризис» в жизни человека //ПЖ, Т. 18, № 5, 1998.
Кризисные периоды возрастного развития, подростковый возраст, старение,
социальные смыслы, эмоциональные смыслы.
Пирожков
В.Ф. Законы преступного мира (криминальная субкультура). Тверь. 1994.
Пирожков
В.Ф Стручков Н.А. Асоциальная субкультура и её
профилактика//Исправительно-трудовые учреждения. № 20. ВНИИ МВД России. 1982.
Также
в работе были использованы информационные сайты:
http://www.lawlibrary.ru/
http://www.psyznaiyka.net/
http://www.infox.ru/
http://esotericpl.narod.ru/
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat.ru
|