Представление о личности в общей и дифференциальной психологии
Представление о личности в общей и дифференциальной психологии
Представление о личности в общей и дифференциальной
психологии
Понятие личностных черт
Общая
психология – занимается анализом психических процессов абстрактного человека.
General – корневая.
Дифференциальная
психология – изучает индивидуальные различия, конкретные особенности,
психологию отдельного человека.
Основные
подходы к изучению индивидуальности (личности):
Структурный,
диагностико-коррекционный. Принят в дифференциальной психологии.
1)
Единицы изучения – наличные свойства субъекта. Свойство есть, проявляется в
способах поведения. Индивидуальное свойство, черта характера, воспринимается
как факт.
Индивидуальность
(личность) понимается как целостная структура свойств, неразложимая далее.
Синоним – характер.
Субъект – обладатель свойств.
Соответствует
понятию личности в широком смысле, природный и социальный индивид. Феофраст,
Гиппократ – изучение индивидуальных особенностей. Способности, темперамент,
характер. Типологии индивидуальности.
Крайний
вариант – субъект с жестким характером, неизменной структурой свойств. Все
ситуации считает типовыми, живет в стереотипном мире, который не должен
меняться.
2)
Происхождение свойств и способов поведения. Соотношение наследственного и
приобретенного, природы и среды. Подход не работает при изучении
индивидуального поведения – субъект еще не личность (в точном смысле), организм
невинен.
3)
Способы работы психолога. Психодиагностика – установление наличия и степени
выраженности свойств. Коррекция способов поведения, индивидуальных свойств.
Коррекция не касается личности, это изменение либо природы, либо среды (близко
к бихевиоризму).
Функциональный,
личностный. Принят в общей психологии.
1)
Единицы изучения – свойства как артефакт, искусственно созданные, являющиеся
средством решения проблем.
Субъект
– создатель свойств. Личность – личность в точном смысле слова, культурный
индивид.
Такие
свойства являются функциональными образованиями, необходимыми в какой-либо
ситуации. Меняется ситуация – меняются свойства.
Крайний
вариант «человек без свойств». Для субъекта каждая ситуация является в пределе
неопределенной, нерешенной до конца.
2)
Происхождение свойств и способов поведения. Свойства созданы личностью. У
личности нет права ссылки на природу или среду, личность ответственна. Ее
характеризует готовность к решению собственных проблем.
3)
Способы работы психолога. Существуют 2 формы работы с личностью:
если
готовность к решению проблем есть, но умения нет. Есть вопрос, на который человек
не может найти ответ. Форма работы – психологическая помощь в решении проблем
(но не решение проблем вместо пациента). Постепенное уточнение вопроса и
постепенное приближение к причине симптома. Психоанализ.
Если
есть и готовность и умение решать свои проблемы. Форма работы – психологическое
консультирование (Роджерс). Это не помощь в решении проблем, это попытка поиска
проблем, до поры незамеченных, раскрытие проблем. Конструктивная психология,
гуманистическая, некоторые направления психоанализа.
Основные
различия в подходах:
Анализ
свойств индивида: как фактов (С) и артефактов (Ф), как наличных или созданных,
поверхностных или глубинных.
Позиция
психолога: (С) позиция исследователя, человека, который не вторгается в жизнь
изучаемого субъекта, и (Ф) позиция организатора, который принимает на себя роль
терапевта, консультанта, активно участвует в жизни своего клиента.
Описание
структуры. (С) личность изучается как составная структура, выделяются единицы и
элементы. (Ф) функциональный подход, изучаются причины возникновения свойств.
Проблема
условий развития личности. (С) рассматривает результат развития, а не причину.
(Ф) Условия развития личности: природные предпосылки, социальные условия
существования становления личности, культурные принципы решения личностных
проблем.
Оба
подхода не противопоставляются друг другу, а используются в зависимости от
ситуации.
Проблема адекватности единиц строения личности
Единица
анализа личности должна быть адекватна целому.
Личность
как совокупность черт. Черта – единица строения личности. Черта как постоянная
– субъективно воспринятый гештальт. Черта как переменная – измеримый аспект
поведения. Черта как генерализованная реакция на похожие стимулы.
Выделение
природного, социального и культурного субъекта и анализ этих составляющих
личности.
Личность
как совокупность психологических качеств. Черты личности.
Личность
- это уникальный комплекс (созвездие) личностных черт.
Черты
личности – в дифференциальном психологическом подходе – совокупность черт
личности.
Понятие
черты имеет 3 смысла:
черта
как обобщенная поведенческая реакция: характеристика поведения человека
(активность, эмоциональность); но не обязательно внешнее поведение может
соотноситься с внутренней чертой;
характеристика
личности, подразделяются по способу их выявления:
как
первичная черта (выявляется на основе наблюдения и беседы с человеком);
описание человека с житейской точки зрения;
как
переменная черта (выявляется с помощью измерительных инструментов –
опросников); описание человека с точки зрения научной психологии.
Кеттел,
Айзенк, Гилфорд. Структура личности – набор черт. Диагностируя структуру
личности с помощью таких процедур, получаем представление о модальных формах
личности, т.е. о созвездии черт, характерной для той или иной популяции людей в
определенной культуре.
Кеттел.
Категории черт личности.
А)
Поверхностные черты – исходные черты.
Поверхностные:
совокупность поведенческих характеристик, которые при наблюдении выступают в
неразрывном единстве (неспособность сосредоточится + нерешительность +
беспокойство = невротизм).
Исходные:
основополагающие структуры, определяющие постоянство, которое наблюдается в
поведении человека. Это более глубокий уровень личности.
Б)
Конституциональные черты – черты, сформированные окружающей средой (это два подтипа
исходных черт).
Конституциональные
– развиваются из биологических и физиологических данных индивидуума (наркомания
– раздражительность).
Средовые
– обусловлены влияниями социального и физического окружений (результат
научения).
В)
Способность, темперамент и динамические черты. Это модальности исходных черт.
Способности – умения человека, темперамент – эмоциональные и стилистические
качества поведения, динамические – мотивационные элементы поведения.
Г)
Общие и уникальные черты.
Общая
– присутствует в различной степени у всех представителей данной культуры (но
организация общих черт в личности всегда уникальна).
Уникальная
– у одного или нескольких.
Черты
личности представляют собой относительно постоянные тенденции реагировать
определенным образом в разных ситуациях.
Айзенк.
Интроверсия-экстроверсия * нейротизм-стабильность. Это суперчерты (типы). Эти
суперчерты построены из составных черт. Черты состоят из многочисленных
привычных реакций, которые в свою очередь формируются из специфических реакций
(улыбается и протягивает руку – если всякий раз, то это привычная реакция
приветствовать другое лицо – общительность – экстраверсия).
Для
факторных концепций характерна позиция двойной детерминации развития личности,
признание изменения базовых врожденных предрасположенностей под влиянием
научения, т.е. среды.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://psy.piter.com/
|