Понятие высших психических функций: их строение и развитие
Понятие высших психических функций: их строение и развитие
Понятие высших психических функций: их строение и
развитие.
Л.
С. Выготский: выделял натуральные, природные функции (они непроизвольны) и
психические, присущие только человеку. Для приспособления к жизни общества
человеку необходимо овладение социально-культурным опытом. Специфика
человеческой психики и поведения состоит в том, что они опосредованы
культурно-историческим опытом. В естественно протекающие психические процессы и
поведенческие функции вклиниваются элементы общественно-исторического опыта,
тем самым преобразуя их. Они становятся высшими психическими функциями.
Естественная форма поведения преобразуется в культурную.
Основные
свойства ВПФ:
социальны
по существу, не нужны отдельному человеку, разделены между людьми (функция
слова).
опосредованны
по характеру. Людей соединяют речевые знаки. ВПФ появляется дважды: на уровне
внешних средств и как внутренний процесс.
произвольны
по процессу формирования (произвольность - результат опосредованности, освоения
средств).
системны
по своему строению (созданы на основе нескольких натуральных функций; ВПФ
взаимосвязаны, не возникают по отдельности).
Специфика
ВПФ
Критерий
|
Натуральная ПФ
|
Высшая ПФ
|
1. Строение
|
Непосредственны. Протекают без
вмешательства культурных средств
|
Опосредствованы по своему
строению (в процесс ее протекания включены культурные средства)
|
2. Происхождение
|
Природное. Продукт
естественного развития
|
Социальное. Формируются при
активном участии других людей, членов общества
|
3. Управление
|
Непроизвольное. Невозможно
сознательно вмешиваться в этот процесс
|
Произвольное. Можно
произвольно, целенаправленно управлять процессом
|
Эксперимент
по формированию памяти. А. Н. Леонтьев: методика двойной стимуляции. Основная
задача испытуемого – запомнить и воспроизвести 20 слов, 20 названий предметов.
2
рода стимулов: 1) основной, стимулы-объекты (слова для запоминания),
2)
стимулы-средства, помогающие запомнить материал (карточки с картинками).
1
серия экспериментов: испытуемый прослушивает и запоминает слова (запоминание
без средств).
2
серия экспериментов: испытуемый прослушивает слова и устанавливает
ассоциативные связи для каждого слова с помощью картинок. При воспроизведении
может ими пользоваться (запоминание с помощью средств).
(1)
внешние средства практически не повышают продуктивности запоминания, (2) в
младшем школьном возрасте внешние средства значительно повышают продуктивность
запоминания (3) У взрослых при высокой продуктивности запоминания внешние
средства практически уже не повышают ее. Верхние показатели - характеристики
обучения, нижние - развития. Вывод: 1) обучение должно опираться на определенный
уровень естественного развития, 2) обучение (верхняя точка) направляет процесс
естественного развития, «ведет его за собой». Обучение создает ЗБР психических
функций. Зона ближайшего развития - различие между тем, что ребенок может
выполнить самостоятельно, без помощи культурных средств и тем, что он может
сделать при участии взрослого, используя их. 3) у взрослых уже не внешние,
материальные средства, а внутренние, умственные.
Интериоризация
(«вращивание внутрь») - процесс преобразования внешних средств во внутренние и
возможность самостоятельного создания и использования этих средств для
управления своим поведением. Человек в (2) получает возможность управлять
своими психическими функциями с помощью внешних средств.
А.
Лурия: эйдотехника - образная техника.
Экстериоризация
– поведение вовне – процесс создания внешних средств для управления даже такими
функциями, которые обычно не осознаются.
Чтобы
управлять своими психическими функциями, нужно их осознавать. Если нет
представленности в психике, то нужен процесс экстериоризации, процесс создания
внешних средств. Биологическая обратная связь - прием управления натуральными
функциями (пример с научением управлять биоритмами мозга).
Культура
создает особые формы поведения, она видоизменяет деятельность психических
функций, надстраивает новые этажи в развивающейся системе поведения человека.
В
процессе исторического развития общественный человек изменяет способы и приемы
своего поведения, трансформирует природные задатки и функции, вырабатывает
новые способы поведения – специфически культурные.
Все
ВПФ суть интериоризированные отношения социального порядка. Их состав,
генетическая структура, способ действия – вся их природа социальна.
Культура
ничего не создает, она только видоизменяет природные данные сообразно с целями
человека. ВПФ происходят от естественных природных функций.
В
процессе культурного развития у ребенка происходит замещение одних функций
другими, прокладывание обходных путей. Основу культурных форм поведения
составляет опосредованная деятельность, использование внешних знаков в качестве
средства дальнейшего развития поведения.
Стадии
развития ВПФ:
Интрапсихическая
Интерпсихическая
Между
ними – процесс интериоризации.
Интериоризация
– переход, в результате которого внешние по своей форме процессы с внешними
вещественными предметами преобразуются в процессы, протекающие в умственном
плане, плане сознания. При этом они подвергаются специфической трансформации –
обобщаются, вербализуются, сокращаются и становятся способными к дальнейшему
развитию, которое переходит границы внешней деятельности.
Совместная
предметная деятельность необходима для присвоения культурно-исторического
опыта. В процессе присвоения (внешняя, опосредованная деятельность) возникает
качественно новая – внутренняя деятельность.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://flogiston.ru/
|